Температура кипения фреона в кондиционере, его закачка и утечки

Температура кипения фреона в кондиционере, его закачка и утечки

Фреон – это что?

Смесь этана и метана как фторпроизводных низкомолекулярных углеводородов, в которых атомы водорода могут быть замещены фтором, хлором, бромом. Он широко используется в холодильных системах (холодильники, морозильники, кондиционеры и т.д.). Многие люди спрашивают: фреон — это газ или жидкость? Правильный ответ: он может находиться в обоих штатах.

Краткое описание

Для эффективной работы кондиционеров и холодильного оборудования и поддержания цикла испарения и конденсации во всей системе должен поддерживаться оптимальный уровень давления. В холодильном оборудовании может использоваться ряд различных фреоновых хладагентов, которые отличаются не только по химическому составу, но и по многим другим характеристикам. Однако чаще всего производители используют следующие виды этого вещества:

  • R22.
  • 134A.
  • 407.
  • R-410A.
  • 404A.

Результирующие температуры кипения всех этих типов имеют разные значения. Опытные мастера хорошо знают, что перед заправкой конкретного холодильного агрегата необходимо учитывать тип ранее использовавшегося хладагента.

Если необходимого фреона нет в наличии, его можно безопасно заменить высококачественным хладагентом с аналогичной температурой кипения и номинальным давлением.
Описание фреона R22
Широко распространенную информацию о том, что рабочая жидкость R-410A полностью заменила R22, не следует воспринимать буквально. Дело в том, что технические характеристики этих фреонов имеют большую разницу. Сплит-систему, рассчитанную производителями на один тип газовой смеси, категорически запрещается заправлять любым другим составом. Температура, при которой фреон может закипеть, зависит от категории, к которой он относится (от 11,73˚C до 128˚C).

В 1991 году был разработан мультифреон R-410A, а через 5 лет появились первые кондиционеры, использующие эту жидкость. Таким образом производители хотели заменить давно устаревшие газовые смеси, содержащие хлор, который был опасен для человека. Когда произошла утечка этой жидкости и пары попали в атмосферу, озоновый слой был первоначально затронут, что только усугубило неблагоприятный парниковый эффект. Напротив, современный тип фреона полностью отвечает всем требованиям.

Наиболее распространенные виды фреона

Науке известно более 40 видов фреона, большинство из которых производится промышленным способом. Температура, при которой фреон закипает, различна для каждого типа:

  • R11 — трихлорфторметан (с температурой кипения 23,8 °C).
  • R12 — дифтордихлорметан (с температурой кипения -29,8 °C).
  • R13 — трифторхлорметан (с температурой кипения -81,5 °C).
  • R14 — тетрафторметан (с температурой кипения -128 °C).
  • R134A — тетрафторэтан (кипение -26,3 °C).
  • R22 — хлордифторметан (кипит при -40,8 °C).
  • R600A — изобутан (кипение при -11,73 °C).
  • R410A — хлорфторуглерод (кипит при -51,4 °C).

Как правило, в бытовых холодильниках используется фреон (хладагент) марки R-22, а в промышленных и коммерческих холодильниках — марки R-13.

Фреон - это

Фреон — это опасное вещество для человека?

Почти все виды этого вещества имеют отрицательную температуру кипения, поэтому его используют в охлаждающих элементах бытовой техники, в качестве отхаркивающего элемента в газовых баллончиках, освежителях воздуха и других аэрозолях. Поэтому при распылении сам баллон охлаждается и фреон выделяется в воздух. Если хладагент не нагревать до 250 градусов (при такой температуре он выделяет токсичные вещества), то он совершенно безвреден для человека, чего нельзя сказать об озоновом слое. Продукты его разложения разрушают его. Основной причиной образования озоновых дыр является производство и использование фреона, содержащего большое количество ионов хлора и брома. Утечку этого вещества в бытовом приборе невозможно обнаружить по запаху или визуальному осмотру — малые дозы не оказывают никакого воздействия на человека.

Фреон в холодильнике

Чтобы восстановить озоновый слой Земли и сократить производство вредных ХФУ, страны ООН подписали и ратифицировали Монреальский протокол.

Основные преимущества и недостатки

Современный хладагент R-410A относится к группе специфических гидрофторуглеродов. Его состав признан международными организациями как озонобезопасный. Что касается минимального температурного скольжения — этот параметр приравнивается к 0,15 К, благодаря чему он относится к категории однокомпонентных хладагентов. Широкое применение фреона R-410A обусловлено тем, что он обладает многочисленными преимуществами:

  • Если в результате неисправности из баллона выходит газ, его можно легко дозаправить без потери качества самого хладагента.
  • Преимущества фреона R-410A
    У производителей более широкие горизонты, когда речь идет о снижении энергопотребления оборудования.
  • Нет необходимости в мощном дорогостоящем компрессоре, поскольку теплообменник имеет высокую удельную холодопроизводительность.
  • Эффективность систем значительно возросла, поскольку фреон R-410A обладает низкой вязкостью и хорошей теплопроводностью.

Недостатков не так много, но все их необходимо учитывать не только опытным мастерам, но и обычным пользователям, использующим бытовую технику с фреоном. К основным недостаткам относятся:

  • Из-за разницы давления между нагнетанием и всасыванием фреона уровень эффективности компрессора может снизиться.
  • Эксперты отмечают быстрый износ подшипников из-за высокого рабочего давления в системе.
  • Недостатки фреона R-410A
    Использование фреона влияет на то, что корпус бытового прибора должен обладать повышенной герметичностью. В результате толщина стенок медных труб в сервисной линии должна быть больше, чем при использовании обычного хладагента R22. Минимальное соотношение должно быть в пределах 0,9 мм. Стоит отметить, что высокий процент содержания меди приводит к значительному удорожанию операционной системы.
  • Высококачественное полиэфирное масло, которое стоит значительно дороже минерального, используется в кондиционерах воздуха.
  • Этот тип хладагента несовместим с компонентами кондиционера. Правило распространяется на детали, изготовленные из эластомеров и материалов, чувствительных к пентафторэтану, дифторметану.

Вред фреона и его влияние на озоновый слой

Хладагенты, используемые в бытовых приборах, не воспламеняются и безвредны для человека.

Хладагенты ХФУ R-12 и R-22 являются наиболее часто используемыми хладагентами в промышленности. Фреон-22 относится к веществам 4-го класса опасности по шкале «вредности». В значительных концентрациях эти фреоны вызывают сонливость, спутанность сознания, слабость, переходящую в возбуждение. Они могут вызвать обморожение при контакте с кожей в жидкой фазе.

Новые фреоны (R134A, R-404, R407C, R507C, R410A и т.д.) безопасны для человека и окружающей среды, поэтому все ведущие производители оборудования для кондиционирования воздуха используют эти марки фреонов.

Причиной уменьшения количества озона в стратосфере и образования озоновых дыр является производство и использование ХФУ, содержащих хлор и бром. Попадая в атмосферу, они разрушаются под воздействием ультрафиолетового излучения солнца. Выделяющиеся компоненты активно реагируют с озоном в так называемом цикле распада галогенов в атмосферном озоне.

Из-за вредного воздействия озоноразрушающего фреона R22 его использование с каждым годом сокращается в США и Европе, где этот фреон официально запрещен с 2010 года. Импорт холодильного оборудования, включая кондиционеры промышленного и полупромышленного класса, также запрещен в России. Фреон R410A, а также R407C должны заменить R22.

Подписание и ратификация Монреальского протокола государствами-членами ООН привело к сокращению производства озоноразрушающих ХФУ и способствует восстановлению озонового слоя Земли.

Для измерения «вредности» фреонов была введена шкала, в которой за единицу измерения был принят озоноразрушающий потенциал фреона R-13, на котором работает большинство старых холодильников. Потенциал фреона R-22 составляет 0,05, а потенциал новых озонобезопасных фреонов R-407C и R-410A равен нулю. Поэтому большинство производителей, ориентированных на европейский рынок, были вынуждены перейти на кондиционеры, использующие озонобезопасные фреоны 407C и R-410A.  Для потребителей этот переход означал повышение цен на оборудование, а также увеличение платы за установку и обслуживание. Это связано с тем, что свойства новых фреонов отличаются от свойств привычного R-22. Новые фреоны имеют более высокое давление конденсации — до 26 атмосфер вместо 16 атмосфер для фреонов R-22. Таким образом, все компоненты холодильного контура кондиционера должны быть более надежными и, следовательно, более дорогими.

Озонобезопасные фреоны не являются однородными, т.е. состоят из смеси нескольких простых фреонов.  R-407C, например, состоит из трех компонентов — R-32, R-134a и R-125. Это приводит к тому, что даже в случае небольшой утечки из фреона сначала испаряются более легкие компоненты, изменяя его состав и физические свойства. После этого весь фреон, ставший некондиционным, должен быть удален, а кондиционер заправлен. В этом отношении фреон R-410A более предпочтителен, так как он условно изотропен, то есть все его компоненты испаряются примерно с одинаковой скоростью, и при незначительных утечках кондиционер можно просто дозаправить.

Применение фреона

Фреон используется в качестве хладагента благодаря своим физическим свойствам — он поглощает тепло при испарении, а затем отдает его при конденсации. Принцип работы следующий: фреон в газообразном состоянии в холодильном оборудовании извлекается (отсасывается) из испарителя компрессором, сжимается в механически уменьшенном объеме (в поршневом компрессоре в цилиндре — поршнем), с одновременным нагревом и транспортируется в конденсатор. Там фреон охлаждается до температуры окружающего воздуха и переходит в жидкое состояние. Жидкий фреон поступает в испаритель через дросселирующее устройство (капиллярная трубка или терморегулирующий вентиль — ТРВ), расширяется под действием низкого давления ниже дросселирующего устройства и переходит обратно в газообразное состояние. Процесс расширения сопровождается поглощением большого количества тепла, в результате чего стенки испарителя (сосуда, в котором фреон кипит и испаряется) охлаждаются, понижая температуру воздуха внутри охлаждаемого объема.

 Цикл повторяется до тех пор, пока температура стенок испарителя не снизится до значения, установленного термостатом, после чего термостат разрывает электрическую цепь компрессора, и он останавливается. Через некоторое время под воздействием различных факторов воздух в холодильном отделении нагревается, и термостат снова включает компрессор.       Фреон в качестве хладагента используется во всех типах холодильного и климатического оборудования с 1931 года (до этого использовался вредный аммиак). Благодаря своим термодинамическим свойствам фреон используется в парфюмерии и медицине для создания аэрозолей. Фреон обычно используется для тушения пожаров в опасных зонах.

Признаки утечки фреона

Хладагент фреон в кондиционерах воздуха подвержен утечке во время использования. За один год использования количество фреона естественным образом уменьшается на 4-7%. Однако если кондиционер сломался или поврежден внутренний блок, утечка может произойти и в новом блоке. Важно обнаружить его на ранней стадии и вовремя дозаправить агрегат хладагентом.

Основными признаками утечки фреона являются:

  • Плохое охлаждение помещения.
  • Отложение инея на деталях внутреннего и наружного блоков.
  • Под кранами течет масло.
  • Чрезмерный шум и вибрация во время работы.
  • Неприятный запах во время работы кондиционера.

Если утечка является результатом длительного использования, кондиционер можно восстановить работоспособность, дозаправив его хладагентом. Если повреждены детали и фреоновые трубки, по которым движется цикл, потребуется не только дозаправка, но и вмешательство специалистов по ремонту холодильников.

зарядка кондиционера

Схема традиционного холодильного цикла

Именно циркуляция обеспечивает качественное охлаждение не только для кондиционера, но и для любого другого холодильного прибора. Фреон кипит и конденсируется в закрытой системе. Эти два процесса имеют свои особенности. Внимательное изучение таблицы кипения фреона показывает, что эта стадия происходит при низком давлении, в то время как конденсация происходит при высоком давлении и температуре. Этот этап работы принято называть компрессорным холодильным циклом. Равномерное движение хладагента и повышение давления до требуемых значений просто невозможно без качественного компрессора. Мощность этого компонента должна соответствовать всем требованиям.
Диаграмма традиционного холодильного цикла

Каждый, кто решил самостоятельно перезарядить фреоном систему используемых бытовых приборов, должен быть знаком с пошаговой схемой цикла сжатия:

  • Когда вещество покидает испаритель, оно переходит в парообразное состояние с низким давлением и низкой температурой.
  • На следующем этапе пар поступает в компрессионный блок, который помогает поднять его давление до 24 атмосфер. Эксперты утверждают, что температура кипения фреона 410A находится в диапазоне -52˚C.
  • После зарядки фреон постепенно охлаждается и конденсируется (переходит в жидкое состояние). Этот процесс происходит с использованием воздушных или водяных охладителей, в зависимости от типа устройства.
  • После выхода из конденсатора хладагент поступает в специальный испаритель, где он начинает кипеть и переходит в газообразное состояние после снижения давления. Фреон в испарителе поглощает все тепло из воздуха.
  • В конце цикла хладагент направляется в компрессор, где все этапы повторяются.

Специалисты отмечают, что абсолютно все холодильные циклы состоят только из двух областей — высокого давления и низкого давления. Из-за существующей разницы происходит своеобразная конверсия фреона, а также его длительная транспортировка через операционную систему. Чем выше уровень давления, тем выше результирующая температура кипения.

Таблица давления фреонов

Однако помните, что специалист, который может не только подключить манометрическую станцию к необходимому клапану, но и хорошо разбирается в оборудовании и особенностях холодильного цикла, — это все, что требуется для проведения качественной диагностики. Многие люди, не имея таких навыков и знаний, а также дополнительных инструментов, таких как контрольно-измерительные клещи, делают выводы о недостатке фреона, основываясь только на давлении в системе. Очень часто (особенно в холодное время года) это приводит к избыточному давлению и, как следствие, к гибели компрессора.

Все бытовые сплит-системы поставляются с уже закачанным хладагентом. Если вдруг произошла утечка, необходимо найти причину утечки, устранить ее и только после этого дозаправить. Иначе работа будет проделана напрасно, и все повторится снова.

Фреон R22 — состоит из одного компонента, поэтому его легче использовать для заправки кондиционеров в случае утечки. Его можно закачивать в систему без электронных весов, используя только манометрическую станцию и электронный термометр. Поскольку фреон R22 вреден для окружающей среды и озонового слоя, его использование постепенно прекращается. В странах Европейского Союза этот тип хладагента запрещен с 2010 года. В настоящее время в Российской Федерации поставляются бытовые кондиционеры только на более безопасном и современном фреоне R410A, в ближайшее время будут поставляться устройства на новом фреоне R32.

Примечание: системы, работающие на фреоне R410, можно дозаправлять только в очень редких случаях, и это может определить только компетентный специалист. Дозаправка фреоном R410a производится в основном в случае увеличения длины фреоновой линии при монтаже и осуществляется путем добавления хладагента строго по весу на каждый метр линии сверх нормы, вес указывается в инструкции по монтажу системы

В случаях утечки фреона R410a, кондиционеры следует заряжать строго по весу после удаления из системы всего старого фреона. Это связано с тем, что R410a состоит из двух компонентов, и в случае утечки один компонент, имеющий большую плотность, вытесняет другой, нарушая соотношение компонентов, в результате чего хладагент теряет свои термодинамические свойства.

Если «оператор кондиционера» просто «поставил» узел манометра на сервисный клапан и начал заправлять кондиционер фреоном R410a без использования электронных весов, знайте — результатом будет вызов другого мастера, а возможно — выход системы из строя.

Как пользоваться таблицей?

  • Определите тип фреона в системе (посмотрите на этикетку, клапаны или документацию)
  • Измерьте давление в системе с помощью манометрического коллектора
  • Найдите в таблице значение температуры для данного фреона при данном давлении

Например:

Давление всасывания хладагента R22 4,5 бар, давление нагнетания 16 бар соответственно, температура испарения фреона +3,1гр С, температура конденсации +44,7гр. С

Только давление конденсации должно измеряться после конденсатора, перед ТРВ или капиллярной трубкой, иначе оно будет неправильным.

Температурный глайд

В настоящее время синтезируется более 70 различных хладагентов, многие из которых являются многокомпонентными и состоят из частей с различными физическими свойствами.

По этой причине температуры испарения и конденсации различаются.

Для этих фреонов существуют две шкалы:

  • роса — для определения температуры конденсации
  • пузырь — для определения температуры испарения

Приведу пример:

  • Фреон R407c
  • низкое давление 4,5 бар, высокое давление 16 бар
  • определяем температуру испарения -1гр.С по пузырьковой шкале и +43,8гр.С по шкале росы. С

Программы для определения зависимости t/P

В настоящее время многие производители холодильного и охлаждающего оборудования выпустили удобные приложения для телефонов на различных операционных системах (включая iPhone).

Они более удобны в использовании, поскольку имеют интерактивную шкалу, имитирующую популярную «линейку на холодильнике», а также позволяют пользователю вводить точное значение с клавиатуры.

Технические характеристики

По физическим свойствам смесь двух фторуглеродов похожа на азеотроп. Во время фазовых превращений его температурный глей минимален, практически равен 0. Это означает, что оба компонента испаряются и конденсируются одновременно. Фреон R 410a обладает высокой холодопроизводительностью. Повышенная эффективность позволяет уменьшить размеры кондиционеров и холодильных систем. Хладагент нетоксичен и огнестоек; он не воспламеняется в воздухе.

Физические характеристики фреона r410a

Характеристики

Единица измерения Значение
Молекулярная масса 72,6
Температура кипения °C -52
Плотность насыщенных паров при температуре кипения кг/м3 4
Критическая температура ° C 72
Критическое давление МПа 4,93
Температурный дрейф °C 0,15
Теплота испарения кДж/кг 264.3
Удельная теплоемкость пара БТЕ/фунт*°F 0,17
Озоноразрушающий потенциал
Потенциал глобального потепления (ПГП) 1890
Группа по безопасности ASHRAE A1/A1

Высокий потенциал глобального потепления относится к недостаткам этого соединения. Эффект эмиссии аналогичен R22. Заправка системы осуществляется только в жидкой фазе. Транспортировка и хранение осуществляется в розовых баллонах, выдерживающих давление 48 бар. Контейнеры заполняются на 75% от их веса.

Фреон r134a: подробные характеристики, свойства, особенности хладагента

Фреон R134a (тетрафторэтан) представляет собой бесцветный газ с температурой кипения -29°C. Благодаря своим техническим свойствам хладагент r134a используется в кондиционерах, чиллерах, холодильном оборудовании, производстве полимеров, медицине и косметологии. Он известен как:

  • HFC R134a;
  • Хладагент-134;
  • Хладагент R134-a;
  • Хладагент 134a;
  • Фреон 134а;
  • ГФУ 134a.

Мы расскажем о характеристиках фреона 134, его физических и химических свойствах и его использовании. Вы узнаете особенности использования и эксплуатации оборудования на R134a. Приведем таблицу температуры кипения, давления хладагента r134-a, свойств насыщенного пара и жидкости при различных условиях. Подробную техническую информацию о хладагенте вы найдете в главе Таблицы и схемы.

Физические свойства

ХФУ — это бесцветные газы или жидкости без запаха. Хорошо растворим в неполярных органических растворителях, очень плохо — в воде и других полярных растворителях. Основные физические свойства ХФУ метанового ряда

Химическая формула Имя Техническое обозначение Температура плавления, °C Температура кипения, °C Относительная молекулярная масса
CFH3 фторметан R-41 -141,8 -79,64 34,033
CF2H2 дифторметан R-32 -136 -51,7 52,024
CF3H трифторметан R-23 -155,15 -82,2 70,014
CF4 Тетрафторметан R-14 -183,6 -128,0 88,005
CFClH2 фторхлорметан R-31 -9 68,478
CF2ClH хлордифторметан R-22 -157,4 -40,85 86,468
CF3Cl трифторхлорметан R-13 -181 -81,5 104,459
CFCl2H фтордихлорметан R-21 -127 8,7 102,923
CF2Cl2 дифтордихлорметан R-12 -155,95 -29,74 120,913
CFCl3 фтортрихлорметан R-11 -110,45 23,65 137,368
CF3Br Трифторбромметан R-13B1 -174,7 -57,77 148,910
CF2Br2 дифтордибромметан R-12B2 -141 24,2 209,816
CF2ClBr дифторхлорбромметан R-12B1 -159,5 -3,83 165,364
CF2BrH дифторбромметан R-22B1 -15,7 130,920
CFCl2Br фтордихлорбромметан R-11B1 51,9 181,819
CF3I Трифтордиметан R-13I1 -22,5 195,911

Вдыхание

Допустимая концентрация хладагента 134a в воздухе составляет 0,1% или 1000 ppm. При вдыхании этой концентрации хладагента в течение 12 часов не будет никакого отрицательного воздействия на здоровье человека.

Вдыхание воздуха с высокими концентрациями хладагента r134a может привести к угнетению нервной и сердечно-сосудистой деятельности с побочными эффектами:

  • Головокружение;
  • Головная боль;
  • Снижение умственной активности;
  • Спутанность сознания и потеря сознания;
  • Нарушенная координация;
  • Учащенный пульс;
  • Аритмия;
  • Колебания давления.

Когда концентрация фреона в воздухе превышает 7,5%, или 75 000 частей на миллион, сердечно-сосудистая система становится восприимчивой к адреналину. Нарушается нормальный ритм работы сердца. В сочетании с эмоциональным напряжением и стрессом это может привести к сердечному приступу и смерти.

Глаза и кожа

При комнатной температуре пары фреона не оказывают воздействия на глаза и кожу. При контакте R134a с жидкой фазой существует риск обморожения. Если это произошло, промойте пораженные участки теплой водой и обратитесь за медицинской помощью.

Химические свойства

Фреоны относительно химически инертны, поэтому не горят на воздухе и не взрывоопасны даже при контакте с открытым пламенем, но они активно взаимодействуют со щелочными и щелочноземельными металлами, чистым алюминием, магнием и магниевыми сплавами. Образование смесей с воздухом или кислородом под давлением и контакт с металлом, нагретым выше 200° C, запрещены! При нагревании фреонов выше 250°C образуются высокотоксичные продукты, например, фосген COCl2, который использовался в качестве боевого отравляющего вещества во время Первой мировой войны.

Что такое фреон R410a


Информацию о том, что хладагент r 410a стал заменой R22, не следует воспринимать буквально. Технические характеристики фреонов различны, сплит-система, рассчитанная на один тип газовой смеси, не заполняется другим составом. Хладагент r 410a был разработан в 1991 году компанией Allied Signal. Через 5 лет появились первые кондиционеры с новым хладагентом. Разработчики намеревались заменить старые хлорсодержащие газовые смеси. Соединения ХФУ, попадая в атмосферу, разрушают озоновый слой, тем самым усиливая парниковый эффект. Новый ХФУ совместим с Монреальским протоколом. Его влияние на истощение защитного слоя Земли равно нулю.

Состав фреона r410a: R32+ R125. Химические формулы соединений — CF2H2 (дифторметан) и CF2HCF3 (пентафторэтан). Соотношение компонентов составляет 50% на 50%.

Соединение стабильно и инертно по отношению к металлам. Он бесцветен и имеет легкий эфирный запах. При контакте с открытым пламенем разлагается на токсичные компоненты.

Преимущества и недостатки фреона R 410a

  • Высокий уровень удельной холодопроизводительности не требует мощного компрессора.
  • В случае утечки количество газа может быть легко восполнено без потери качества хладагента.
  • Энергопотребление оборудования может быть значительно снижено.
  • Холодопроизводительность на 50% выше, чем у систем с R22 и 407c.
  • Хорошая теплопроводность и низкая вязкость положительно влияют на производительность системы. Передача тепла происходит быстрее и с меньшими затратами.
  • Высокое рабочее давление в системе, оказывающее негативное воздействие на компрессор, приводит к быстрому износу подшипников.
  • Разница давлений на стороне всасывания и нагнетания снижает производительность компрессора.
  • Повышаются требования к утечке в цепи. Толщина стенок медных труб должна быть больше, чем для R22. Минимальное значение составляет 0,8 мм. Большое количество меди приводит к повышению стоимости системы.
  • Хладагент не совместим с деталями оборудования для кондиционирования воздуха, изготовленными из эластомеров, чувствительных к дифторметану и пентафторэтану.
  • Полиэфирное масло, используемое в кондиционере, стоит дороже минерального.

Взаимодействие R410a с другими материалами

Имеется совместимость с металлами, обычно используемыми в холодильной технике, такими как сталь, медь, алюминий и латунь. Следует избегать только сплавов цинка, свинца, магния и алюминия с содержанием магния более 2 мас.%.

При воздействии R410a на следующие пластмассы или эластомеры происходит лишь незначительное набухание: полиамид (PA), фенольная смола, политетрафторэтилен (PTFE), полиацеталь (POM), хлоропреновый каучук (CR) и гидрогенизированный акрилонитрил-бутадиеновый каучук (HNBR). Поскольку отдельные пластмассы и эластомеры могут иметь различные составы, мы рекомендуем в каждом случае перед применением провести тест. Здесь также следует учитывать возможное влияние смазочного материала. Не рекомендуется использовать фторированную резину (FKM).

Характеристики R410a на линии насыщения

-50 1,123 1339,761 131,4 0,726 1,122 4,526 401,5 1,936 270,1
-45 1,417 1325,036 137,8 0,754 1,415 5,616 404,6 1,924 266,8
-40 1,770 1309,941 144,2 0,782 1,767 6,909 407,5 1,913 263,4
-35 2,191 1294,45 150,7 0,809 2,187 8,435 410,5 1,902 259,8
-30 2,689 1278,534 157,3 0,837 2,683 10,224 413,3 1,891 256,0
-25 3,273 1262,162 164,0 0,864 3,265 12,312 416,1 1,882 252,0
-20 3,954 1245,297 170,9 0,891 3,944 14,738 418,8 1,872 247,8
-15 4,743 1227,897 177,9 0,918 4,730 17,546 421,3 1,863 243,4
-10 5,651 1209,914 185,1 0,945 5,635 20,785 423,8 1,854 238,7
-5 6,690 1191,292 192,5 0,973 6,670 24,511 426,1 1,846 233,6
7,872 1171,968 200,0 1,000 7,849 28,79 428,3 1,837 228,3
5 9,211 1151,863 207,7 1,028 9,184 33,696 430,2 1,829 222,5
10 10,719 1130,887 215,7 1,055 10,688 39,317 432,0 1,821 216,3
15 12,410 1108,928 223,9 1,084 12,375 45,759 433,6 1,812 209,6
20 14,299 1085,849 232,5 1,112 14,260 53,149 434,8 1,803 202,4
25 16,399 1061,481 241,3 1,141 16,357 61,643 435,8 1,794 194,5
30 18,725 1035,603 250,5 1,171 18,681 71,44 436,4 1,785 185,9
35 21,293 1007,926 260,2 1,202 21,247 82,798 436,6 1,774 176,4
40 24,116 978,057 270,4 1,233 24,070 96,062 436,2 1,763 165,9
45 27,211 945,435 281,2 1,266 27,165 111,722 435,2 1,750 154,0
50 30,592 909,218 292,8 1,301 30,549 130,504 433,4 1,736 140,6

Состав фреона r410a

Хладагент r410-a представляет собой двухкомпонентное вещество. Состав хладагента r410a состоит из:

  • Фреон r32, дифторметан (50%);
  • Фреон r125, пентафторэтан (50%).

Компоненты, входящие в состав фреона 410, имеют схожие характеристики и соотношения температуры кипения и давления. Такая смесь называется псевдоазеотропной (близкой к азеотропной). Другими словами, хладагент 410 не меняет своего состава в случае утечки — фреоны R32 и R125 испаряются с одинаковой скоростью.

Температура кипения фреона 410

+50 29.5 -10 4.72
+45 26.2 -15 3.85
+40 22.9 -20 2.98
+35 19.78 -25 2.35
+30 16.65 -30 1.71
+25 15 -35 1.22
+20 13.35 -40 0.73
+15 11.56 -45 0.25
+10 9.76 -50 0.08
+5 8.37 -55 -0.22
6.98 -60 -0.36
-5 5.85 -65 -0.51

Монтаж оборудования на R410a

При установке оборудования на R410A необходимо соблюдать следующие основные рекомендации (аналогичные рекомендациям для R407C)

  • Не допускайте попадания загрязнений в гидравлический контур;
  • При пайке трубопроводов заполняйте их инертным или малоактивным газом, например, азотом с низкой влажностью;
  • Соблюдайте особую осторожность во время эвакуации;
  • Заправка хладагента должна производиться только в жидкой фазе.

Вот некоторые рекомендации по проведению вакуумирования для полного удаления воздуха и влаги из контура. Для того чтобы перевести воду из жидкой фазы в газообразную без нагрева, необходимо снизить давление в контуре. Чем ниже температура циркуляции (наружного воздуха), тем ниже давление, при котором вода будет испаряться.

Давление испарения воды при различных температурах воздуха:

Температура, °C Давление, Мбар
15 9
10 12
15 17
20 23
25 42

Поэтому остаточное давление в контуре во время эвакуации должно быть таким, чтобы температура испарения для этого давления была ниже температуры наружного воздуха.

Особое внимание следует уделить выбору инструмента. Вакуумный насос может быть одноступенчатым или двухступенчатым, но его производительность должна быть не менее 4-8 м3/ч для систем с холодопроизводительностью до 11 кВт и 8-15 м3/ч для систем с большей мощностью

Преимуществом двухступенчатых насосов является возможность достижения более низкого остаточного давления. Насос должен быть оснащен специальным клапаном для предотвращения попадания минерального масла из насоса в холодильный контур. Коллектор должен быть пригоден для R410A, т.е. иметь шкалу давления/температуры, соответствующую этому хладагенту, а также порты увеличенного диаметра для подключения гибких шлангов (из-за значительного различия термодинамических характеристик между R410A и R22, R407C).

Очень важно, что измерение глубины вакуума с помощью манометра низкого давления (до 17 бар) на коллекторе недопустимо, так как не обеспечивает достаточной точности. Необходим специальный вакуумметр; только с его помощью можно правильно измерить остаточное давление и убедиться, что в системе нет влаги

В целом, если следовать этим простым рекомендациям и работать с профессиональными инструментами, используя их по назначению, установка и обслуживание оборудования на R410A не вызовет трудностей, а пользователи оценят надежность и высокую энергоэффективность своих новых систем кондиционирования.

Фреон R22 (запрещен к использованию)

22 является производным метана CH4. В нем два атома водорода заменены на фтор и один — на хлор. Его химическое название — дифторхлорметан. Его теплофизические параметры аналогичны пропану. Теплота парообразования 1 кг 22-ладона примерно в два раза ниже, чем у пропана, но плотность паров в два раза выше. Таким образом, с небольшой поправкой к системе мы получаем паритет.

Он не горюч, не ядовит и не поддерживает дыхание. Он тяжелее воздуха, поэтому в случае больших объемов утечки он может заполнить компрессорную и вызвать удушье из-за недостатка кислорода. Опасность устраняется обычной вентиляцией.

Недостатком нашего хладагента является наличие Cl. Было установлено, что он способствует разрушению озонового слоя в атмосфере Земли. В свете этого нового открытия использование хлорированных хладагентов было запрещено или ограничено. Следовательно, фреон 22 должен быть полностью исключен из рабочих органов холодильников и чиллеров после 2020 года.

В результате этих запретов возникла необходимость в разработке новых хладагентов, не содержащих хлор и не оказывающих разрушительного воздействия на окружающую среду. Но вместе с новыми решениями появилась необходимость учитывать огромные ресурсы эксплуатируемого оборудования. Поэтому еще одним требованием к новым хладагентам была возможность их использования в существующих холодильных системах

История происхождения

В 1989 году был подписан Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. В него вошли такие хладагенты, как R22 и R13B, как озоноразрушающие (из-за наличия хлора в их составе). Для их замены был разработан новый фреон, R-410A.

Первоначально он использовался для замены старых хладагентов (если это позволяли характеристики системы). Впоследствии было разработано оборудование, которое могло работать с хладагентом r410a, но не с r22 или r13b. Они отличались компактностью и низким энергопотреблением.

Это сделало новые модели популярными, хотя они были немного дороже. Когда производители хладагентов снизили стоимость нового типа фреона, производители бытового и коммерческого холодильного оборудования и кондиционеров перешли на него. Сейчас этот хладагент в некоторых областях используется чаще, чем его аналоги, такие как r134a, r404a, r600a, r407c и r507.

После разработки хладагента многие производители начали патентовать свои собственные торговые марки. Сейчас полноценными аналогами r410a являются:

  • SUVA 9100;
  • AZ 20;
  • Форан 410а;
  • Солкане 410.

Genetron AZ 20 является полным аналогом R410a.

Область применения

В соответствии с программой «Политика значительных новых альтернатив» (SNAP), хладагент 410a может использоваться в

  1. Бытовые и коммерческие системы легкого охлаждения;
  2. Промышленные холодильные процессы;
  3. Бытовое и коммерческое кондиционирование воздуха;
  4. Промышленное кондиционирование воздуха;
  5. Холодильные системы хранения;
  6. Системы ледовых катков;
  7. Холодильные машины;
  8. Торговые холодильные автоматы;
  9. Рефрижераторный транспорт.

В большинстве средне- и низкотемпературного холодильного оборудования используется фреон r410a. Его технические свойства позволяют значительно сократить объем монтажа.

Фреон R410A часто используется в:

  • Холодильники;
  • Кондиционеры;
  • Морозильные камеры;
  • Холодильники и морозильные лари;
  • Тепловые насосы.
    r410a тепловой насос.jpg

Отличия R22 и R410a

По сравнению с хладагентом r22, хладагент r410a имеет ряд преимуществ и недостатков. Это связано с его техническими характеристиками, физическими свойствами и сложностью изготовления.

Фреон r22:

  • Имеет низкую стоимость;
  • Должны быть поэтапно ликвидированы к 2020 году странами, ратифицировавшими Монреальский протокол;
  • Является однокомпонентным; в случае утечки может быть дозаправлен независимо от количества потерянного хладагента;
  • Его несложно изготовить, поэтому существует множество производителей по всему миру.

Фреон r410a:

  • Дороже, чем хладагент R-22;
  • Нетоксичен, пожаробезопасен;
  • Двухкомпонентный; Если из системы вытекает большое количество, ее необходимо очистить от остатков и перезарядить;
  • Не разрушает озоновый слой;
  • Имеет более высокое рабочее давление; оборудование должно быть более надежным. Он дорогой, но надежный.

О влиянии на эффект вихляния следует сказать отдельно. Потенциал глобального потепления хладагента r410a на 32,3% выше, чем у r22. Однако, если все оборудование полностью перевести на него, возникает интересный эффект.

Поскольку холодопроизводительность r410a лучше, его требуется меньше. Было подсчитано, что переход с R22 на 410 снижает парниковый эффект в среднем на 11-13%. С экологической точки зрения R22 проигрывает.

Как часто нужно заправлять систему хладагентом

Профилактическая заправка фреона проводится один-два раза в год, так как абсолютной герметичности не существует. Согласно нормативным документам, допускается потеря 5-8% хладагента в год.

Вторая причина — снижение производительности, когда давление фреона в кондиционере падает из-за утечек в результате ослабления валика и других соединений. В случае неисправности слышен непрерывный гул компрессора. В этом случае проводится полный цикл мероприятий по устранению утечки и дозаправке хладагента.

Перед зарядкой кондиционера в домашних условиях убедитесь, что у вас есть все необходимые инструменты, перечисленные в списке

  • Бутылка охлаждающей жидкости именно той марки, которая требуется вашему холодильнику;
  • Банка сушеного азота;
  • Комплект шлангов с резьбовыми соединениями;
  • Манометрический коллектор;
  • Электронные весы;
  • Вакуумный насос для кондиционера.

Правила заправки кондиционера

Перед нанесением фреона необходимо подготовить все необходимые инструменты и материалы. Специальный манометр, мощный вакуумный насос, весы для определения объема хладагента в оборудовании и баллон с хладагентом обязательно пригодятся.

Все дальнейшие действия должны выполняться в соответствии с приведенной ниже схемой:

  • Первоначально охладитель следует осторожно отсоединить от электросети, а количество охлаждающей жидкости, необходимое для зарядки, определить по весу или давлению в рабочей системе.
    Принципы заправки кондиционера
    Мастер должен постепенно продувать пробирки азотом. Эта процедура удалит любые загрязнения из системы, а также обеспечит полную герметичность всех соединений. Это особенно важно, если есть подозрение на утечку фреона из-за неисправного компонента.
  • Следующий шаг — осторожно закрыть трехходовой клапан (только по часовой стрелке).
  • Теперь пришло время определить уровень давления и долить хладагент. К соединению подключается специальный манометрический коллектор.
  • На последнем этапе трехходовой клапан снова открывается, и заранее подготовленный баллон с фреоном подключается к коллектору для закачки в систему.

Технология заправки по весу хладагента

Суть метода заключается в полной замене фреона — старый газ должен быть смыт в атмосферу, а на его место залит свежий хладагент. Для новичков это наиболее подходящий вариант — только квалифицированный техник может определить количество оставшегося хладагента в системе и точно долить недостающее количество. Другие методы зарядки описаны ниже.

Ниже приведены инструкции по дозаправке кондиционера фреоном в соответствии со шкалой:

  1. Слейте старый хладагент в атмосферу любым способом — через открученную трубку или золотник сервисного порта. Медленно выпустите газ, чтобы не потерять масло. При сливе используйте торцевой ключ, чтобы открыть два крана, скрытые под контргайками.
  2. Закройте краны и подсоедините левый шланг манометрической станции (синий) к золотнику. Убедитесь, что клапаны коллектора также закрыты.
    Схема подключения для вакуумирования
  3. Подсоедините желтый средний шланг к штуцеру вакуумного насоса и запустите устройство. Откройте левую пробку низкого давления (в левой части схемы) и следите за вакуумным манометром — стрелка должна опуститься ниже нуля и показать минус 1 бар. Также откройте клапаны сервисного порта.
  4. Пропылесосьте фреоновый контур в течение 20 минут. После остановки насоса подождите полчаса, наблюдая за показаниями манометра. Если стрелка возвращается к нулю, ищите утечку.
  5. Переключите шланг от насоса к баку, закройте кран левого коллектора. Откройте клапан баллона на несколько оборотов и продуйте фреоновый шланг. Действие простое: откройте задвижку правой станции на 1 секунду (высокое давление).
    Заправочный бак подключается тем же шлангом, что и вакуумный насос
  6. Правильно расположите цилиндр на весах и сбросьте показания дисплея. Снова откройте левый клапан коллектора и следите за уменьшением массы газа. Когда на дисплее появится необходимое количество хладагента, закройте клапан.
  7. Закройте оба вентиля на сервисных портах, отсоедините патрубок от золотника и проверьте правильность работы сплит-системы.

Как проверить остаток фреона

Недостаток или избыток хладагента в сплит-системе можно определить по величине перегрева газа, проходящего от испарителя к компрессору. Давайте объясним эту концепцию:

  • Хладагент, испарившийся во внутреннем теплообменнике, проходит через трубку низкого давления к компрессору;
  • По пути пар успевает нагреться еще на 5-8 °C (при правильном количестве фреона);
  • Разница между температурой кипения жидкости и фактической температурой газа на всасывании компрессора называется перегревом.

Расположение сервисного порта
Расположение сервисных портов сплит-системы и подключение измерительной станции

Ключевой момент. Чтобы узнать, какова температура кипения конкретной марки фреона в реальных условиях, достаточно измерить давление на стороне всасывания.

Вам понадобится станция для измерения давления с соединительными шлангами и контактный термометр (электронный пирометр также хорошо подойдет). Проведите диагностику остаточных фреонов в соответствии с приведенными ниже инструкциями:

  1. Узнайте тип хладагента, используемого в кондиционере, из заводской таблички, прикрепленной к наружному блоку.Табличка на наружном блоке
  2. Подсоедините синий шланг, ведущий к манометру низкого давления (сокращенно ND), расположенному на левой стороне коллектора, к сервисному порту газовой линии, как показано выше на фото. Он имеет больший диаметр.
  3. Включите сплит-систему на максимальную скорость вентилятора для охлаждения. Откройте левый кран станции измерения давления.
  4. Снимайте показания только после запуска компрессора. Звук работающего агрегата отчетливо слышен из наружного блока.Таблица параметров фреона
  5. Найдите температуру кипения фреона вашей марки при измеренном давлении по таблице.
  6. Используя термометр, измерьте фактический нагрев газовой трубы на стороне всасывания. Вычислите разницу между этой температурой и значением температуры кипения из таблицы.
  7. Приступайте к анализу результата.Схема подключения манометра и термометра
    С помощью термометра определите нагрев газовой трубы большого диаметра, идущей от внутреннего блока к компрессору

Подсказка. Нет необходимости использовать фреоновый стол. Кроме того, на манометрах коллекторного давления имеются дополнительные шкалы, которые показывают температуру кипения хладагента при измеряемом давлении. Самое главное — изначально выбрать правильную станцию, где есть маркировка для хладагентов R22, R410a и R134a.

Градуировка шкалы манометра
Маркировка измерительной шкалы для различных типов хладагентов

Рассмотрим пример на рисунке. Стрелка показывает 5,4 бар, что соответствует температуре кипения фреона R22 +8 °С. Измерим температуру всасывающей трубы и получим, например, +14 °С, значение перегрева составит 14 — 8 = 6 °С. Допустимый диапазон для всех типов кондиционеров, включая автомобильные, составляет 5-8 °С, что означает, что количество хладагента в норме.

Признаки нехватки хладагента

Если измерения дают перегрев выше 8 градусов пара, значит, в системе не хватает фреона. Что происходит в кондиционере:

  1. Жидкость закипает в первой секции испарителя и переходит в газообразное состояние. Пройдя через трубки теплообменника и участок воздуховода до компрессора, пар успел сильно нагреться.
  2. Постоянно всасывая горячий газ, компрессорный блок плохо охлаждается и начинает перегреваться, сокращая срок службы механизма.
  3. Производительность в холодном состоянии заметно снижается. В среднем 1 кг хладагента способен поглотить и передать 50 Вт тепла — чем меньше поток в компонентах контура, тем хуже охлаждается воздух.

Как обнаружить утечку фреона
В случае утечки охлаждающей жидкости на соединениях появятся незаметные на первый взгляд следы масла.

Осторожно. Проблемы нехватки хладагента обычно вызваны утечками на цилиндрических соединениях в медных трубопроводах. Основной симптом — следы масла на гайках, выбитые вместе с рабочей жидкостью.

Отсутствие хладагента сопровождается и другими побочными эффектами:

  • сплит-система часто отключается по команде датчика и выдает ошибку;
  • компрессор работает на максимальной скорости в течение длительного времени;
  • На трубах и сервисных портах образуется иней; в запущенных случаях на ребрах испарителя скапливается снежный «пух».

Идентичные симптомы возникают и в автомобильных кондиционерах, поскольку они работают по тому же принципу.

Недостаток хладагента в холодильной машине

Переизбыток и другие неполадки

Перегрев ниже 5 градусов? Это означает, что в системе циркулирует слишком много жидкости. Часть вещества не успеет испариться в теплообменнике внутреннего блока, отдельные капли могут попасть в компрессор и вызвать крупную поломку.

Рекомендация. Дозаправка производится относительно редко — обычно после обслуживания кондиционера неподготовленным персоналом. Как только проблема обнаружена, стоит вызвать нормального специалиста по обслуживанию, чтобы слить излишки охлаждающей жидкости или найти другую проблему.

Если вы уверены в своих силах, попробуйте удалить часть фреона самостоятельно. С помощью манометра на коллекторе или по таблице определите, какое давление должно быть в кондиционере при нормальном перегреве +7 °С и осторожно выпустите небольшое количество газа.

Ненормально высокий или низкий перегрев вызывается не только хладагентом, но и различными неисправностями:

  • Засорилась капиллярная трубка в дроссельной заслонке;
  • Отказ компрессора или осушителя;
  • Отказ четырехходового электромагнитного клапана, реверсирование цикла (режимы охлаждения/нагрева).

Проверка давления в автомобильном кондиционере воздуха
Диагностику и ремонт автомобильного кондиционера лучше доверить мастеру из СТО.

Конкретные проблемы решаются одним способом — вызовом мастера — неопытный пользователь просто не сможет их диагностировать. Если манипуляции с хладагентом не принесли результатов, обратитесь на станцию технического обслуживания.

Порядок выполнения работ по замене фреона

Перед заменой хладагента убедитесь, что все необходимые инструменты и материалы для работы находятся под рукой.

Диагностируем проблему самостоятельно

Хладагенты не горят, но отсутствие или недостаточное количество в системе может привести к преждевременному износу и повреждению других деталей.

Кроме того, дефект теплообмена приведет к чрезмерному нагреву холодильника, порче продуктов, неприятным запахам и т.д. По этой причине важно уметь выявлять и устранять любые утечки как можно скорее.

Признаки утечки фреона
Наличие снега внутри холодильного отделения может быть признаком неисправности, особенно если снежная шапка вновь появляется после размораживания

Вот те моменты, на которые вам следует обратить пристальное внимание:

  • температура внутри отсека слишком высокая;
  • заметно сокращается количество рабочих интервалов;
  • компрессор работает непрерывно;
  • внутри прибора появляется конденсат;
  • из холодильника исходит неприятный запах, который не может быть связан с испорченными продуктами;
  • Испаритель покрыт снегом или льдом и т.д.

Иногда утечку можно обнаружить сразу. При неосторожном удалении льда из испарителя можно случайно проколоть трубку по периметру.

В результате газ будет выходить из узкого отверстия с характерным шипением. Если вы обратите внимание на этот момент, неисправность можно быстро устранить.

Коррозия корпуса
Коррозия корпуса может указывать на недостаток охлаждающей жидкости в системе: Внутри камеры температура повышается, собирается конденсат, влага воздействует на металл и образуется ржавчина.

Диагностика уровня давления своими руками

Каков уровень давления в системе кондиционирования воздуха автомобиля и как его проверить? Процедура диагностики предполагает использование манометрической станции вместе с необходимыми шлангами и трубками. Вам также потребуется приобрести адаптеры для подключения к кондиционеру, которые могут быть одного из двух типов — продаваемые или встроенные. Первый вариант, судя по отзывам экспертов, является более правильным, так как такие адаптеры обладают более высокой надежностью и качеством.

Перед покупкой подходящего адаптера важно понять, какой именно тип жидкости используется в системе. Например, в автомобилях, выпущенных до 1992 года, в большинстве случаев используется фреон R-12

Если речь идет об автомобилях, выпущенных в период с 1992 по 1994 год, то в них можно использовать жидкости стандарта R-12 или R-134. Этот период считается спорным, так как в то время автопроизводители не могли единогласно решить, какой стандарт лучше использовать. В автомобилях, выпущенных после 1994 года, используется рабочая жидкость типа R-134 (автор видео — канал Автоматика — Автомобильный кондиционер от А до Я).

Чтобы узнать, какой именно фреон используется в вашем автомобиле, мы рекомендуем обратиться к руководству по обслуживанию или к таблице, которая обычно находится на задней части капота. Когда все инструменты и приборы, необходимые для выполнения задачи, готовы, можно приступать к диагностике. Открыв капот, вы увидите шланги системы кондиционирования воздуха, обычно расположенные слева от привода. Обычно имеется два шланга — шланг высокого давления и шланг низкого давления; для проведения проверки вам понадобится только последний.

Шланги низкого давления имеют больший диаметр:

  1. Сначала открутите колпачок на шланге и замените его переходником с подсоединенным шлангом от станции измерения давления. Перед установкой очистите область вокруг штекера, чтобы предотвратить попадание мусора в линию.
  2. Затем открутите один кран на напорной станции, не касаясь другого крана. Если вы случайно откроете его, фреон вытечет.
  3. Затем необходимо завести двигатель автомобиля — диагностику можно проводить только при работающей машине. В идеале значение давления в автомобильном кондиционере должно соответствовать 250-290 кПа.

Если полученный в результате параметр ниже указанного диапазона, это означает, что прибор необходимо дозаправить. Если значение давления превышает 290 кПа, нет необходимости доливать воду в систему, так как это может привести к неисправности компрессорного агрегата. Устройство не рассчитано на избыточное давление, поэтому оно может просто заклинить из-за избыточного давления (видео Василия Павлюка).

Подготовительные работы перед заменой

Само собой разумеется, что перед проведением любых ремонтных работ холодильник должен быть отключен от электросети. Все нагревательные приборы и источники открытого огня должны быть выключены или отодвинуты от зоны заправки фреона.

Электрооборудование, которое будет использоваться во время ремонта, должно быть заземлено в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

При выполнении операций пайки необходимо также учитывать пожарную безопасность. Хотя фреон не опасен для людей, лучше проветривать помещение во время работы и после нее.

Подготовка к ремонту
Прежде всего, отключите холодильник от сети и подготовьте все необходимые инструменты

Перед началом ремонта необходимо найти и перечитать инструкцию по эксплуатации холодильника, чтобы учесть особенности конкретной модели. При зарядке холодильника учитывайте информацию на этикетке холодильника и маркировку на зарядном цилиндре.

Удаляем остатки хладгента

Перед закачкой газа в систему необходимо удалить оставшийся внутри хладагент. Для этого найдите фильтр-осушитель и зажмите его иглодержателем.

Затем в медной части фильтра проделывается отверстие. Такой поврежденный компонент в будущем придется заменить на новый.

Замена сушилки
При заполнении хладагентом фильтр-осушитель повреждается и его необходимо заменить новым, пригодным для обслуживания компонентом. Кроме того, потребуется распайка контура и установка дополнительных клапанов.

Лучше всего заранее подготовить место для пайки клапана. Его следует снять с фитинга и отрезать лишнюю длину. В этом случае рекомендуется припаять клапан непосредственно к компрессору.

После того как остатки хладагента выдуты из системы, необходимо продуть все трубы азотом. Это позволит удалить влагу, которая могла попасть в контур.

Клапан Шрейдера устанавливается для подачи газа в рабочий контур холодильника, препятствуя выходу фреона в обратном направлении.

Для таких работ не следует использовать баллоны с давлением газа более 6 атмосфер, иначе возможно повреждение системы. Информация о внутреннем давлении обычно указана на баке.

Если баллон нужной спецификации недоступен, для питания системы следует использовать регулятор давления.

Баллон с фреоном
На баллоне с хладагентом указана марка фреона, а также рабочее давление. Если газ сжимается внутри до давления, превышающего шесть атмосфер, необходимо использовать регулятор давления

Система должна продуваться около 10-15 минут. Затем клапан на зажиме иглы закрывается, и фильтр возле капилляра перекрывается.

Затем контур необходимо снова продуть. После завершения продувки необходимо установить новый фильтр с влагопоглотителем на место использованного.

Это необходимо сделать в течение 15 минут после завершения последней продувки, так как нельзя оставлять охлаждающий контур открытым в течение длительного времени.

Профессионалы используют ряд специализированных инструментов для этого вида работ: течеискатель, тестер, вакуумный насос, гаечные ключи, термометр, обжимные клещи и т.д.

Для пайки необходимо обеспечить защитный экран, а клапан Шрейдера и новый фильтр-осушитель являются обязательным оборудованием.

Для одного холодильного наполнения нет смысла приобретать отдельный комплект оборудования. Будет дешевле и проще взять все необходимое напрокат.

Выполняем закачку фреона

Для этой операции вам понадобится оборудование для контроля давления в системе. Специалисты по ремонту бытовой техники используют заправочную станцию, состоящую из двух манометров с запорными вентилями и трех шлангов.

Манометры различаются по цвету: красный и синий. Первый измеряет давление нагнетания, а синий — давление всасывания.

Диаграмма заправки фреоном
Это упрощенное подключение зарядной станции и баллона с хладагентом к холодильному контуру. В этой версии красный шланг и манометр не используются.

При работе с обычным бытовым холодильником обычно учитываются только показания синего манометра.

Шланги, к которым подключаются манометры, также имеют разную цветовую маркировку: красный и синий, которые подключаются к манометрам того же цвета, и желтый посередине.

Перед началом работы убедитесь, что вентили на шлангах манометра полностью закрыты. Затем желтый шланг подключается к газовому баллону.

Синий шланг подсоединяется к штуцеру, через который хладагент будет вводиться в систему. Для этого используется специальный разъем.

Красный шланг устанавливается на другом конце системы. К нему должен быть подключен клапан Schrader.

Подключение заправочной станции
Синий манометр необходим для контроля давления на всасывании, красный манометр — для контроля давления на выходе системы, а желтый шланг используется для подачи фреона из баллона.

После подключения всех необходимых компонентов откройте запорные вентили на синем и красном шлангах. Затем откройте вентиль на баллоне с хладагентом и начните заполнять систему, следя за показаниями манометров.

Когда давление достигнет примерно 0,5 атмосферы, закройте клапаны манометра.

Теперь компрессор находится под напряжением около 30 секунд. Вместо цилиндра подключите вакуумный насос к желтому шлангу. Она включается примерно на 10 минут.

Вакуумирование удаляет воздух, застрявший в системе, и улучшает качество наполнения. Теперь необходимо снова подсоединить желтый шланг к фреоновому баллону.

Вакуумирование холодильного контура
Вакуумный насос необходим для удаления посторонних газов из холодильного контура и обеспечения качества заполнения.

При этом сделайте небольшой зазор между коллектором и шлангом, чтобы поступающий хладагент вытеснил воздух из шланга, и подайте небольшое количество газа в шланг.

Затем надежно закрепите желтый шланг, из которого воздух отводится в коллектор. Снова откройте синий клапан и продолжайте заполнять контур фреоном.

На этом этапе компрессор снова включается, а манометры контролируются, чтобы убедиться, что система работает правильно. Если давление остается стабильным, соединения загибаются и тщательно герметизируются.

Не следует обжимать и припаивать сервисное соединение до ввода системы в опытную эксплуатацию. Во время этой фазы стрелка синего манометра должна быть все время близка к нулю.

Зарядка фреона с помощью весов
В домашних условиях, при заправке системы фреоном, можно использовать бытовые весы для контроля количества хладагента, поступающего в контур.

Некоторые мастера заполняют контур фреоном, используя только один манометр. В этом случае количество хладагента, переместившегося в контур, определяется путем взвешивания баллона с фреоном на бытовых весах.

В остальном процесс откачки практически ничем не отличается от описанного выше метода.

Может ли замерзнуть кондиционер и почему это происходит?

При какой температуре замерзает фреон?

Как правило, мы используем бытовую технику до «полного износа», то есть до первой поломки, пренебрегая профилактической диагностикой. Если, например, в случае с телевизором такое отношение вполне оправдано, то в случае с кондиционером такое отношение почти всегда разрушительно. Кондиционер, как и любой другой прибор, требует регулярного, хотя и простого, обслуживания.

Владелец сплит-системы должен раз в несколько недель чистить фильтры и раз в 1,5 года доливать фреон. В качестве вознаграждения ваш кондиционер прослужит определенный срок, который составляет 7-12 лет. Но даже такой неприхотливый прибор, как сплит-система, может быть «капризным».

Такие «капризы» кондиционера проявляются в виде воды, капающей с него, или образования инея или слоя льда на его внешней поверхности.

Ищем причины внутри

Чтобы понять, что вызывает такие проблемы, необходимо разобраться в конструкции кондиционера. Каждая сплит-система представляет собой устройство, состоящее из двух частей: наружного блока и внутреннего блока. Внутри блоков находятся конденсатор, испаритель, компрессор и 2 вентилятора (по одному в каждом блоке).

Блоки соединены медными трубами, заполненными компрессорным маслом и фреоном. Их смесь находится под высоким давлением. Вентиляторы нагнетают воздух в конденсатор и испаритель для обеспечения помещения холодным воздухом и улучшения теплообмена.

Причины появления наледи

Наиболее распространенный фактор довольно тривиален — грязные фильтры. Как это связано с толстым слоем инея, который образуется на кондиционере? Все очень просто. Фильтры защищают от загрязнения не только воздух в помещении, но и радиатор внутреннего блока. Когда фильтры засоряются, работа кондиционера ухудшается, а на трубах образуется иней или лед.

Такую проблему легче предотвратить, чем справиться с ней. Конечно, необходимо снимать и чистить фильтры: они выглядят как мелкая сетка, и очистить их довольно просто, даже не прибегая к помощи специалистов. Скорее всего, если вы «привезли» свою сплит-систему на мороз, то мылом и водой не обойтись: для очистки потребуется бытовая химия. Но образование льда прекратится, и будет лучше предотвратить его в будущем.

Если фильтры были загрязнены в течение длительного времени, помимо самой решетки необходимо очистить дренажный канал. Это можно сделать с помощью профессионалов или самостоятельно. Если вы обратитесь в сервисную службу, будет проведена не только чистка дренажного канала, но и диагностика всего кондиционера. Если вы решили провести процедуру самостоятельно — вам придется продуть трубу, выходящую на улицу.

Давление будет выкачивать засор из скопившейся воды, и он в конце концов рассеется. Но даже если засор сливной трубы полностью заблокирован — вы можете сделать это самостоятельно. Для этого вам понадобится проволока, а если это не поможет, воспользуйтесь пылесосом — это точно решит вашу проблему.

Но не забывайте, что даже в такой ситуации специалисты сделают все быстрее и качественнее, устранят не только засор, но и проверят работу кондиционера в целом.

Также из-за недостатка фреона на кондиционере может образоваться иней. Фреон — это хладагент, который используется в работе кондиционера. Существуют пределы, в которых утечка этого вещества является нормальным явлением. Это составляет примерно 6 — 8% в год. Нормальная утечка фреона происходит независимо от частоты диагностики кондиционера и качества его установки.

Решение проблемы — дозаправка кондиционера. Лучше не проводить такую процедуру самостоятельно — более грамотным решением будет обратиться к профессионалам.

Профилактическая заправка хладагента необходима не реже одного раза в 1,5 года, поскольку утечка хладагента не так безобидна, как загрязненные фильтры, и может привести к окончательному выходу оборудования из строя.

Если обобщить возможные причины замерзания кондиционера, то основной из них является человеческий фактор. Если вы не следите за своей сплит-системой, вовремя не чистите ее, не проводите диагностику — очень скоро техника потребует большего внимания с вашей стороны при появлении капель воды. Если даже это не насторожит вас, очень скоро кондиционер начнет покрываться льдом и может потребовать не только простой очистки, но и капитального ремонта.

Устранение утечек и заправка фреона холодильника

Как и в случае ряда других неисправностей холодильного агрегата (засорение капиллярной трубки, засорение фильтра-осушителя, потеря производительности компрессора, избыточная заправка фреоном). В случае утечки фреона в первую очередь снижается холодопроизводительность холодильного аппарата. Компрессор работает, но холодильник не морозит.

Признаки утечки фреона из контура холодильного агрегата

  • Высокая температура в холодильной камере;
  • Компрессор работает без отключения;
  • Холодный конденсатор холодильного агрегата;
  • На задней стенке в верхнем углу холодильного отделения может быть толстый слой наледи.

Утечка фреона является распространенной неисправностью. Для его устранения необходимо определить место утечки, устранить утечки, заменить фильтр-осушитель, так как водяной пар попадает в охлаждающий контур вместе с воздухом, слить охлаждающее устройство и дозаправить фреоном.

Вся эта работа невозможна без набора специализированного оборудования и инструментов. Потребуется детектор утечек, вакуумный насос, заправочный коллектор и фреон.

Дозаправка по давлению и температуре перегрева

Сразу хотим предупредить, что этот способ добавления фреона считается ненадежным, хотя многие холодильники заправляют фреон «на глаз», ориентируясь только на давление. Лучший и наиболее правильный метод заправки — это полная замена хладагента, опорожнение системы и заправка по весу, как описано в наших инструкциях.

Помимо термометра и коллектора с манометром, вам понадобятся:

  • шестигранные и гаечные ключи;
  • Электронные весы (достаточно кухонных весов);
  • Фреон нужной вам марки (указан на табличке наружного блока).

Распространенные типы хладагентов

Важное замечание. Хладагенты разных типов имеют различные физические свойства. Как таковой концепции взаимозаменяемости или совместимости этих жидкостей не существует, подходит только тот газ, который указан на табличке холодильного агрегата. В бытовых кондиционерах используют марки R22 и R410a, в автомобильных — 134. фреон.

Прежде всего, убедитесь в отсутствии утечек, иначе вы рискуете потерять время и силы. При дозаправке следуйте инструкциям:

  1. Подсоедините шланг от манометра ND к сервисному порту, а желтую центральную линию — к газовому баллону, как показано на схеме ниже.
  2. Откройте вентиль баллона и стравите воздух из шлангов, кратковременно открыв кран высокого давления (на правой стороне коллектора).
  3. Поместите контейнер с хладагентом на весы и обнулите показания. При заправке R410a поместите баллон вверх дном.Подключение баллонов с хладагентом
  4. Запустите кондиционер в режиме охлаждения и откройте сервисный клапан, открутив защитную крышку.
  5. Открыв вентиль ND (слева от манометрической станции), впустите хладагент в контур небольшими порциями, буквально по 30 грамм. Обратитесь к электронным весам.
  6. После каждой заправки закрывайте клапан и измеряйте температуру газового соединения в течение 1-2 минут. При необходимости подайте еще одну партию. Цель — снизить перегрев до 5-8°C.
  7. По окончании заправки последовательно закройте вентили коллектора, сервисного соединения и цилиндра.

Пример. Если ранее температура основного газа при давлении 5,4 бар составляла +17 °С, то перегрев достиг 17 — 8 = 9 градусов (фреон R22). Таким образом, чтобы быть в рамках стандарта, необходимо добиться охлаждения трубы до + 14 °С.

Выпуск фреона из кондиционера

Перед закачкой фреона в кондиционер при полной зарядке необходимо слить из кондиционера остатки газа. Как правильно откачать фреон из кондиционера и какие инструменты для этого понадобятся?

Некоторые мастера не видят ничего страшного в том, чтобы просто открутить гайки на наружном блоке и выпустить все в атмосферу, считая небольшое количество хладагента безопасным для окружающей среды. В чистом виде он фактически безвреден, но этого делать не следует. Для того чтобы выпустить его из кондиционера, необходима станция сбора фреона, которая врезается в систему кондиционирования с помощью специального разъема и выкачивает из нее весь газ.

Затем производится вакуумирование и только после этого подключается баллон с фреоном, который закачивается в кондиционер в соответствии с действующим стандартом.

Сколько нужно фреона

В разных холодильных системах используется разное количество фреона. Количество фреона в кондиционере зависит от холодопроизводительности устройства. В среднем его объем составляет 700-800 граммов в стандартных сплитах и превышает килограмм в мощных коммерческих или промышленных установках.

Необходимый объем указан производителем на заводской табличке, расположенной на внутреннем корпусе сплита. Он помогает определить, сколько фреона должно быть в кондиционере. Используя манометр, техник определяет величину давления в корпусе охлаждения и смотрит на эту табличку.

В идеале, заправка домашних кондиционеров фреоном должна производиться небольшими порциями, чтобы в систему не попало больше газа, так как избыток приводит к неэффективной работе — он не успевает пройти полный цикл преобразования из одного состояния в другое.

Способы заправки кондиционера

Заправку кондиционера можно производить несколькими способами, но наиболее простыми и часто используемыми являются.

  • Заправка по весу (с помощью весов) — для взвешивания баллона с хладагентом вам понадобятся дорогие весы;
  • по давлению — при давлении ниже 3-3,5 атм требуется дозаправка газом;
  • по току — необходим клещевой измеритель, подключенный к фазе линии, питающей работающий наружный блок.

Есть еще два метода: переохлаждение и перегрев. В действительности, однако, они используются только при проверке промышленных компрессорно-конденсаторных агрегатов, поскольку в бытовых сплит-блоках нет устройства для регулирования потока фреона. Эту роль выполняет капиллярная трубка.

Если после полной или частичной зарядки кондиционера его работа неравномерна, необходимо провести диагностику оборудования для выявления других неисправностей системы.

Только опытные монтажники знают все безопасные способы откачки фреона из кондиционера и способы восполнения недостатка фреона. Не пытайтесь сделать это самостоятельно, так как это может привести к ожогу кожи или глаз и полной непригодности холодильного агрегата.

Заправка кондиционера: алгоритм действий

Перед заправкой системы кондиционирования фреоном необходимо подобрать необходимые инструменты и материалы. Для определения объема хладагента в кондиционере вам понадобятся манометр, баллон с фреоном, вакуумный насос и весы.

Алгоритм работы при зарядке кондиционера:

  • Сначала необходимо отсоединить охладитель от источника питания и определить количество фреона, необходимое для перезарядки, в зависимости от веса или давления в системе.
  • Также необходимо «продуть» шланги азотом для удаления любых загрязнений из системы и обеспечения герметичности системы. Это важно при подозрении на утечку хладагента из-за повреждения системы.
  • Затем закройте трехходовой клапан по часовой стрелке.
  • К соединению должен быть подключен коллектор для определения уровня давления и возможности дозаправки.
  • Затем трехходовой клапан снова открывается, баллон с хладагентом подключается к коллектору и закачивается в систему.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности
Adblock
detector