Каждый садовод и огородник сталкивается с целым рядом насекомых-вредителей. На всех этапах борьбы за свой урожай можно встретить множество «разъедающих» существ, которые стремятся съесть корни, листья, бутоны, завязи и даже уже созревшие плоды как у овощных, так и цветочных растений. Эти насекомые уничтожаются с помощью химических средств, народных рецептов, ловушек игораздо чаще — вручную. Однако о полной победе над ними говорить не приходится. Одним из таких вредителей, которого мог увидеть любой, кто занимался копкой грядок, является личинка бронзовки.
Как я познакомилась с бронзовкой
Многие дачники, заметив в земле эту толстую личинку, зачастую не задумываясь, стремятся её вытащить, чтобы наступить на неё или отдать её домашней птице, что, как правило, очень радует кур.
Я также собирала этих личинок и кормила ими своих кур, не имея понятия о том, кем они являются. Моё знакомство с ними произошло в необычной ситуации.
Наш старый дом частично пришёл в негодность: некоторые бревна сгнили от протечек и деятельности древоточащих насекомых.
Однажды летом мы услышали странные шорохи. Сначала мы предположили, что это мышь, но звуки были слишком равномерными для этого. Спустя пару дней мы заметили, что по полу к выходу ползёт жук с блестящими зелеными крыльями. Сдавшись, мы вынесли его на улицу, полагая, что он просто забрался в дом. Однако шорохи под обоями продолжались, и вскоре появился ещё один жук, который снова направился к выходу. Мы увидели более пятнадцати таких жуков. Это привлекло наше внимание, и я решила выяснить, кто же это такие.
Оказалось, что это бронзовка — жук из подсемейства Бронзовок семейства пластинчатоусых. Бронзовка золотистая не так изящна, но прекрасно окрашена и сверкает как золото. Кто не видел этого жука, похожего на крупный изумруд, сидящего на цветке шиповника, выделяющегося на фоне нежных султанчиков лепестков? (Жан-Анри Фабр. «Жизнь насекомых. Записки энтомолога»). Cetonia aurata (лат.) означает «золотистый металлический жук», и этот жук достаточно крупный: длина его зелёного тела с металлическим блеском составляет до 23 мм. По форме тело напоминает прямоугольник, слегка сужающемся к заднему краю.
Существуют и другие виды бронзовок: медная бронзовка и бронзовка вонючая.
Однако в нашем доме появлялась именно зелёная бронзовка, также называемая золотистой или обыкновенной. Причина их появления в нашем доме заключалась в следующем: бронзовки откладывают свои яйца в разлагающиеся древесные остатки, такие как опилки, листья и трухлявое дерево. Личинки этих жуков питаются такими остатками, поэтому нашествие бронзовок было связано с тем, что взрослые особи выжили из куколок, которые они образовали из личинок, живущих в сгнившей древесине стен нашего дома.
Враг ли для огородника личинка бронзовки
Многие полагают, что толстая, серо-белая личинка подгрызает корни растений. К сожалению, это так, но речь идёт не о личинке бронзовки, а о личинке хруща, которая внешне немного схожа. Личинка бронзовки, как раз, питается детритом растительного происхождения — неразложившимися остатками растений. Именно поэтому их привлекли старые бревна в нашем доме. Живые ткани растений, такие как корни, абсолютно неинтересны. Это нельзя сказать о личинках хруща (майского жука).
Более того, личинка бронзовки, не нанося вреда растениям, приносит много пользы. В течение своей жизни она активно ест, дробя своими челюстями уже частично разложенные растительные остатки, что способствует быстрому разложению твердых частиц, которые могли бы долго оставаться целыми.
На фотографии видно, как личинка прогрызла углубление в трухлявом дереве, находившемся в грядке. Выемка соответствует форме и размеру тела насекомого, что не оставляет сомнений в её происхождении.
Измельченные растительные остатки проходят через пищеварительную систему личинки, создавая вещество, которое способствует увеличению плодородия почвы и полностью подходит для питания растений. За время своего существования личинка бронзовки выделяет экскременты, которые являются отличным удобрением, в тысячи раз превышающим ее собственный вес, что сопоставимо с продукцией биогумуса дождевых червей и даже превосходит её.
Как отличить личинку майского жука от личинки бронзовки
Личинка бронзовки обладает характерными чертами для пластинчатоусых: толстая, достигающая в последней стадии до 62 мм, изогнутая в форме буквы «С» бело-серо-жёлтая. Это схоже и с личинками других жуков, в том числе майского жука, которые, в отличие от бронзовок, действительно вредны. Так на что обратить внимание, чтобы отличить их?
Если присмотреться, различия между личинками разных видов очевидны.
На этом снимке — личинка золотистой бронзовки. А на следующем — личинка майского жука (хруща).
Наглядно видно, что у личинки бронзовки более коренастые ножки, маленькая голова и относительно небольшие челюсти. Более того, личинка бронзовки имеет более «шершащую» поверхность. Возможно, стоит обратить внимание на обитателей подземных грядок — не все они являются вредителями, которых нужно безжалостно уничтожать.
Постскриптум
Защищая личинку бронзовки, стоит отметить, что взрослые особи (имаго) этого жука питаются, выбирая тычинки, лепестки цветов и молодые листья, а также поедая плоды. Тем не менее, они не наносят серьезного ущерба садоводству и цветоводству. Специальные методы борьбы с ними не разработаны.
Бронзовка может считаться безопасным насекомым для сельского хозяйства, учитывая её образ жизни. Историю жизненного цикла этой насекомой великолепно описал французский энтомолог Жан-Анри Фабр.
Бронзовка проходит двугодичный цикл развития. Жук появляется из куколки в середине лета — в июле. Все лето он активно питается, посвящая своё время поиску пищи, предпочитая перезревшие плоды и ягоды.
Светолюбивые и теплолюбивые бронзовки активны лишь в яркие солнечные дни; в дождь или при малейшем похолодании прячутся. С приходом холода жуки ищут укрытие для зимовки. Весной, выйдя из зимней спячки, бронзовки начинают питаться, но значительно менее активно, чем прошлым летом. В это време ягод и плодов ещё нет, поэтому жуки питаются цветами, молодыми листьями и соком деревьев. Этот вид предпочитает тепло, и они просыпаются, когда становится достаточно жарко. В это время плодовые деревья уже отцвели. Бронзовки чаще всего можно встретить на шиповнике и розах, а также на соцветиях сныти и таволги.
После спаривания самка откладывает яйца в почву, богатую перегноем, компостных кучах, опавшей листве и опилках. После этого бронзовки больше не интересуют пища: до осени взрослые особи ведут неторопливый образ жизни и с наступлением холодов зарываются в почву. Через двенадцать дней после того, как самка отложила яйца, вылупляются маленькие личинки, которые начинают массово уничтожать гниющие растительные остатки, превращая их в питательное вещество для новых растений. Личинка двигается в земле, пропуская через свой кишечник растительные остатки, используя не слабые лапки, а мощные мускулы на спине для передвижения. Если положить личинку бронзовки на спину, она сможет перевернуться и продолжить путь, ползая на спине. Лапки ей нужны только во время создания кокона, внутри которого она превращается в куколку, из которой впоследствии появляется взрослое насекомое — жук бронзовка.
61 комментарий 26 благодарностей за пост 4 в избранном 169982 просмотров
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор записи:
NatashaPetrova АВТОР 7 ДАЧ
НаташаПетрова Красногородское 8 августа 2016, 22:14
Сказать спасибо! Вы поблагодарили 9993
Добавили запись в избранное
Лариса Крылова (Тулинова) и еще 3 человека
Добавить в избранное
Комментарии (57)
9 августа 2016, 04:08
На первом фото с картошкой личинка больше похожа на хруща — белая, длинная и сильно изогнутая.
9 августа 2016, 15:20
Нет. Во-первых, их там две. Во-вторых, я их разглядела, пока фотографировала. Это бронзовки.
9 августа 2016, 06:02
Как вы можете заблуждаться! Бронзовка представляет собой крайне опасного вредителя. На начальных этапах, когда их популяция еще сравнительно мала, ущерб может быть незаметным. Однако, когда их количество увеличивается до критической отметки, последствия становятся весьма ощутимыми.
В нашем селе функционирует перерабатывающее предприятие, где скопилось великое множество опилок, щепок и прочего древесного мусора, образующих настоящие горы. Это является основным источником пищи для личинок. Безусловно, не плохо, что когда-нибудь эти личинки переварят большие объемы гниющей древесины. Но запаса корма у них хватит на долгие сотни лет. А мне, к сожалению, требуется урожай и цветы здесь и сейчас, а не в каком-то далеком будущем. Поскольку количество жуков, верящихся из такого объема корма, очень велико, речь идет не о нескольких особях, а о целых тучах. Каждый день я собираю не менее полутора литров жуков (упаковываю их в банки), так, чтобы они плотно помещались под крышку, как при консервации.
Безусловно, это не карантинный вредитель, так как в нашей стране его много где можно встретить. Тем не менее, данный вредитель вызвал указание местных надзорных органов о необходимости очистки территорий от огромных свалок древесных отходов. Их вывоз осуществлялся на протяжении нескольких недель. Куда? Не могу сказать, скорее всего, на свалку для утилизации. Ведь переработать эти отходы на топливные брикеты невозможно, так как они уже испорчены и содержат обитающих в них личинок. А что если одна из них выживет и начнет разрушать что-то в будущем? Вдобавок, бронзовка способна уничтожать все, что ей попадется на пути. Пришлось расстаться с ирисами, поскольку их цветы исчезают вмиг. С луговыми растениями ситуация аналогичная. Если бы только жуки тратили силы на уничтожение декоративных растений! Они начинают есть и любые другие цветы, выбирая излюбленные яблоневые, груши и даже малину. Когда цветы уже закончились, переключаются на ягоды. Запасы малины у меня в этом году пострадали значительно.
На овощных растениях не заметила их явления, но полагаю, что цветы томатов их не интересуют, так как это ядовитое растение. Тыквы, напротив, вполне плодовиты, поэтому их цветы вряд ли привлекут бронзовок.
Читала, что даже яблоки могут стать их пищей.
Не стоит защищать личинок бронзовок, они могут быть отличным кормом для цыплят. А вот жуков следует ловить и уничтожать! Либо также давать их птенцам. Однако ловля — это дело длительное и трудоемкое. Главное, избегайте использования химических веществ для истребления, так как такие препараты вредят и полезным насекомым, которые опыляют цветы. С яблонными плодожорками справляться намного проще, чем с бронзовкой. Нужно предотвращать её размножение и распространение. В лесу ей место, там действительно надо проводить уборку, избавляясь от гниющей древесины.
Скорее всего, бронзовки были занесены в наше село вместе с некачественными бревнами и получили доступ к щедрому корму.
9 августа 2016, 15:34
Это лишь ваше мнение — не стоит его навязывать столь активно. Возможно, вам просто не повезло с соседством деревообрабатывающего производства. Впрочем, это не вина бронзовки: это человек создал условия, способствующие её размножению. Личинки развились из-за вмешательства человека, и взрослые особи, если прерван природный баланс, вынуждены были поедать ваши ирисы.
Что касается меня, бронзовка не причиняет мне вреда — ни в виде личинок, ни как взрослых особей. Взрослых жуков у нас не так уж много — чтобы наполнить даже поллитра чуть ли не приходится обежать весь огород и сад. Да, предполагаю, это займет не один день.
Те жуки, которых мне довелось наблюдать, в основном питаются соцветиями таволги, которая растет на заднем дворе. У нас земель больше гектара, так что есть места, оставленные в диком виде. Когда цветут яблони и груши, тут еще холодно, и бронзовок практически не бывает.
Кстати, в лесу их нет, там для них слишком прохладно и темно. В лесу есть свои переработчики мертвой древесины.
11 августа 2016, 13:50
Пожалуйста, расскажите о полезных свойствах бронзовок Фархаду. Помогите ему определить вредителя томатов и способы борьбы с ним.
Надеюсь, он сможет понять и станет беречь личинок бронзовок. Возможно, для них даже стоит выделить отдельный участок для выращивания помидоров.
Вот еще один сигнал о кормовом растении. К нему даже пасленовые не страшны.
11 августа 2016, 23:14
«Вот еще один сигнал о кормовом растении. К нему даже пасленовые не страшны» — я не совсем поняла, что вы имеете в виду. Судя по фотографии по ссылке, жуки действительно едят плоды помидоров. Мы тоже их кушаем — или пасленовые вредны для человека?
Я в своей статье не отрицала, что взрослые особи питаются плодами и цветами. Но это написано как уточнение, в то время как основное внимание уделено пользе ЛИЧИНКИ бронзовки. Я в курсе, что личинка становится взрослой особью. И я также знаю, что один из видов бронзовки находится в Красной книге.
На моей земле бронзовки не представляют опасности. Мне кажется, что и Наталья (Bernata) разделяет мою точку зрения.
Что касается бронзовок, то они не относятся к опасным сельскохозяйственным вредителям, об этом пишется и в Википедии (если, конечно, этот ресурс считается авторитетным). В таблице ссылаются на более авторитетный источник — книгу Савковского П.П. «Атлас вредителей плодовых и ягодных культур».
Сложившаяся у вас ситуация в вашем регионе, на мой взгляд, обусловлена не столько горами опилок на лесопилках — ведь это обычное явление, и у нас они также имеются в достаточном количестве.
В этом случае, возможно, причина усугублена перекрестной историей: массовое уничтожение воробьев в Китае в период Большого скачка.
«Но если зуд — без дела не старайтесь, — у вас еще достаточно дел: давите мух, снижайте рождаемость, уничтожайте своих воробьев!» (В. Высоцкий «Письмо рабочих тамбовского завода китайским руководителям»).
Возможно, просто истребили естественных врагов бронзовки, создав тем самым идеальные условия для её размножения вокруг куч опилок.
P.S. Что касается «специальной посадки помидоров» для бронзовок — это не моя рекомендация, но я знаю человека, который высадил черную смородину в гораздо больших объемах, чем ему нужно. На вопрос: «Зачем тебе это?» он отвечает, что это «буферная зона» для скворцов — и птицы едят, сколько им нужно, и людям этого хватает.
29 августа 2021, 07:08
У меня бронзовки испортили мальву и созревание первых груш.
15 апреля 2018, 02:37
Причина ваших неприятностей, судя по всему, кроется не в жуках, а в организации работы на предприятии и в том, что опилки вовремя не убираются, а остаются валяться.
Судя по всему, это очень успешное предприятие, которое не считает нужным оперативно фасовать опилки в мешки и продавать их на подстилку животным.
15 апреля 2018, 17:34
Это проблемы в организации производственного процесса у них, а у меня — в моем огороде с жуками.
15 апреля 2018, 18:51
Всё это связано )) У нас была аналогичная ситуация раньше, в 2000 году. Ураган повалил старые ели, и никто их не убирал, так же как и я (отсутствие времени), и в итоге расплодилась целая армия жуков-типографов (они едят кору) и короедов, личинки которых уничтожали еловые деревья. В нормальных условиях этих жуков очень мало, и они не приносят вреда, питаются старой гнилой древесиной, игнорируя свежие (поскольку они ей не интересны). А тут… Здоровые деревья начинали грызть насквозь. Позже я использовал древесину на второсортные дрова — так личинок находилось на каждой бревне.
Мы избавились от них лишь после того, как все ели были полностью срублены, лес постоял с другими мелкими деревьями, прошли несколько лет, и только потом начали сажать новые еловые деревья. Их уже не трогали, популяция жуков стабилизировалась, и не стало полчищ, как во времена нашествия саранчи.
Везде были короеды и типографы, скрывающиеся под еловой корой. Так что, если древесину не обрабатывать, личинок только и жди.
Вот так всё это было. На этих короедах даже шершни начали охотиться, ловили их в лапах и летели с добычей.
15 апреля 2018, 20:22
Честно говоря, не могу придумать, что сделать. Возможно, в цветниках стоит пересаживаться на менее привлекательные для жуков, например, акониты — они ядовиты, и жук их вряд ли тронет.
16 апреля 2018, 16:56
А вместо малины и яблонь? Что ядовитого можно высадить?
16 апреля 2018, 20:25
Не знаю. А куры не охотятся на этих жуков? Может, стоит их обучить?
18 апреля 2018, 16:32
Но куры не могут забраться на яблоню, они не воробьи, а бронзовки по земле не ползают. Цыплята с удовольствием едят жуков, если собрать их вручную.
10 апреля 2020, 21:01
Яблони цветут задолго до появления бронзовок. На малине их не видела. А вот на диких растениях наблюдала. Может, стоит посадить немного диких растений в ограниченном пространстве?
11 апреля 2020, 10:09
Я тоже так думаю. Взрослые жуки, готовящиеся к размножению, и соответственно, к питанию, начинают появляться только с потеплением. Шиповник и таволга в это время цветут. У меня они там «пасутся».
16 мая 2022, 05:26
У меня бронзовки уничтожают калину, пионы и розы. Хоть жук и красив, но это все же вредитель. Жалко цветы.
10 апреля 2020, 21:02
Яблони цветут задолго до появления бронзовки.
12 мая 2020, 18:45
В этом году бронзовка неплохо покусала мою яблоню, возможно, из-за того, что весна была ранней.
10 декабря 2022, 20:07
Эти бронзовки испортили огромное количество моих томатов, прогрызая в плодах огромные дыры. Поэтому я их уничтожаю и буду продолжать уничтожать, несмотря на их великолепную изумрудную окраску!
Размышления о бронзовках подвигли меня на серьезные мысли… У нас практически нет этих жуков. За все свое время я видела не больше трех-четырех штук одновременно. На сайте мне много раз попадалась информация о вреде бронзовок, но я никогда не воспринимала это всерьез. Какой может быть вред, если летом мне удается насчитать их лишь десяток с лишним?
Но стоит отметить, что у нас и леса в округе не так много… Конечно, есть лесопилки и столярные мастерские, а также «лесной порт», через который отправляют древесину на экспорт… Но, видимо, там в основном обрабатывают готовую продукцию (срубленных деревьев почти не видно), поэтому у нас не наблюдается массового размножения бронзовок… Да и срубленных деревьев и деревянных домов тоже почти нет…
11 августа 2016, 23:41
У нас этих бронзовок в избытке. Они уничтожают цветы с такой скоростью, что даже страшно. Их часто можно встретить на лесных тропинках.
12 августа 2016, 05:24
Польза и вред всегда идут рука об руку. Известно, что цветы ириса, погибающие от бронзовок, представляют собой естественный процесс утилизации в природе. Летние дачники сажают ирисы для удовольствия, а не для того, чтобы кормить этих вредителей. Когда пользу начинают трактовать как вред, это не совсем правильно. Я не против самого существования бронзовок и их личинок. Также я хорошо отношусь к майским жукам и их личинкам, ведь у них тоже есть своя важная роль в экосистеме. Тем не менее, дачники недовольны, когда эти жуки повреждают овощные культуры и корни растений.
Оба вида жуков могут нанести вред. Почему-то тот, кто повреждает корни, воспринимается как враг, а тот, что уничтожает надземные части растений, как цветы, считается безобидным. Странная логика.
Стоит также учитывать количество вредителей. Когда личинка хруща одна, она почти незаметна, так же, как и один жук бронзовки. Но сто личинок могут значительно очистить грядки от растений. Если у вас на клумбе всего лишь сто бронзовок (для этого не нужны громадные кучи опилок, гнилые корни или ветви деревьев в ближайшей лесополосе вполне достаточно для появления новых жуков), от ваших цветов останутся лишь изуродованные обрубки. Здесь важно не только наличие старой древесины, но и цветы, на которых жуки будут питаться. Природой не предусмотрено, чтобы таких цветов было много. А вот в цветниках их достаточно, особенно если дачники любят возиться с растениями. Получается, ресурс питания для жука обширный! И куда отложить яйца, жук найдет. У вас личинки могли поедать деревянные конструкции домиков, у кого-то остались доски, где-то не убраны сучья после заготовки дров. Мест для личинок предостаточно. Более того, некоторые виды этих жуков имеют различные пищевые привычки. Они любят есть не только древесину, но и торф, навоз…
Вредителями их не считают лишь потому, что яблоневые деревья цветут до того, как жуки начинают свое лето. Но есть и другие растения, которые страдают от их присутствия.
Надеюсь, что бронзовки не станут настоящей бедой на каком-либо фоне конкретного дачника. Колорадский жук в своем родном американском ареале был совершенно безобидным, пока не началось массовое выращивание картофеля. Теперь он стал угрозой, с которой сталкиваются аграрии (не только фермеры, но и дачники) во всем мире, но победить его им не удается, несмотря на наличие различных методов борьбы. А вот с бронзовками таких методов не разработано.
Последний раз редактировалось 12 августа 2016, 05:27
15 апреля 2018, 02:49
У меня они не представляют опасности (впрочем, их не так много), но вот они явно тянутся к запаху фекалий. Порой приходится менять старые канализационные трубы, и как только ты выносишь их на улицу — жуки тут как тут.
Когда я делал ремонт на кухне и вытащил старые трубы, которые шли от туалета к септику, эти жуки вдруг начали появляться в доме, и я сначала не понимал, откуда они взялись. Ухуяли старые трубы, и они прибежали на запах. Было забавно. Я еще немного «попахивал» после ремонта, так они словно за мной следовали, пока я не помылся.
У нас вдоль дороги растет множество различных диких цветов, и обычно именно там я их встречаю. А в собственном саду вижу, максимум, двух-трех за лето. За пределами поселка (в самом поселке у нас порядок), обочину заполонил борщевик сосновского (высокий и урожайный «укроп», достигающий трех-четырех метров), но я не обращал внимания, есть ли там жуки. Если они нападут на борщевик и уничтожат его семена — будет неплохо. Но пока я этого не замечал. На менее крупном борщевике (другом сорте) они иногда встречаются, а на большом (сосновском) — не могу сказать.
У нас вдоль дороги растет множество различных диких цветов, и обычно именно там я их встречаю. А в собственном саду вижу, максимум, двух-трех за лето. За пределами поселка (в самом поселке у нас порядок), обочину заполонил борщевик сосновского (высокий и урожайный «укроп», достигающий трех-четырех метров), но я не обращал внимания, есть ли там жуки. Если они нападут на борщевик и уничтожат его семена — будет неплохо. Но пока я этого не замечал. На менее крупном борщевике (другом сорте) они иногда встречаются, а на большом (сосновском) — не могу сказать.»>
15 апреля 2018, 08:46
Личинки бронзовок питаются органикой, и именно поэтому жуки так стремятся к источнику запаха — для них не важно, гниющая древесина или фекалии: для них это отличная пища.
15 апреля 2018, 14:53
Понимаю. На самом деле, ситуация выглядела довольно комично. Я иду с этой грязной, наполовину забитой, вонючей пластиковой трубой (в будущем собираюсь её совместить с компостом и использовать для ливневой системы), а за мной следуют жуки, как осы. Интересно, что они пришли откуда-то издалека, потому что до этого на чубушнике я видел лишь пару-тройку штук.
20 мая 2023, 08:17
Мне кажется, у вас ошибка. Вы перепутали бронзовку с навозником. У него тоже есть зеленоватый оттенок. Так что, явно жук понимал, куда летит, если он был навозником.
20 мая 2023, 10:26
На мой взгляд, многим людям присуще предвзятое отношение к навозу. Животные не обременены моральными нормами и не переживают из-за «навоза — это плохо».
У нас есть козы (соответственно и их навоз). У соседей стоят ульи с пчелами. Возможно, вас удивит, но на свежих кучах навоза собираются не только навозные жуки или сини-зеленые мухи, но и пчелы. Они покрывают всю кучу и активно собирают оттуда. Пчелам неважно, чьи экскременты: травоядных или плотоядных. Говорят, ученые выяснили, что пчелам нужен навоз, чтобы обмазывать леток для защиты от хищников, таких как шершни. Они перемалывают его челюстями, смешивают со слюной и используют для защиты. Однако у взрослых насекомых навозников и мух нет привычки питаться экскрементами; обычно они либо не питаются вовсе, либо занимаются опылением цветов и поедают нектар. Так что, не все так однозначно.
20 мая 2023, 13:14
Забавно, что байка о том, как навоз может служить репеллентом, вызвало у меня смех. На просторах Интернета можно встретить массу теорий от «ученых».
Дело на самом деле сложнее. Для многих животных навоз является важнейшим источником витамина B12. Это вещество, довольно редкое в природе, образуется бактериями, обитающими в кишечнике млекопитающихся. Однако, как правило, оно вырабатывается в тех отделах, где оно не всасывается. У жвачных и копытных животных пищеварительный процесс достаточно сложен и занимает время, поэтому их организмы не испытывают нехватки цианкобаламина. Хищники, которые обычно едят травоядных, также не имеют подобной проблемы, так как они обычно едят их целиком. Однако, если кролику запретить доступ к собственному мягкому калу (не путать с «орешками»), то он быстро погибнет. Чисто вегетарианская диета для собаки также может быть опасной.
Пчелам же сложнее — они не охотятся на кого-то и им приходится искать чьи-то экскременты, чтобы получить необходимые питательные вещества. Радует лишь то, что витамин B12 нужен в небольших количествах, гораздо меньших, чем, например, витамин C или А.
20 мая 2023, 13:57
Да, и мне тоже «научные изыскания» о навозе как средстве отпугивания показались довольно странными. Это, наверное, для пугливых людей — чтобы не хотели есть мед, ведь он из…
Что касается странностей в питании животных, мне известно: собаки кушают кал, и козьим, и куриным. Вчера я копался в грядке, и вот приходит Гоша (кот), начинает копать ямку и садится по-орловски. А собака, поняв, что он задумал, начинает носом вытаскивать его из ямки. Я сказала ему, чтобы не был таким откровенным, и подождал, пока кот закончит свои дела.
И да, зачастую кошки не едят мышей полностью, так как питаются дома и ловят их ради забавы. Они съедают только внутренности или голову, остальное остается.
20 мая 2023, 23:48
«насчет навоза как репеллента»
Иногда он действительно выполняет такую роль. На грядках, удобренных свежим навозом, отмечается меньше активности полевок. Проволочник тоже значительно реже встречается. Понятно, что новая поросль появляется только после окончания жизненного цикла тех личинок, что были в почве до внесения удобрений. Однако, удобрять нужно щедро.
30 мая 2023, 18:17
В целом, я сомневаюсь, что запах навоза действительно может отпугнуть животных. На мой взгляд, мыши имеют другие причины для своего выбора, а не просто из-за запаха. У нас полевки прекрасно живут в козьем сарае зимой. Летом они, возможно, и уходят. Запах навоза их совершенно не смущает.
20 мая 2023, 10:29
Возможно. Но сейчас я посмотрел разные фотографии и сомнений не осталось, это точно были бронзовки. Навозники немного похожи, но у них задняя часть больше закруглена, в отличие от бронзовок, у которых она скорее прямоугольная.
Определенно, это были бронзовки. По логике, должны были быть навозники, но нет — это были бронзовки. Не могу понять, почему.
20 мая 2023, 12:15
У навозников более округлые формы тела и выраженные «плечи» (или, как правильно называется эта часть?). Бронзовки же имеют более плоский вид, переходящий от спины к нижней части тела, и напоминают по форме геральдический щит. Интересно, что навозники в наших лесах имеют не зеленый, а синий оттенок, их можно встретить в лесу, где они обжираются грибами. Взрослые особи довольно заметны, особенно в сезон грибов, тогда как их личинки остаются незамеченными, скрываясь в норках и питаются разлагающимся материалом или навозом. Хотя, кажется, они летать тоже умеют, чаще их можно увидеть на земле. Идешь по тропинке — и вот они, жуки, как бы создавая пробки, одни движутся в одну сторону, другие — в противоположную, а некоторые вообще идут поперек.
20 мая 2023, 12:31
Это действительно были бронзовки, я их хорошо различаю. Навозники обычно находятся рядом с коровьими экскрементами и имеют более округлые формы, тогда как бронзовки летают среди цветов, хотя я не замечал, чтобы они конкретно их объедали. Скорее, им интересен нектар.
В детстве увлекался ловлей этих жуков, они были моей любимой игрушкой. С майскими жуками же я встретился впервые уже за сорок, поймал одного, рассмотрел и отпустил. Бронзовок всегда было много, даже сейчас, где я живу, их можно увидеть.
Почему-то они всегда стремятся к трубам. Как только стоит «раскачать» какую-нибудь канализационную систему, бронзовки сразу слетаются. Их привлекает этот запах, хотя они и не относятся к навозникам. Интересно, что они предпочтение отдают именно унитазным трубам, а не канализации от раковины. Но при этом не наблюдал, чтобы они туда заползали. Обычно они просто садятся рядом и через некоторое время улетают. Похоже на жука-пожарника, который кружит вокруг костра.
20 мая 2023, 12:41
Названия вроде «навозники» являются довольно условными. По сути, многие личинки пластинчатоусых жуков (включая навозников, бронзовок и майских) питаются разлагающейся органикой. Таким образом, что для них является трупом, навозом или гниющей древесиной, — с химической точки зрения особой разницы нет. Различия, вероятно, лишь в составе. Поэтому труба от унитаза может быть более привлекательной, поскольку химический состав грязи там разнообразнее, чем в отходах от раковины. Возможно, они исследуют эти места, чтобы найти, куда отложить яйца и обеспечить личинкам пищу. Но, вероятно, они понимают, что в пластике тяжело зимовать. Ведь личинки живут в земле до трех лет, питаются, растут, а затем превращаются в жуков. Вздохнув, они отправляются на поиски лучших мест, богатых пищей и с комфортными условиями.
20 мая 2023, 12:58
Хотя это так, не стоит забывать, что не все личинки ведут себя одинаково. Например, личинки майских жуков предпочитают питаться корнями живых растений. С точки зрения химии, различия могут быть не столь заметны, однако для жуков они имеют значение! Некоторые виды могут быть менее разборчивыми в питании, но большинство имеют свои предпочтения.
Есть известный случай, который здесь уже не раз упоминался: когда в Австралию завезли скот, местные навозники, привычные к фекалиям сумчатых, начали игнорировать навоз высших животных, из-за чего пастбища быстро были переполнены непереработанным навозом.
Пришлось ввозить европейских копрофагов.
20 мая 2023, 13:35
Да, я тоже читала об этом: бедная Австралия, её замкнутый на остров образ жизни всегда приносит проблемы, когда они пытаются «выбраться» в «большой мир».
18 июля 2023, 22:44
Вероятно, в трубах от раковин много остатков моющих средств. Запах там совершенно не такой; канализационные трубы издают более приятный и естественный аромат. )))
15 апреля 2018, 13:22
Бронзовкам также необходимы легкие почвы. Чтобы зимовать и проходить стадию куколки, они уходят из скоплений органики вниз, в минеральные пласты. На родине, всего в 70 км отсюда, по ту сторону Волги, везде встречается глина, и бронзовок, а также жуков-носорогов очень мало, поскольку в глине не очень удобно прятаться.
Здесь на такой же, а может и худшей глине находится почти метровый слой супеси, и насекомых, как кажется, просто тьма.
Исконные местообитания личинок бронзовки какое-то время существовали задолго до появления лесопилок и человека — это муравейники. Муравьи их не трогают, возможно, они не являются лакомством для них…
15 апреля 2018, 13:52
Или же муравьи находят в личинках бронзовки какую-то полезность для себя. Например, как средства борьбы с мусором. У муравьев в их гнездах есть выделенные места для отходов — туалеты.
15 апреля 2018, 14:45
Понятно. У нас тяжелые глинистые почвы, которые настолько плотные, что их нужно предварительно подготавливать (добавлять торф, смеси с грязной подстилкой от животных, гнилой соломой и скорлупой яиц и т.п.), прежде чем что-то типа картошки начнет нормально расти.
Но зато на печи нет нужды покупать материалы, можно просто взять глину и сложить.
16 апреля 2018, 20:56
У нас их не так много. Но они очень красивы…
17 мая 2018, 18:50
У меня в компосте живет кто-то напоминающий их… всегда думала, что это личинки майского жука. Нужно взглянуть повнимательней). Тем не менее, я никому в своем саду не причиняю вреда, всем хватает и мне, и майским жукам, и слизням… и тем, кого причисляют к вредителям.)))
Изумрудные жуки мне всегда нравились, а после прочитанного, уважаю их еще больше.
30 мая 2018, 16:56
Бронзовки для меня настоящие враги в саду, они с невероятной быстротой уничтожают все вокруг. Черешню, абрикосы, персики — едят все без разбора, и я из-за этого плачу. Это жестокие вредители, и их польза ничтожна по сравнению с тем, что они делают в садах. Те, кто защищает этих созданий, пусть они радуют их в огородах.
30 мая 2018, 17:38
Я испытываю радость от них. Они не мешают, ничего не едят (по крайней мере, не настолько, чтобы я это заметила), и очень красивые.
18 декабря 2018, 22:14
Честно говоря, личинок не видела, но жуков хватает. Пусть едят «серединки» у нескольких бутонов роз. Это не критично… Это не муравьи, которые разводят тлю. Правда, мой кот тоже охотится на жуков, но это больше смешно, и, как известно, смех продлевает жизнь…
19 декабря 2018, 22:25
Ну если есть взрослые жуки, значит, и личинки где-то рядом.
19 декабря 2018, 23:20
Наташа, быть может, они и есть?! Я просто их не замечаю… У меня есть принцип: если насекомые не пересекают «границы», я их не трогаю.
В противном случае (если тля разрушает, строит «гнезда» там, где мне это не нужно, и повреждает растения, которые могут погибнуть) действую быстро и решительно, используя химические средства. Я выбираю препараты именно от тех вредителей, которых собираюсь уничтожить. И ограничиваю доступ пчелам и шмелям в момент обработки и после неё.
20 декабря 2018, 00:23
А я вообще никого не травлю. Лишь если слишком много, собираю руками, например гусениц на капусте. Хотя это было раньше — сейчас я укрываю капусту в течение всего сезона.
20 декабря 2018, 09:52
Наташа, знаете ли, я не видела гусениц на капусте лет 10. Вот и пример изменения климата или, может быть, другие сорта высаживаем. А вот слизни «барствуют». Даже 5 лет назад их не было столько! К концу лета они могут даже «обглодать» помидоры. Химию я использую лишь в тех случаях, когда понимаю, что не справлюсь своими силами. На молодые яблони и груши напала тля, так, что прирост почти не видно. Я ставлю ловчие пояса (делаю сама) для муравьев и берусь за огромный пакет на 160 литров, развожу химикаты, обрабатываю растения, а затем одеваю пакет на саженец и держу его так хотя бы 12 часов. Конечно, я провожу эту процедуру ночью, когда солнечные лучи уже ушли, и зверюшки спят. Утром снимаю пакет. У меня был 100% результат. Так же я обрабатывала тлю на баклажанах, только делала «туннель» из пакетов. Может, с точки зрения агрономии это не совсем правильно, но я экспериментирую.
19 апреля 2021, 11:51
Меня бронзовки совсем не радуют. Они очень быстро обгрызают листья малины.
25 апреля 2021, 10:22
Бронзовки, как правило, поедают цветы и ягоды. Листья же, только когда они совсем молоденькие. Возможно, у вас не так много цветущих растений вокруг, включая сорные, такие как сныть.
22 июля 2021, 13:33
Я долго думала, что бронзовка — это жужелица. Но этим летом 2021 года мне пришлось поближе узнать ее. У нас плантация голубики, и вот с осами на ягоды напала бронзовка. Жуков много, они выедают ягоды, на одной ветке сидит по 5-7 штук. Такого раньше не было. Я в шоке! Урожай под угрозой! Мы стараемся их собирать и уносить подальше. Но ведь они летают! Что делать!
9 апреля 2022, 13:06
Где-то севернее они, может, и не вредны, но у нас они уничтожают все: груши, яблоки, персики, а виноград, если их не собирать, полностью пропадет. В день я могу собрать от 40 до 50 жуков. Я за уничтожение жуков.
Владимир. Астрахань.
25 апреля 2022, 10:33
Похоже, статья устарела, к сожалению. Действительно, это красивые жуки, но за все лето я могла увидеть всего несколько штук. Три года назад началась настоящая напасть. Золотистые бронзовки и мохнатые заполнили весь участок (даже не знаю, каких стало больше).
Они едят все! Начинают с первых крокусов и пролесок, переходят на гиацинты и нарциссы, а потом уже к тюльпанам, пионам, ирисам, яблоням и другим плодовым деревьям. Спасает лишь пасмурная погода (в такое время они менее активны), в остальное же время можно только собирать их ведрами. С цветами это еще относительно удобно, а вот с трехметровой яблоней получается значительно сложнее.
И ладно цветы, но ведь и плодов не осталось — бронзовки выедают пестики, тычинки и все цветоложе с будущей завязью.
Мама говорила, что когда-то колорадский жук был редкостью, никто не ожидал, что он оккупирует все. Теперь к нему присоединились и бронзовки. За три года мне не удалось найти действенный способ борьбы с ними. Мохнатых хотя бы можно поймать в голубые тазики с водой, как бы это ни звучало странно, а золотистых — приходится собирать вручную. ((((
6 мая 2022, 20:21
Согласен, бронзовка — это вредитель. Она уничтожает самые вкусные плоды (взрослая особь). Но и от личинок тоже есть огромная польза. Я заселяю ими компостную кучу — перерабатывают невероятно хорошо. Цикл — 2 года. Не даем им превращаться в жуков, просеиваем компост в присутствии курочек. Двойная польза — корм курам и чистейший компост для сада и огорода. Так что это палка о двух концах…