Термостат: температура открытия, виды и принцип работы

Содержание

Что такое термостат и почему его приходится менять

Термостат — это устройство, используемое для поддержания постоянной температуры в замкнутом контуре.

Это устройство важно для автомобиля, так как позволяет за короткое время прогреть двигатель автомобиля до необходимого уровня, а также обеспечить комфортную температуру в моторном отсеке для удобства водителя и пассажиров. В то же время он предотвращает перегрев двигателя в жаркую погоду, способствует более эффективному расходу топлива и снижает токсичность выхлопных газов автомобиля.

В системе охлаждения он действует как стабилизатор и помогает антифризу проникнуть в большой контур охлаждения.

Поэтому ответ на вопрос, зачем нужен термостат, двоякий: с одной стороны, он дает двигателю «разрешение» быстро нагреваться, а с другой стороны, защищает двигатель от перегрева.

Предназначение и конструктивные особенности термостата

Термостат предназначен для блокирования циркуляции жидкости в системе охлаждения до полного прогрева двигателя автомобиля, чтобы ускорить этот процесс и в дальнейшем поддерживать необходимую рабочую температуру.

Принцип работы

основана на плавлении искусственного воска, помещенного в маленький цилиндр по направлению к двигателю. Воск плавится при температуре не менее 80 градусов. Он расширяется, увеличивается в объеме и таким образом выталкивает стопорный штифт из цилиндра, разблокируя термостатический клапан и восстанавливая циркуляцию.

В целом, термостат состоит из:

  • впускной фитинг, соединяющийся с системой охлаждения двигателя;
  • перепускной клапан, который при необходимости закрывает контур охлаждения;
  • выходное отверстие, которое подключается к насосу охлаждающей жидкости;
  • пружина, удерживающая перепускной клапан;
  • восковой шарик;
  • впускная труба, соединенная с радиатором;
  • Пружина, удерживающая основной клапан;
  • Сам главный клапан, предназначенный для закрытия главного контура;
  • поршень;
  • жилье.

До прогрева двигателя циркуляция охлаждающей жидкости не прекращается полностью — она проходит по так называемому «малому кругу», когда охлаждающая жидкость проходит от насоса только через рубашку охлаждения и радиатор печки, чтобы в системе не было застоя. Когда открывается главный циркуляционный клапан, малый круг автоматически перекрывается.

Другими словами, вся система термостата на самом деле представляет собой цилиндр, возвратный шток, воск и ряд второстепенных деталей. Эта простая система термостата эффективна и надежна, поэтому она остается неизменной на большинстве последних автомобилей.

В разных моделях автомобилей термостаты настроены на разную температуру открытия, которая обычно обозначена на корпусе термостата. Кроме того, различные автомобили могут быть оснащены коробочными или не коробочными термостатами. Основное различие между ними заключается в фактической установке, либо в блок двигателя, либо в отдельный корпус, который представляет собой сложную двухуровневую схему.

Устройство и принцип работы термостата

Схема сборки и конструкция термостата идентичны для машин разных марок и уровней.

  • Корпус изготовлен из прочной стали.
  • Резервуар для жидкости с регулируемой температурой и особыми термочувствительными свойствами.
  • Стебель.
  • Впускные и выпускные соединения.
  • Главный клапан.
  • Перепускной клапан.

Как работает термостат и для чего нужен

Восковой наполнитель реагирует на изменение температуры следующим образом: нагрев выше 75-80гр. C вызывает плавление и расширение материала. Воск расширяется, выталкивая стебель. Температура термостата при полностью открытом клапане составляет 90гр. C и выше.

Открытие перепускного клапана позволяет жидкому материалу выходить в систему охлаждения. Проходя через радиатор, жидкость поддерживает оптимальную температуру двигателя.

Когда температура падает, термочувствительная жидкость возвращается в исходное устойчивое состояние, заставляя клапан вернуться в закрытое положение.

За что отвечает термостат в автомобиле?

Это работает следующим образом:

  • Двигатель еще не нагрелся, клапан термостата e закрыт, и охлаждающая жидкость в системе течет небольшой струйкой.
  • Когда двигатель нагревается и достигает нужной температуры, клапан термостата начинает постепенно открываться, позволяя охлаждающей жидкости поступать в большой контур охлаждения через радиатор и рубашку охлаждения. Это нормализует температуру и предотвращает перегрев, создавая охлаждающий поток.

Характеристика

Термостат — это один из компонентов системы охлаждения, который управляет потоком антифриза.

  • Он быстро нагревает двигатель.
  • Он поддерживает оптимальную температуру (обычно между 85 и 95 градусами).

Также обратите внимание, что в термостате есть стиральная машина. Проверьте это с помощью омметра, подсоединив щупы к контактам. В результате устройство должно выдать сопротивление 1350 Ом.

Но вернемся к классическим термостатам. Они работают по следующему принципу. При активации жидкость начинает циркулировать по небольшому кругу. Это радиатор отопителя и сам двигатель. В результате двигатель прогревается быстрее, а в салон поступает теплый воздух (это особенно важно зимой). Как только температура охлаждающей жидкости превышает заданное значение (обычно 70-80 градусов Цельсия), клапан устройства открывается, и антифриз поступает в большой круг, охватывающий основной радиатор охлаждения. Последний расположен сразу за кожухом радиатора автомобиля.

Варианты наполнителя

Результатом промышленных экспериментов и усилий стали два варианта наполнителя: один с твердым веществом, а другой — с гелиевым наполнителем. Последний был разработан французским инженером Сержем Вернье во второй половине 20-го века. Его компания работает и сегодня и завоевала доверие и расположение своих клиентов.

Принцип работы обоих типов практически идентичен. Разница в том, что гелиевый вариант имеет повышенную герметичность и есть особенности в физических свойствах самого наполнителя, например, уровень чувствительности к изменению градусов, в зависимости от состава. Однако в современном производстве чаще встречаются устройства с твердым наполнителем.

С жидким наполнителем

Этот тип компонентов не используется с конца прошлого века. В основе продукта лежит латунный цилиндр, внутри которого находится жидкость, состоящая из дистиллированной воды и эфира. Система крепится к специальному стержню, а на другом конце находится клапан, который закреплен внутри корпуса. Цилиндр имеет четыре окна, которые позволяют жидкости поступать из рубашки охлаждения непосредственно в насос, даже когда клапан закрыт.

При запуске клапан прижимается к седлу и открывает доступ к основному радиатору. Тепловое поведение изменяется, и система охлаждения двигателя попадает в большой круг. Через специальные окна вещество попадает в резиновый шланг радиатора, а затем возвращается в рубашку охлаждения двигателя.

Предотвращается перегрев двигателя, а охлаждающая жидкость быстро достигает рабочей температуры. Регулятор температуры антифриза активируется, когда температура двигателя достигает 70 градусов Цельсия. Жидкость закипает, и давление повышается. Волновой цилиндр расширяется и давит на шток поршня. В то же время клапан открывается, а окна закрываются.

Затем жидкость поступает через клапан в основной резервуар нагревателя и циркулирует по его линиям для достижения заданной (безопасной) температуры. Охлаждение до 95 градусов происходит быстро, охлаждающий компонент поступает обратно в насос и впрыскивается в систему. Цикл повторяется.

С твёрдым наполнителем

Аналогичная система в настоящее время используется зарубежными и отечественными производителями. Его основа — воск, церезин, который смешивается с медным порошком и помещается в специальный цилиндр из меди или латуни. Между крышкой и самим цилиндром помещается мембрана из резины, в которую упирается шток.


В верхней части цилиндр соединен с клапаном, который опирается на седло. Под ним находится специальная пружина, контактирующая с направляющей подковы и фланцем. Он обеспечивает полностью закрытое положение.

Когда двигатель работает, антифриз и сам цилиндр нагреваются. Температура находящегося внутри воска повышается. Когда соединение достигает 65-70 градусов, происходит плавление, и вещество расширяется.

Состав воздействует на мембрану, и она через специальный стержень поступает к клапану, позволяя ему открыться. Нагретый компонент поступает в радиатор. Клапан открывается, когда температура превышает +78 градусов Цельсия. При понижении температуры процесс идет в обратном направлении. Пружина открывается, блокируя проход. Антифриз поступает в насос и обратно в систему охлаждения.

О нюансах установки

Автомеханики рекомендуют заменять эту деталь каждые два года

Устройство устанавливается на верхней части двигателя в месте, где охлаждающая жидкость поступает в систему радиатора. Он помогает быстро прогреть автомобиль, задерживая охлаждение до тех пор, пока двигатель не достигнет повышенной температуры. Суть устройства состоит из трех компонентов: цилиндра, штока и воска. Схема такого состояния долгое время использовалась без специальной модернизации, в том числе и в новых марках автомобилей. Это обеспечивает преждевременный износ деталей двигателя и улучшает его динамику.

Немного о функционировании

Суть устройства состоит из трех компонентов

Марка автомобиля диктует тип используемого термостата. Все они могут быть настроены по-разному. Поэтому наиболее важным является то, какая температура открытия термостата указана производителем.

Торговая марка устройства указана на корпусе. Он может быть установлен не только в блоке двигателя, но и в специально отведенном месте. Клапан работает путем расплавления воска, помещенного в отверстие в форме цилиндра в направлении силовой части. В зависимости от марки, температура открытия термостатического клапана может быть разной.

В конструкции температурный параметр достигает 80 градусов, и воск расширяет свою поверхность, сжимая штифт замка цилиндра. В результате система разблокируется, и охлаждающая жидкость работает.

Виды термостатов

Таким образом, существуют различные классификации. Первый и самый очевидный критерий — по типу устройства или марке автомобиля. Второй — диапазон рабочих температур.

Существует три диапазона:

  • Менее -60°C (Используются для контакта с расплавленными металлами и солями)
  • -60 до 500°C (Это теплоносители, такие как вода, различные масла, спирты и т.д.).
  • от 300 до 1200°C (также известные как криостаты)

В качестве охлаждающей среды в них используются гелий, азот и другие сжиженные или затвердевшие газы.

Рабочая среда (или теплоноситель) является еще одним критерием и бывает трех типов: воздушная, жидкая и твердая.

Основное назначение — поддержание температуры.

Исходя из этой цели, следующим критерием является то, насколько точно они поддерживают температуру и амплитуда их отклонения от стандарта:

  • 5 — 10 °C (показатель низкой термической стабильности)
  • 1 — 2°C (термостабильность хорошая, относится к системам с жидкостным охлаждением)
  • 0,1°C (высокая термическая стабильность, очень распространена для воздуха)
  • 0,01°C (такая точность может быть достигнута в жидкостных приложениях, выполненных по специальным проектам)

Он используется в разных областях и разными способами и подразделяется на следующие категории

  • накладные
  • промышленный
  • комнатная температура
  • погружение

Одноклапанный

Популярный тип устройства. Он до сих пор устанавливается в иностранных и отечественных автомобилях. Ведущие компании, напротив, считают, что эта модель устарела и не может обеспечить качественное охлаждение мощного двигателя. Это утверждение верно, но только отчасти. Одноклапанный термостат имеет недостаточную мощность только для гоночных автомобилей.

Классическая система хорошо работает во многих случаях, но конкретная модель и устройство должны определяться в зависимости от комплектации всей системы охлаждения двигателя.

Одноклапанный автомобильный термостат отличается конструктивной простотой. Удивительно, но это ключевой параметр. Устройство успешно выполняет свою функцию и считается надежным. Ведущие производители автомобилей и сегодня используют эту конструкцию для оснащения своей продукции.

Двухступенчатый или двухклапанный

По сравнению с одноклапанной версией, принципиальных отличий нет. Единственное отличие — увеличенная мощность для эффективного охлаждения.

Как и в классической версии, термостат имеет два поддона. Один обеспечивает закрытие большого круга кровообращения, а другой — малого круга кровообращения. Системы работают синхронно. Когда одно колесо закрывается, другое немедленно запускается — преимущество двухклапанного устройства. Работа синхронизирована; закрытие одного клапана вызывает открытие другого.

Конструкция двухклапанного термостата отличается. Физики и механики решили пересмотреть принцип работы термостата из-за некоторых недостатков предыдущей версии. В системе охлаждения создается высокое давление рассола, и клапан автомобильного термостата не в состоянии его преодолеть.

Модификация заключалась в введении двух тарелок (маленькой и большой). Первый открывается первым, он предназначен для уменьшения силы и давления внутри системы. Он плавно открывается и начинает взаимодействовать с большим по цепочке. Это первоначально предотвращает поток жидкости в большой контур.

Корпусный и бескорпусный

Во многих случаях термостат продается в автосалонах без корпуса. В этом случае его можно установить, просто сняв старый. Однако некоторые производители выпускают автомобильные термостаты с корпусом, который должен быть подключен к патрубкам системы охлаждения автомобиля.

В большинстве случаев термостаты продаются со специальной резиновой прокладкой, выдерживающей воздействие охлаждающей жидкости.

Существует отдельная версия термостатов — термостат без корпуса. Они устанавливаются непосредственно в блок двигателя.


Термостат без корпуса ГАЗ-3302, 2705 DV. ГАЗ-560 «Штейр» LUZAR

При нагревании восковой шарик плавится, увеличивается в размерах и выталкивает стержень (примерно на 2 см). Клапан на штоке поднимается и закрывает шарнир. Чем выше температура антифриза, тем сильнее выталкивается шарнир. А когда двигатель остывает ниже 70 градусов, восковой шарик сжимается и становится твердым, а стержень клапана встает на место благодаря пружине.

Биметаллические пластины

Прикрепленные с одного конца, биметаллические пластины представляют собой термочувствительные элементы, изготовленные из разных металлов. При нагревании один металл увеличивается в размерах, а другой, менее чувствительный к нагреву, остается прежним. Пластины наклонятся в сторону менее чувствительного металла, тем самым размыкая контакты. Нагрев устройства прекращается. Когда металл остывает, он сжимается, край пластины возвращается на свое место, и контакты снова замыкаются.
Такие пластины используются в электрических чайниках, чтобы предотвратить его перегрев.

Механические термостаты долговечны, но имеют большую погрешность, которая может достигать 10 градусов.

Газонаполненные датчики

Они стали использоваться потому, что газ быстрее изменяется под воздействием температуры. В устройстве сильфон, заполненный газом, помещается между парой металлических дисков. Диски имеют большую площадь поверхности и быстро реагируют на тепло.
При нагревании газ между дисками увеличивается в объеме и разделяет их. В результате внутренний диск нажимает на маленький выключатель термостата, и цепь размыкается, прекращая нагрев.
Когда температура снижается, диски возвращаются в исходное положение, цепь снова подключается и нагрев возобновляется.

Газонаполненные датчики, ранее применявшиеся в автомобилях, используются для обогрева помещений.

Восковые терморегуляторы

Восковой термостат состоит из герметичной камеры с восковой пробкой, внутри которой находится подвижный металлический стержень. При высоких температурах воск начинает плавиться, и его объем становится больше, чем в твердом состоянии. Это выталкивает стержень наружу, который, в свою очередь, отключает электрическую цепь, прекращая нагрев. Когда он остывает до определенной температуры, воск снова затвердевает, и стержень возвращается на свое место, включая нагрев.

Преимущества механических термостатов:

  • Надежность;
  • Устойчивость к перепадам напряжения в устройстве;
  • Не подвержен влиянию электрического режима и не отключается в результате сбоя;
  • Простота в эксплуатации и регулировке;
  • Может использоваться при больших колебаниях температуры;
  • Долговечность.

Недостатки:

  • Большая погрешность около 5-10 градусов;
  • Ограниченная функциональность;
  • Не программируется.

Краткий экскурс по брендам

Как советуют специалисты, лучше покупать оригинальные термостаты от известных производителей. В противном случае они называются OEM-деталями. Цены на них высоки, но запасная часть может прослужить много лет без единой осечки.

У продуктов высшего класса есть компании: Mahle, Behr, Wahler (Германия), Valeo (Франция).

К наиболее популярным маркам относятся: Gates (США), Febi, Meyle, SWAG (Германия), Facet (Италия), Calor by Vernet (Франция). Качество продукции очень высокое, цены не кусаются. Кстати, эти бренды широко известны и очень популярны в Украине и России.

Из бюджетных решений стоит отметить две компании: Starline (Чешская Республика), JP Group (Дания). Цены очень доступные, но продукция соответствует всем стандартам качества.

Стоит избегать термостатов малоизвестных компаний, которые недавно вышли на рынок. Причина проста: велик риск нарваться на подделку, которая внешне мало чем отличается от термостатов крупных компаний, но уступает им абсолютно во всем.

Покупаем без ошибок

Поэтому первая задача — не попасться на подделку. При этом китайские термостаты не обязательно плохие, но нет смысла даже критиковать китайские поддельные термостаты, потому что они ни на что не годятся. Давайте ознакомимся с тем, как распознать подделку.

Обратите внимание на следующие моменты:

  • Внешний вид упаковки приятный, печать и склейка хорошего качества. Только серьезные производители тратят деньги на хорошую упаковку, но фальсификаторы остаются на плаву;
  • Товарный знак бросается в глаза. Контрафакторы часто вообще не копируют товарные знаки, а если и копируют, то делают это плохо. Постарайтесь найти термостат SWAG в солидном магазине, сфотографируйте его на смартфон и сравните с любым другим будущим упакованным товаром, который вызывает у вас подозрения;
  • Качество и обработка материала. Как правило, поддельные термостаты бросаются в глаза, блестят и имеют плохую пескоструйную обработку;
  • Гравировка, тиснение товарных знаков и надписей. Обычно выбивается на корпусе, что требует высококачественных инструментов для обработки. На поддельных термостатах буквы плохо выбиты, стерты или совсем неразличимы;
  • Розничные продавцы запчастей. Магазин с хорошей репутацией с радостью предоставит вам гарантию и возьмет на себя обязательство вернуть товар в случае обнаружения дефекта. Цены выше, чем у продавцов на рынке;
  • Обработка кромок и срезов, герметизация стыков. Качество легко определить: возьмите термостат и посмотрите на наличие царапин, зазубрин и сколов. Их наличие указывает на фальсификацию.

Типовые неисправности термостата их симптомы

Несмотря на простоту конструкции, термостат имеет несколько недостатков, каждый из которых приводит к нарушению теплового режима работающего двигателя. Рассмотрим основные неисправности и их симптомы:

  1. Термостат заклинило в открытом положении. Основные симптомы: холодный двигатель долго прогревается, зимой не достигает рабочей температуры. Радиатор плохо нагревается.
  2. Термостат застрял в закрытом положении. Двигатель перегревается (стрелка на приборной панели зашкаливает), хотя радиатор почти холодный и вентилятор не включается.
  3. Термостат начинает открываться слишком рано. Симптомы — температура двигателя не достигает нормального уровня, отопитель не работает на 100%.
  4. Термостат открывается слишком поздно. Двигатель работает в режиме перегрева, стрелка поднимается высоко, и только после этого начинает работать радиатор и его вентилятор.

Давайте кратко опишем возможные причины упомянутых неисправностей.

Обычно существует две причины, по которым термостат застревает в открытом положении. Во-первых, из-за поврежденной или изношенной возвратной пружины. Во-вторых, из-за нарушения температурно-зависимой капсулы наполнителя. Бывает также, что твердый мусор (например, камень) попадает между стержнем и его упором, и он не может вернуться в исходное положение.

В закрытом положении термостат чаще всего заклинивает из-за потери сдерживания материала в зависимости от температуры. В результате тарельчатый клапан прижимается к основанию возвратной пружиной, а сила расширяющегося материала недостаточна, чтобы вывести его из положения.

Если термостат открывается слишком рано, виновата либо возвратная пружина, либо зависящий от температуры материал наполнителя. Когда пружина теряет свои первоначальные свойства, она удерживает тарельчатый клапан с меньшим усилием. В результате он начинает открываться раньше, чем достигается желаемая температура.

Причины задержки открытия клапана более или менее те же, что и при заклинивании клапана в закрытом положении. Рано или поздно термостат неизбежно заклинит.

О причинах вероятных поломок

Основной компонент системы охлаждения

Каждая деталь подвержена износу и поломке. Распространенной причиной выхода жидкости из строя является коррозия, повреждающая поверхность цилиндра. Автомеханики рекомендуют заменять эту деталь каждые два года. Некачественное дизельное топливо приводит к утечкам в кузове, где откладывается парафин. В результате сила трения стержня увеличивается. Работа силового агрегата на холостом ходу более 10 минут вскоре приведет к выходу из строя этой рабочей части. Что же предлагают эксперты для снижения риска неудачи?

Типичные признаки неисправности

Продукция немецкой автомобильной промышленности пользуется большой популярностью на рынке

Водители могут распознать проблемы с устройством, наблюдая следующие симптомы.

  1. Двигатель нагревается слишком быстро.
  2. Для возвращения индикатора температуры в нормальное состояние требуется слишком много времени.
  3. Предупреждающая лампа двигателя опускается во время движения, а также поднимается при торможении.

Для выявления неисправностей рекомендуется контролировать все параметры каждого компонента и вовремя приезжать на профессиональную диагностику. Компьютерная методика поможет выявить малейшие проблемы на ранней стадии, предотвращая замену устройства и продлевая жизнь вашей любимой «ласточке». Стоит прислушиваться к рекомендациям специалистов по обслуживанию, обращаться в серьезные мастерские с лицензией, хорошей материально-технической базой, опытными мастерами, разбирающимися в тонкостях технического оснащения.

Неисправность 1. Термостат заклинило в открытом положении

Практика показывает, что наиболее распространенной неисправностью является заклинивание клапана в открытом положении. Это происходит по разным причинам, все они имеют один и тот же эффект. А именно, термостат постоянно открыт независимо от температуры охлаждающей жидкости. Это означает, что антифриз постоянно циркулирует в большом контуре.

Если термостат застрял в открытом положении, возникают следующие проблемы

  • летом двигатель долго прогревается;
  • зимой двигатель даже не достигает рабочей температуры;
  • нагреватель дует слегка теплым или даже холодным воздухом;
  • двигатель работает нерегулярно и не на полной мощности;
  • расход топлива значительно увеличивается;
  • снижаются смазывающие свойства и текучесть моторного масла;
  • ускоряется износ фрикционных деталей двигателя.

Как правило, автомобилисты обращают внимание на эту неисправность именно зимой, когда печка нужна, но не греет. На самом деле, холод в салоне автомобиля — не самое неприятное последствие неисправности термостата. Ускоренный износ двигателя и повышенный расход топлива — гораздо более серьезные проблемы.

Неисправность 2. Термостат заклинило в закрытом положении

Эта проблема встречается реже, чем первая, но гораздо опаснее. Когда клапан термостата заклинивает в закрытом положении, охлаждающая жидкость может циркулировать только в небольшом контуре и отсекается от основного радиатора. В результате двигатель и отопитель достигают рабочей температуры нормально, но вскоре антифриз перегревается и выкипает. В системе создается очень высокое давление, которое в конечном итоге разрывается в самом слабом месте.

В отличие от первой неисправности, описанной выше, невозможно долгое время управлять автомобилем с термостатом, застрявшим в закрытом положении. Как только это происходит, при первом запуске двигатель достигает рабочей температуры и сразу же перегревается. Если вовремя не проверить указатель температуры охлаждающей жидкости, через несколько минут из-под капота пойдет густой белый пар. Двигатель может перегреться до такой степени, что детали поршня могут слипнуться и вызвать еще большие проблемы.

Заедание термостата при его закрытии чаще всего происходит по той же причине — расширяющееся вещество вытекает из капсулы, и клапан больше не может преодолеть сопротивление пружины. Головка клапана также может заклинить в корпусе термостата. Это происходит после длительной работы автомобиля на холостом ходу, но не происходит во время обычной эксплуатации.

Неисправность 3. Термостат рано открывается и закрывается

Если термостат открывается слишком рано, охлаждающая жидкость будет вытекать из меньшего контура в основной радиатор, не достигнув нормальной рабочей температуры. В результате двигатель никогда полностью не прогревается. Как следствие, неисправность сопровождается плохой работой отопителя, слегка повышенным расходом топлива, снижением производительности впрыска и другими проблемами, описанными при устранении первой неисправности.

К счастью, эта неисправность встречается очень редко. В основном, когда накануне в систему охлаждения был установлен неоригинальный термостат. Дело в том, что оптимальная рабочая температура варьируется от двигателя к двигателю, и термостаты разрабатываются в соответствии с этими данными. В результате, если на автомобиль установлена неоригинальная деталь, клапан может открываться и закрываться слишком рано.

Неисправность 4. Термостат поздно открывается закрывается

Эти неисправности похожи на предыдущие, но являются более опасными. Если термостат открывается и закрывается слишком рано, двигатель просто не прогревается, позднее открытие может привести к закипанию охлаждающей жидкости и разрушению системы. И в этом случае вентилятор основного радиатора не помогает, поскольку горячая жидкость слишком поздно достигает датчика, включающего воздухоохладитель.

Эти неисправности возникают по той же причине, что и в предыдущем случае. Установленный термостат рассчитан на работу при различных температурах. Однако не отбрасывайте возможность того, что момент открытия и закрытия клапана сместился из-за износа. Например, если пружина, которая втягивает и удерживает термостат в закрытом состоянии, со временем ослабевает, термостат будет открываться раньше, чем должен.

Неисправность 5. Термостат открывается или закрывается не до конца

Последняя распространенная неисправность термостата — когда по той или иной причине клапан термостата открывается или закрывается не полностью. Эта неисправность не так критична и опасна, как застревание в закрытом положении. Тем не менее, это приведет к некоторым неприятным последствиям.

Например, если термостат закрывается не до конца, большой контур не полностью изолирован от малого контура, когда двигатель холодный или пытается достичь рабочей температуры. Даже такой, казалось бы, незначительной неисправности достаточно, чтобы двигатель долго прогревался и никогда не достиг нормальной температуры зимой. Опять же, печка плохо прогревается, расходуется больше топлива, моторное масло не достигает нужной текучести и так далее.

Второй вариант, когда клапан открывается не полностью, может быть более опасным. Проблема заключается в том, что при большой нагрузке пропускная способность термостата будет недостаточна для выпуска перегретого антифриза в радиатор, чтобы охладить его до необходимой степени. Результат может быть таким же плачевным, как и в случае заклинивания клапана в закрытом положении.

Как определить поломку?

Поскольку клапан отвечает за работу системы охлаждения, циркуляция жидкости по контурам будет нарушена. Часто термостат застревает в закрытом положении. Из-за этого антифриз не будет полностью охлаждаться, даже когда температура достигнет 90 градусов Цельсия.

Неисправность термостата симптомы калины
Это приведет к перегреву двигателя. Как правило, после этой процедуры геометрия головки блока цилиндров может быть повреждена. Такие головки не подлежат ремонту, их необходимо заменить. По этой причине не следует игнорировать показания датчика температуры.

Диагностика

Легко обнаружить проблемы зимой и трудно летом. В теплое время года для прогрева двигателя не требуется больших усилий. Однако зимой легко понять, зачем нужен термостат: двигатель прогревается медленно: температура на термометре едва превышает 75°C.

Правильно проверьте работу термостата:

  • Прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры. Убедитесь, что тахометр не входит в красную зону.
  • Выключите двигатель, откройте капот. На радиаторе есть два патрубка: верхний и нижний. Прикоснитесь руками к шлангам, чтобы определить температуру одного из них. Если верхний шланг горячий, а нижний холодный — это означает, что термостат умер и большое колесо постоянно заблокировано в системе охлаждения…..

То есть, как только двигатель достиг рабочей температуры, охлаждающая жидкость должна протекать через радиатор, а она не протекает. Замените термостат.

Существует более «экзотический» метод проверки работоспособности термостата — это народный метод, который предполагает снятие термостата с автомобиля. Сборка помещается в емкость с водой, нагретой почти до кипения — 100 гр.

Затем визуально осмотрите его и убедитесь, что клапан открывается. Исправный термостат должен легко открывать клапан в теплой воде — при рабочей температуре. Если это не так, термостат больше не может работать — его следует заменить на новый.

При покупке нового термостата стоит выяснить, какова нормативная температура для полного открытия клапана устройства. Хитрость заключается в том, что если устройство рассчитано на высокую температуру открытия клапана, двигатель может начать перегреваться и «закипеть» до того, как устройство удастся запустить.

Такая ситуация может иметь серьезные последствия для автомобиля в целом и двигателя в частности. Ремонт может обойтись автовладельцу очень дорого, поэтому его стоит предусмотреть заранее.

Ресурс

Механический термостат — чрезвычайно надежная деталь автомобиля, в которой практически ничего не изнашивается. Он выходит из строя только из-за естественного износа фрикционных деталей стержня клапана и направляющей. Трудно предсказать пробег автомобиля, при котором потребуется замена, но часто это происходит не раньше, чем через 150 000-200 000 км.

Выход из строя термостатов с электронным управлением встречается гораздо чаще. Таким образом, неисправность может относиться как к нагревательному элементу, так и к цепи управления от электронного блока управления (ЭБУ) двигателя.

Использование недостаточной охлаждающей жидкости, езда на воде значительно ускоряет механический износ. Коррозия, отложения и накипь замедляют время срабатывания и могут привести к заклиниванию клапана в положении «открыто/закрыто».

Электронный термостат

Система охлаждения с электронным управлением в автомобилях Volkswagen, Skoda, Audi содержит нагреватель, встроенный в датчик термостатического клапана. При определенных условиях работы двигателя нагреватель служит для более быстрого открытия термостата.

Система самодиагностики во многих случаях способна определить характер неисправности и отобразить ее в виде кода неисправности. Используя диагностическое оборудование, можно проверить работу системы, не снимая термостат с автомобиля. Считав код неисправности после появления на приборной панели сообщения «Check Engine», можно увидеть:

  • разомкнутая цепь;
  • короткое замыкание на землю;
  • короткое замыкание на +.

Вы можете косвенно проверить работоспособность нагревательного элемента, измерив его сопротивление. Обычное значение составляет от 12 до 15 Ом, но перед проверкой лучше проверить нормальное сопротивление данной модели электронного термостата.

Если вы умеете пользоваться мультиметром, вы сможете проверить нагреватель в домашних условиях. Бесконечное сопротивление указывает на неисправность нагревателя. Вы также можете проверить целостность проводов цепи управления в режиме измерения сопротивления. ЭБУ управляет нагревателем с помощью ШИМ-сигнала, поэтому без осциллографа вы не сможете проверить сигнал в домашних условиях

Плановая замена

Термостат относится к категории запасных частей, не имеющих регламентированного срока замены. Качественный продукт прослужит до нескольких лет. При поломке термостата больше всего страдает двигатель — температурный режим не поддерживается. Здесь возможны два варианта, которые рассматриваются в зависимости от положения, в котором «застрял» термостат. Это может быть как перегрев двигателя, так и, наоборот, недогрев из-за интенсивного охлаждения. На памяти сотрудников СТО есть много случаев, когда термостат в автомобиле работал хорошо, а потом выходил из строя — отдельные экземпляры этой детали ведут себя самым интересным образом.

Частой причиной поломки является использование недостаточного количества охлаждающей жидкости и нежелание своевременно ее заменить. Наихудший вариант — использование воды. Тем не менее, мы расскажем вам, когда следует заменять термостат, какие производители заслуживают внимания и какие хитрости есть у опытных автолюбителей.

Как выбрать термостат

Термостат — это компонент системы охлаждения двигателя, который отвечает за регулирование температуры антифриза. Без этой части тепловой режим не поддерживается. Узнайте больше об этом от экспертов Avto.pro .

Его основная функция — блокировать поток антифриза до тех пор, пока двигатель не прогреется. Когда температура двигателя высокая, термостат открывается и пропускает жидкость. Когда двигатель холодный, антифриз не проходит через термостат. Устройство является двухконтурным.

Меньшая схема работает при температуре до 85-90°C, иначе называемой рабочей температурой. При более высоких температурах большой контур открывается, т.е. радиатор начинает работать, а затем жидкость охлаждается и поступает обратно в малый контур. Температура открытия указана на корпусе устройства. Как видите, система закрыта, и малейшая неисправность влияет на ее работу.

Рейтинг лучших производителей термостатов для авто

Номинация место производитель рейтинг
Рейтинг лучших производителей термостатов для автомобилей 1 Wahler 5.0
2 MAHLE 4.9
3 WEEN 4.8
4 METAL-INCAR 4.7
5 Бер Хелла 4.6
6 ТАМА 4.5
7 Vernet 4.4

Wahler

Рейтинг: 5.0

Крупным специалистом в области автомобильных термостатов является немецкая компания Wahler. Компания была основана в 1902 году, но первый термостат для Mercedes был создан только в 1938 году. За свою 100-летнюю историю сотрудники Wahler изобрели множество новых конструкций, которые нашли свое применение в автомобилях BMW, VW, SKODA, RENAULT, FORD, GM, FIAT, PEUGEOT, PORSCHE, SAAB, VOLVO. Производитель имеет три завода в Германии и еще много филиалов в 40 странах мира. Эксперты присудили бренду пальму первенства в нашем рейтинге за большое количество патентов и высокое качество.

Отечественные автомобилисты восторженно отзываются о термостатах Wahler. Они отличаются надежностью, долговечностью, хорошим оснащением и доступной ценой.

Достоинства

  • Немецкое качество;
  • Доступная цена;
  • хорошее оборудование;
  • внутреннее развитие.

Недостатки

  • не найдено.

Прамо

Эта российская компания производит свою продукцию не в далеком Китае, а на заводах во Владимирской и Тверской областях. Этот факт свидетельствует об адаптации деталей к нашим климатическим условиям.

Описание строительства. Корпус и крышка детали изготовлены из термостойкого пластика. Название производителя, номер производителя и температура открытия выгравированы на обеих частях.

Производитель позаботился о защите своей продукции от подделок на рынке. Помимо этой надписи, термостат выделяется фирменной упаковкой и наклейками с информацией о продукте.

Уплотнительное кольцо, входящее в комплект, уплотняет соединения малого компонента термостата для лучшей герметизации.

Срок службы. Срок службы детали составляет 12 месяцев.

Преимущества Pramo

  1. Чистый внешний вид без заусенцев и вмятин.
  2. Доступная цена.
  3. Антиконтрафакт.
  4. Надежный корпус.

Недостатки Pramo

  1. Несколько жалоб на несоответствие температуры открытия термопары.
  2. Нестабильная работа, заедание.
  3. Отсутствие резьбовых соединений при поврежденном фьюзере.

FINORD

Термостаты финской компании, основанной в 2001 году, завоевали авторитет среди покупателей благодаря своему превосходному качеству. Это также подтверждается сертификатами ISO 9001/9002, QS9000 и немецким сертификатом VDA6.1.

Описание дизайна. Производители используют в своих конструкциях передовые перепускные клапаны. Его характерной особенностью является мгновенная реакция на изменение температурного режима. Прибор изготовлен из высококачественных материалов — стали и латуни.

Для изготовления корпуса датчика используется медь. К детали прикреплено гибкое резиновое уплотнительное кольцо. Продукция Fin хорошо защищена от подделок. На термостате, корпусе перепускного клапана выгравирована дата производства, производитель, температура открытия.

Пожизненная гарантия. Гарантийный срок на термостаты FINORD составляет шесть месяцев.

Преимущества FINORD

  1. Отличные характеристики при интенсивной эксплуатации в широком диапазоне температур.
  2. Аккуратная упаковка и презентабельный вид.
  3. Кольцеобразные ребра корпуса поддерживают герметичность.
  4. Стабильное открытие при требуемой температуре.

Финордные дефекты.

  1. Редкий производственный дефект — термостат не удерживает заданную температуру.
  2. Могут встречаться съемные шарниры.

В целом, автолюбители рекомендуют приобретать эту деталь у финской компании.

Ween

Бренд Ween был создан в результате слияния двух компаний: голландской Ween H&H и японской Toyota Tsusho Corporation. Заводы, производящие эту продукцию, расположены в Китае, Южной Корее, Польше, Великобритании и Нидерландах.

Эти детали производятся для вторичного рынка. Они продаются во многих странах мира, в том числе и в нашей стране. Термостаты отличаются качеством материалов, надежностью, что подтверждено сертификатом ISO / TS 16949:2002.

Описание дизайна. Структура изделия состоит из основного клапана, управляющего элемента устройства, перепускного клапана, пружин. Температура открытия детали: 87°C.

Срок службы. Срок службы термостата составляет 48 месяцев или 160 000 км пробега.

Преимущества Ween

  1. Длительный срок службы.
  2. Красивая упаковка с информацией о бренде.
  3. Прочный материал корпуса.
  4. Стабильная работа.
  5. Никаких проблем с установкой.

Недостатки

  1. Может быть неисправен — не удерживает заданную температуру.

TAMA

Tama Enterprise Inc — один из самых авторитетных производителей термостатов. Продукция компании известна в более чем 130 странах мира. Эти детали используются в качестве оригинального оборудования такими известными производителями автомобилей, как Mazda, Toyota, Honda, Subaru и Mitsubishi.

Следует отметить, что продукция TAMA подходит для блока охлаждения двигателя не только японского производства, но и для многих других марок компаний из других стран.

Широкий ассортимент продукции японской компании включает в себя различные типы термостатов и их компоненты: термопары, колпачки, уплотнительные кольца и т.д.

Описание проекта. TAMA производит прямоточные и интегрированные термостаты, с верхним, нижним и боковым перепускными клапанами, низкотемпературные продукты для спортивных автомобилей.

Эти устройства помогают регулировать температуру охлаждения приводного агрегата путем перекачки жидкости из малого контура в большой или обратно в зависимости от прогрева двигателя.

Срок службы. Этот термостат рассчитан на срок службы 2 года или 160 000 км.

Преимущества TAMA

  1. Отличное качество продукции.
  2. Высококачественная конструкция.
  3. Высокий уровень защиты от подделок.
  4. Длительный срок службы.
  5. Стабильная работа при критических температурах.

Недостатки TAMA

  1. Температура «мерцает» при стоянии в пробках.

Для приобретения подлинной продукции рекомендуется обращать внимание на качество упаковки, наличие информации о производителе, дату изготовления и т.д.

Behr Hella

Behr Hella Service GmbH была владельцем этого немецкого бренда до 2021 года. Сейчас она принадлежит другой известной немецкой компании Mahle.

Описание дизайна. Термостат немецкой компании состоит из корпуса, термопары, к которой крепятся поддоны основного и перепускного клапанов. Стержень, который также является частью конструкции термопары, отвечает за движение механизмов.

Производители используют высококачественные материалы: сталь, медь, нефтяной воск. Последний элемент, восковой шар, оказывает давление на стержень. В зависимости от своего состояния: жидкого или твердого, он открывает или закрывает тарелки клапана.

Срок службы. Срок службы составляет 2 года или 160 000 км пробега.

Преимущества Behr Hella.

  1. Длительный срок службы.
  2. Широкий выбор моделей термостатов.
  3. Высококачественная установка.
  4. Сохранение рабочих характеристик при низких температурах окружающей среды.

Недостатки Behr Hella

  1. Высокая стоимость запчастей.

Как проверить работоспособность термостата

Термостат можно проверить двумя способами: не снимая его, не разбирая систему охлаждения (а в некоторых автомобилях и половину «передка»), или со снятием — извлечь его из корпуса, визуально, вручную, и подвергнуть температурному испытанию.

Термостаты с электронным управлением открытия

Такие системы устанавливаются на большинство автомобилей моложе 2010 года, поэтому сначала автомобиль необходимо продиагностировать обычным фирменным сканером. Наиболее распространенной проблемой «после температуры» является корродированная или сгоревшая термопара в датчике, от которого ЭБУ подает сигнал на открытие большого круга и запуск вентилятора. Кроме того, если они есть, вы сразу увидите ошибки по насосу, давлению масла, контроллеру вентилятора.

Проверка без снятия

Что касается устройств с механическим приводом (восковых), то, не снимая термостат, можно только определить, открывается их клапан или нет. Невозможно определить, при какой температуре он срабатывает, время срабатывания, полностью ли он открыт во время работы, не сняв термостат.

Простейший тест функциональности термостата:

  1. На холодном двигателе — заведите автомобиль, прогрейте двигатель примерно до 50⁰C и дайте ему продолжить работу.
  2. Сравните (рукой) температуру между верхним и нижним патрубками радиатора (обычно верхний теплый, нижний холодный).
  3. Когда двигатель прогреется до 85-90⁰C, сравните еще раз. Если нижняя (к головке цилиндра) труба также начинает нагреваться — термостат начинает открываться, он работает.

Такие тесты не заменят правильной диагностики, но они, по крайней мере, дадут вам направление поиска, если вы не уверены в том, что является «виновником», радиатор, насос или, если все принять во внимание, регулятор температуры.

Проверка со снятием

Простейшая проверка занимает две минуты — достаточно времени, чтобы вскипятить 500 мл воды и погрузить термостат в ведро с водой. Рабочий порог для устройств с механическим приводом (плавление воска) — лежит в диапазоне 82-105⁰C, поэтому в кипящей воде рабочий клапан будет открыт.

Если нет — нагрейте воду или добавьте немного «свежего» кипятка, чтобы жидкость была ближе к температуре кипения (возможно, настройки конкретного прибора выше, до 110⁰C). Неисправный клапан начнет открываться, неисправный — нет. Затем охладите воду и проверьте, что клапан полностью закрывается, когда температура опускается ниже 60°C.

Проверьте термостатПроверьте термостат
Проверьте термостат в кипящей воде

Помимо простой проверки «работает — не работает», вы можете снять блок и убедиться в отсутствии физических препятствий для его полного открытия и закрытия: изношенного или искривленного штока поршня, налипших хлопьев оксида — продуктов плохого разложения антифриза.

Работоспособность термостата также определяется соответствием температурного отклика рассчитанному заводскому значению (выбито непосредственно на корпусе изделия). Вы можете измерить это соответствие с помощью любого электронного термометра, постепенно нагревая воду. Допустимая погрешность составляет 0,5-1,0⁰C.

Скорость реакции можно определить только «на глаз». Для этой величины не существует жестких и строгих заводских стандартов. Здесь важно то, насколько (полностью или нет) открыт канал. Обычно подъем клапана составляет не менее 1 см.

Однако если он установлен на 110⁰C, то в домашних условиях этого не добиться: помимо температуры испытания, необходимо обеспечить давление 1,4-2,0 атм.

Стоит ли проверять, не снимая с машины?

Преимущество диагностики с помощью теплосчетчика заключается в том, что вы можете проверить термостат, не снимая автомобиль. Но в отличие от домашнего теста, этот метод не позволяет точно оценить температуру открытия и начальную скорость.

Проверяя, насколько горяча жидкость, можно имитировать изменение охлаждения и прогрев двигателя несколько раз подряд. Сложность неисправностей заключается в том, что они могут проявляться периодически. Поэтому, если есть сильное подозрение, что термостат неисправен, мы рекомендуем просто проверить его в домашних условиях.

Способы проверки работоспособности термостата

Из вышесказанного можно сделать вывод, что работа термостата является очень важным фактором, влияющим на температурное поведение и срок службы двигателя. Особенно опасны сбои, когда термостат открывается слишком поздно или не открывается вообще. Такой дефект чреват не только сокращением срока службы двигателя, но и его немедленным выходом из строя. Если термостат открывается преждевременно или навсегда застывает в открытом положении — это не является критическим отказом. Но это приведет к тому, что двигатель будет прогреваться дольше, а зимой его вообще невозможно будет прогреть до нормальной температуры. В результате вам также не придется ждать тепла от радиатора.

Поэтому важно следить за состоянием термостата, чтобы своевременно выявить дефекты и устранить их. К сожалению, эта деталь не подлежит восстановлению, поэтому такие поломки можно устранить только путем замены.

Теперь о том, как проверить работу термостата. Это можно сделать несколькими способами, и вот пять самых простых и доступных. Однако четыре из них позволяют проверить термостат без его снятия, то есть без слива охлаждающей жидкости и разборки системы охлаждения.

Способ №1. Время прогрева двигателя до рабочей температуры

Этот метод подходит только для тех автовладельцев, которые более или менее «знают» свой автомобиль и его «привычки». Если накануне двигатель достигал рабочей температуры гораздо быстрее, чем сейчас, скорее всего, виноват термостат.

Этот метод особенно хорошо работает зимой, когда температура на улице опускается ниже нуля. В таких условиях, если термостат заклинит в открытом положении, двигатель никогда не прогреется до рабочей температуры. Охлаждающая жидкость будет постоянно протекать через радиатор и успеет остыть быстрее, чем двигатель нагреет ее в рубашке.

Если термостат работает правильно, игла температуры охлаждающей жидкости начнет быстро подниматься в течение первых нескольких минут после прогрева двигателя, даже в холодную погоду.

Этот метод диагностики может выявить только одну из вышеупомянутых неисправностей термостата. Если, например, он заедает в закрытом положении или начинает поздно открываться, эти неисправности невозможно обнаружить во время прогрева двигателя.

Способ №2. Поведение указателя температуры ОЖ во время работы двигателя

Чтобы определить неисправность термостата этим методом, достаточно знать поведение температуры охлаждающей жидкости при работающем термостате. Этот метод предполагает наблюдение за изменениями температуры двигателя во время движения (или стояния с работающим двигателем).

Если термостат работает правильно, то, глядя на стрелку на приборной панели (или на цифровой дисплей температуры), можно увидеть следующее. После прогрева двигателя стрелка достигает определенного максимального значения и без большой нагрузки резко не меняет своего положения.

Если двигатель перегружен — спускается с затяжного холма или по плохой дороге на первой/второй передаче — вы заметите момент, когда стрелка (или показания цифрового термометра) резко перейдет в нижнее положение. Это указывает на то, что термостат полностью открылся из-за внезапного повышения температуры охлаждающей жидкости, и охлаждающая жидкость в радиаторе «хлынула» в малый контур.

Если термостат неисправен, такого резкого снижения температуры никогда не произойдет. Если термостат застрял в открытом положении (или открывается слишком рано), стрелка будет плавно двигаться к нижнему концу шкалы, обычно менее чем на половину шкалы. При интенсивной нагрузке температура будет стабильно повышаться, и вы не заметите резких перепадов. Плавный провал станет заметен только при включении вентилятора радиатора или снижении нагрузки на двигатель.

Способ №3. Примерное измерение фактической температуры ОЖ

Эта проверка должна выполняться только после полного остывания двигателя. Приблизительное измерение температуры охлаждающей жидкости производится путем прикосновения к резиновым соединениям системы охлаждения.

Внимание! Не прикасайтесь к металлическим частям двигателя (корпус термостата, радиатор и т.д.), так как это может привести к серьезным ожогам.

Сначала найдите соответствующие разъемы. Первый должен быть частью небольшой цепи. Лучше всего найти тот, который находится на входе в термостат. Второй патрубок, который необходимо проверить, — это вход в основной радиатор. Обычно это легко выяснить — он прилегает ближе к радиатору в верхней части.

Запустите двигатель. Подойдите к нужным патрубкам и (если позволяет конструкция моторного отсека) и возьмитесь за них руками — один справа, другой слева. Если ветвь малого контура становится заметно теплее, а та, что идет к радиатору, остается холодной, то термостат точно не заклинило в открытом (или слегка приоткрытом) положении.

К сожалению, с помощью этого простого метода невозможно определить, открывается ли термостат в нужное время или заклинивает в закрытом положении.

Способ №4. Точное измерение фактической температуры ОЖ

Этот метод является лучшим из всех описанных методов, поскольку он позволяет обнаружить почти все распространенные неисправности термостата. И делает это очень точно. Однако для этого требуется аппарат, способный измерять температуру от 20°C до 150°C. Две разновидности аппаратов, доступных для домашнего использования, имеют такую возможность.

  1. Первый — это мультиметр с режимом измерения температуры. В дополнение к стандартному зонду эти устройства оснащены так называемой термопарой. Это два провода, которые подключаются к мультиметру, а на другом конце находится датчик, который «измеряет» температуру (в перевернутой запятой, потому что этот датчик не измеряет температуру, а изменяет свое электрическое сопротивление в зависимости от температуры). Преимуществом этого устройства является его низкая цена (несколько долларов за полнофункциональную версию). Однако есть и недостатки. Во-первых, он не очень точен. Второе — термопара должна быть прикреплена к измеряемому объекту и таким образом, чтобы температура окружающего воздуха не влияла на измерения.
  2. Второй прибор называется пирометр. Сегодня, благодаря китайцам, такое устройство можно приобрести по разумной цене. Точность дешевых пирометров, конечно, уступает профессиональным моделям (которые стоят более тысячи долларов), но для поставленной задачи — этого более чем достаточно. Преимущество прибора в том, что вы можете измерить температуру форсунок системы охлаждения в любом месте с небольшого расстояния (или даже в нескольких местах почти одновременно и сравнить показания).

Начнем с более дешевого варианта — мультиметра с функцией термометра. Его датчик должен быть прикреплен клейкой лентой или скотчем к впускной трубе термостата (малый контур). Затем запускается двигатель и проводятся наблюдения. Если термостат работает правильно, указатель температуры поднимется до 80-90°C, а затем начнет «плавать» в этой области. Однако во время повышения температуры труба, ведущая к радиатору, будет оставаться холодной.

Таким образом, можно определить приблизительную температуру открытия термостата, а также определить, открывается ли он слишком рано или зажат в каком-либо из своих положений.

С помощью пирометра проверка проводится аналогичным образом, но благодаря простоте его использования можно одновременно контролировать температуру на и вне небольшой цепи.

Способ №5. Тест термостата в емкости с водой

Для выполнения этого теста необходимо снять термостат. Этот метод также подходит для проверки только что приобретенного нового термостата. Вам понадобится металлическая кастрюля и погружной термометр, способный измерять температуру воды до 120°C.

Подвесьте термостат в емкости с водой так, чтобы он был полностью погружен в жидкость, но не касался дна или стенок емкости. Это необходимо для того, чтобы термостат срабатывал от тепла воды, а не от тепла емкости (ее температура намного выше). В ту же емкость опускается термометр, а вода нагревается на конфорке.

Хороший термостат начнет открываться именно при той температуре, которая выгравирована на его корпусе. Для моделей ВАЗ это 85-90°C. На зарубежных моделях она может быть выше.

В целом, этот метод позволит вам определить, при каких температурах термостат начинает открываться, открывается полностью и закрывается.
   

Как поменять термостат: пошаговая инструкция

Если термостат в вашем автомобиле расположен низко — не пытайтесь сделать это без швеллера или домкрата, иначе работа будет неудобной, долгой и опасной.

В связи со значительными различиями в конструкции и архитектуре двигателей разных марок, данное руководство — как правильно заменить термостат — дается в общих и схематических терминах. На одних моделях, чтобы добраться до термостата, нужно снять ремень ГРМ, на других — насос (как, например, на автомобилях WAG, где рабочий орган и плата управления объединены в один корпус с водяным насосом), на третьих — все просто, поэтому мы рассмотрим только последовательность и основные моменты.

Замена термостата
Замена термостата

Последовательность работы:

  1. Расположите автомобиль так, чтобы передняя ось находилась горизонтально и чуть выше задней оси. Заблокируйте колеса и поставьте автомобиль на ручной тормоз.
  2. Если для доступа к узлу необходимо снять расширительный бачок, сначала слейте охлаждающую жидкость.
  3. Откройте сливную пробку (кран) в нижней части радиатора и слейте антифриз в емкость. Также откройте верхнюю крышку (если она установлена).
  4. На автомобилях с нижним термостатом (в блоке) слейте жидкость из системы, слив всю охлаждающую жидкость. Найдите в руководстве самую нижнюю пробку, слейте из нее антифриз.
  5. Освободите доступ к самой детали, отсоединив патрубок системы охлаждения.
  6. Снимите термостат, замените его новым, одновременно заменив прокладку (входит в комплект поставки).
  7. Хорошо установите и закрепите, проверьте все видимые части на наличие трещин или утечек. Если таковые имеются, замените и резину.
  8. Установите на место все, что было снято, закройте сливную пробку радиатора, залейте новый (или чистый использованный) антифриз в метку.
  9. Закройте резервуар, запустите двигатель, прогрейте его до нормы. Проверьте уровень охлаждающей жидкости. При необходимости долейте.

При замене антифриза важно заполнять систему равномерно, не создавая воздушных пробок в верхних точках. Для этого в сервисных центрах используется вакуумное оборудование, которое сливает жидкость полностью, без потерь.

При самостоятельном сливе охлаждающей жидкости соберите ее в емкость и не выливайте на землю или асфальт. Антифриз — это яд!

Демонтируем генератор и термостат

Для замены термостата на двигателе 1ZZ необходимо снять генератор, чтобы обеспечить свободный доступ. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

Снимите генератор переменного тока
Снимите генератор переменного тока

  • Снимите пластиковую крышку с двигателя;
  • Ослабьте винт регулировки натяжения ремня привода генератора и снимите ремень;
  • затем открутите болты крепления генератора.

Получив доступ к термостату, приступайте к его снятию. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  • С помощью торцевой головки или торцевого ключа с десятигранной головкой открутите термостат с патрубком. Он крепится к приводному блоку двумя гайками;
  • осторожно вытолкните термостат из своего гнезда. Если охлаждающая жидкость не была предварительно слита, во время этой операции будет слито около трех с половиной литров;
  • Остается только установить новую деталь и собрать все в обратном порядке.

Открутите трубу
Откручивание форсунок

Тонкости подбора подходящего элемента и установка

При выборе нового термостата обратите внимание на длину стержня клапана. Он должен быть идентичен заводскому. Если шток короче, он не сможет полностью закрыть малый контур охлаждения. Это приведет к тому, что двигатель будет работать при более высокой температуре. Также обратите внимание, что термостат на двигателе 1ZZ должен открываться при 88 градусах.

При установке нового компонента важным моментом является замена резиновой прокладки. Она устанавливается по окружности клапана благодаря центральному внутреннему пазу, прежде чем деталь будет посажена в седло. Затем выполняются остальные операции по замене деталей. После их завершения золу необходимо пополнить. Объем будет зависеть от метода замены, т.е. была ли слита охлаждающая жидкость.

Прокладка термостата

Выгоняем воздух из системы

После замены термостата 1ZZ необходимо стравить воздух из контура охлаждения. Для этого потребуется прогреть двигатель до температуры открытия клапана, указанной непосредственно на детали. Дайте двигателю поработать с открытой крышкой расширительного бачка охлаждающей жидкости. В то же время периодически нажимайте на нижний и верхний патрубки системы охлаждения.

Замените термостат

Это будет сопровождаться постепенным заполнением системы антифризом. По мере его уменьшения долейте необходимое количество. Индикатором отсутствия воздуха в системе охлаждения будет завершение падения уровня антифриза в расширительном бачке, стабильная температура двигателя между 83 и 95 градусами и хорошо прогретый отопитель.

Продлеваем срок службы термостата

Как правило, деталь не выходит из строя внезапно после года использования. Такое случается, если только вы не купите некачественный и недорогой аналог. Но даже с таким термостатом срок службы может быть растянут до отказа.

Основные требования предъявляются к охлаждающей жидкости. Если его своевременно не заменить, на деталях могут образоваться нежелательные отложения, а присадки могут выйти из строя. Охлаждающая жидкость должна быть полностью заменена, а не доливаться по мере необходимости. Это также защищает от коррозии. Практика показывает, что высокий уровень защиты от коррозии обеспечивается охлаждающей жидкостью. Однако он не обеспечивает максимального рассеивания тепла. Этот последний недостаток устраняется при использовании качественного антифриза.

Особенности эксплуатации термостата


Возможность полного или частичного открытия позволяет термостату достаточно эффективно и гибко поддерживать оптимальную температуру двигателя внутреннего сгорания в различных режимах работы двигателя. Кроме того, термостат может снизить амортизацию компонентов электростанции и токсичность выхлопных газов.

Советы специалистов

При осмотре автомобиля по мере прогрева двигателя лучше всего следовать советам экспертов:

  • выбор качественных деталей;
  • слить антифриз;
  • проверьте уровень охлаждающей жидкости;
  • диагностировать все компоненты параллельно.

При осмотре автомобиля убедитесь, что обогрев дроссельной заслонки не поврежден. В некоторых случаях трубка перекрывает жидкость, компонент не работает должным образом. При замене термостата убедитесь, что все трубки подсоединены. Корпус фильтра устанавливается в последнюю очередь.

Резюме

Термостат в автомобиле — это сложный компонент, который отвечает за охлаждение двигателя. Если он будет заменен неправильно, существует большая вероятность того, что машина выйдет из строя. Когда двигатель нагревается, легко полностью износить двигатель и основные компоненты. Радиатор, насосы и фильтры выходят из строя.

Поделиться:
Нет комментариев
×
Рекомендуем посмотреть
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности
Adblock
detector