Потекла батарея отопления: что делать — как устранить проблему в различных видах радиаторов?

Устройство чугунных радиаторов

Этот вид отопительных приборов состоит из секций. Модели старого типа даже сегодня выпускаются в виде «гармошек», тогда как новое поколение имеет плоскую внешнюю панель, обеспечивающую лучший прогрев всей ее площади.

При работе эти устройства используют два типа отдачи тепла:

  1. Излучение, или как его называют профессионалы, радиация составляет до 25-30% тепла. Оно не просто нагревает воздух, а передается ближайшим предметам, обеспечивая более качественный прогрев помещения.
  2. Конвекция, производимая батареей отопления, обеспечивает постоянное перемещение воздушных масс по комнате, и составляет порядка 75% теплоотдачи.

Устройство чугунной батареи, несмотря на все внешние изменения, осталось прежним. Она состоит из секций, оснащенных:

  • заглушками;
  • запорными устройствами;
  • пробками;
  • хвостовиком и терморегулятором;
  • контргайками;
  • ниппелями и прокладками.

Каким бы ни был чугун крепким, но даже у него есть свои пределы. Как правило, срок службы чугунных радиаторов  составляет 25-30 лет, а при должном уходе и оптимальных условиях работы они могут работать без перебоя от 50 до 100 лет.

Этого не скажешь о деталях, которые скрепляют секции друг с другом, например, о прокладках. При частых гидроударах они могут «раскачаться» или потрескаться от времени. В этом случае появляется течь между секциями чугунной батареи, которая, если не устранить ее вовремя, может стать причиной серьезной аварии и угрозой для здоровья и жизни человека.

Чтобы этого избежать, нужно проверять состояние чугунных радиаторов после окончания отопительного сезона. При этом можно обнаружить совершенно разные неполадки в отопительной системе.

Самые распространенные неполадки и их признаки

Хотя чугун отлично переносит несовершенство теплоносителя центрального отопления, а батареи из него имеют достаточно широкие каналы, чтобы в них не скапливался мусор, проблемы могут возникнуть даже у них. И это при том, что этому металлу нет износа. Виновниками того, что лопнула чугунная батарея или в ее стенках появился свищ, могут быть следующие факторы:

  • Всем известен большой вес радиаторов из этого металла. Если при монтаже конструкции были использованы не достаточно крепкие кронштейны, или их оказалось мало, со временем она может просесть под своим весом и наклониться. Даже незначительное отклонение всего на пару миллиметров снизит эффективность работы устройства, а если перекос не исправить, то спустя несколько лет в месте, где теплоноситель отсутствует, появится коррозия. Вначале она будет выглядеть как небольшое коричневое пятнышко, которое будет расти с каждым отопительным сезоном, пока на его месте не образуется свищ.
  • Репутация «долгожителей» свойственна как старым, так и новым моделям чугунных радиаторов, но при условии, что они монтированы в контур многоквартирного здания не выше шести этажей. Если теплосеть надежная и не «грешит» сильными гидроударами, то их можно устанавливать и в девятиэтажных домах. В противном случае, под сильным напором воды чугунная батарея может дать течь на стыках соединений секций. В том случае, если во время отопительного сезона потекла чугунная батарея, чем заделать ее нужно знать заранее. Сегодня существует масса герметиков, которые помогут «продержаться» устройству до теплых дней.
  • Внутреннее устройство отечественных батарей таково, что чугун, из которого они выплавлены, имеет шероховатости, которые полностью отсутствуют в импортных аналогах. Именно поэтому на стенках со временем откладывается много мусора, которым наполнена вода в теплосети. Взвеси, частицы ржавчины и металлов, все это оседает и делает широкий канал узким настолько, что он уже не способен пропускать беспрепятственно теплоноситель под большим напором. В этом случае конструкция может лопнуть в любом месте, и тогда придется срочно решать, как устранить течь в чугунной батарее.
  • Прокладки и резьба ниппелей – это слабое «звено» отопительных приборов. Если у чугуна нет срока давности, то этого не скажешь про детали, из которых состоит батарея. Чтобы не доводить ситуацию до того, что потребуется ремонт чугунной батареи, места соединений нужно проверять после каждого отопительного сезона и периодически менять на них прокладки.

Как показывает практика, чаще всего о том, что с системой отопления что-то не так становится известно, когда уже требуется ремонт чугунных радиаторов. Чтобы узнать о проблеме заранее, нужно прислушиваться к «сигналам о помощи», которые указывают на наличие дефектов.

Признаки поломки чугунного радиатора отопления

  • Комната плохо прогревается

Если во время отопительного сезона температура в помещении ниже привычной, уточните, как обстоят дела у соседей. Если у них нет жалоб, пора заняться отоплением. Возможно, обычная промывка каналов решит проблему.

  • На радиаторе появился налет

Обычно он образуется в местах стыков. Причина – низкое качество теплоносителя. Когда прокладки изнашиваются, они пропускают жидкость. После высыхания остается налет, похожий на накипь.

Самый очевидный признак неисправной работы – появление протечек. Ремонт предполагает герметизацию и наложение металлического хомута. Если течей в радиаторе несколько, лучше заменить прибор.

Ключевые методы борьбы с течью

Если нет возможности сразу вызвать аварийную бригаду, можно воспользоваться следующими приемами:

  • болтом-саморезом,
  • гипсово-цементной повязкой,
  • герметиком,
  • резиновой прокладкой и хомутом,
  • тканью с водо- и термостойкой клеевой пропиткой,
  • сваркой.

Течет батарея отопления

Наиболее простой способ устранения течи в чугунной батарее – закрепление самореза в выявленной дырке

Наиболее простой способ устранения течи в чугунной батарее – закрепление самореза в выявленной дырке. Далее нужно как можно оперативнее позаботиться об установке нового радиатора.

Герметичная пломба

В хозяйственном магазине можно приобрести герметик на полимерной либо порошковой основе. На воздухе этот состав полимеризуется, с его помощью можно выиграть время для организации полноценного ремонта. Двухкомпонентные вариации затвердевают после смешивания всех составляющих.

Холодная сварка – это двухкомпонентный герметик, который продается в компактных тубусах, обычно в ее состав входят эпоксидная смола и металлический порошок. Участок перед применением холодной сварки нужно тщательно зачистить, обязательно обезжирить. Необходимо удалить краску, ржавчину, притом желательно с припусками, чтобы увеличить доступную зону контакта. Зачистку легче всего произвести с применением камня, который обычно используется для заточки ножей. Инструкция на тубусе подробно описывает рекомендуемый производителем способ применения, нужно обратить внимание, что некоторые разновидности нельзя использовать во влажных условиях – вода может стать препятствием для полноценной полимеризации.

Производители предлагают жидкую сварку и густую, по консистенции напоминающую пластилин. Перед применением нужно размять в руках оба компонента так, чтобы полимер обрел однородный цвет без вкраплений, далее его толстым слоем наносят на дефектный участок. Желательно не подавать в систему воду до полной полимеризации состава. При качественном нанесении через несколько часов образуется прочное покрытие, препятствующее выделению влаги.

Хомут и прокладка

Эта методика применима для устранения повреждений на стыке отопительного прибора и магистральной трубы. В качестве резинового бандажа можно использовать кусок велосипедной камеры, его крепят с помощью хомута либо проволоки.

Влагостойкий клей

Еще одна экстренная временная мера, удобная, если капает из стыка между секциями. Ткань пропитывают клеем, устойчивым к термическому воздействию и влаге, ею оборачивают проблемную зону. К моменту высыхания вода перестанет выступать на поверхности. Для решения подобной задачи отлично подойдет двухкомпонентный эпоксидный состав.

Течет батарея отопления
Влагостойкий клей — еще одна экстренная временная мера, удобная, если капает из стыка между секциями

Повязка с цементом и гипсом

Нужно подготовить алебастр, цемент, небольшую емкость с водой комнатной температуры, медицинский бинт и соль. Цемент разводят в емкости так, чтобы консистенция напоминала нежирную сметану, нужно погрузить в смесь нарезанный полосами бинт и после того, как он пропитается, обмотать заготовками место повреждения. Алебастр (гипс) понадобится в том случае, если необходимо произвести ремонтные работы без перекрытия воды – такая смесь быстрее схватывается.

Протечки, возникающие на резьбовом соединении, устраняют с помощью соли. Ткань или бинт намачивают и обваливают в соли, обматывают ими место стыка. Сверху накладывают упомянутую цементную повязку.

Сварка

Эта методика подойдет только для стальных приборов, здесь понадобится сварочный аппарат. Дуговая сварка опасна, лучше использовать газовую – так можно не бояться повреждения зоны вокруг течи.

Особенности ремонта чугунной батареи

По своей структуре чугун от обычного металла отличается хрупкостью. Основной особенностью его ремонта является осторожное обращение с радиатором. При появлении течи поврежденный участок нельзя обстукивать от ржавчины и накипи. Нанесенные удары приведут к появлению новых микротрещин, которые при поступлении горячего теплоносителя начнут расширяться.

Это касается и чугунных радиаторов, которые подвергают промывке. Нельзя ударять по секциям металлическим молотком, чтобы быстрее отпала грязь. Если предусмотрена разборка на секции, то соединительные ниппели раскручивают осторожно. Они тоже чугунные и могут треснуть.

Совет! В старом радиаторе соединительные чугунные ниппели раскрутить сложно, так как резьбы сильно закисают. Упростить ситуацию помогает прогрев паяльной лампой.

Чугунные батареи: ремонт своими руками, причины поломок

Несмотря на массивный вес, чугунный радиатор хрупкий и боится ударов

Если ремонт течи можно осуществить методом накладки бандажа, то участок возле трещины просто зачищают. Такие действия не разрушат чугунные стенки секции. Во время промывки иногда требуется простукивание. Делать это можно, но легонько и только деревянным молотком.

Чугунные советские радиаторы после длительного срока службы смотрятся не эстетично. Часто по этой причине от них пытаются избавиться. Однако их можно превратить совершенно в новые батареи, если воспользоваться еще одной особенностью ремонта. Он состоит из четырех действий:

  1. Чугунный старый радиатор промывают химическими реагентами. Действие помогает очистить внутри секции от грязи, ржавчины, твердых солевых отложений.
  2. Промытый радиатор разбирают на секции. Участок коллектора, где нужно раскрутить чугунный ниппель, прогревают паяльной лампой.
  3. Каждую чугунную секцию сверху подвергают пескоструйной обработке. В итоге ее нельзя будет отличить от нового изделия.
  4. После очистки чугунные секции вновь собирают в батарею. На участках стыковки коллекторов ставят новые уплотнительные кольца. Если ниппели плохие, их аналогично меняют. Оптимально заменить боковые пробки, где производится подключение трубопровода к радиатору. У них резьба уже будет изношена, и в этом месте может проявиться течь.

После проведенного ремонта на выходе предстает новый радиатор. Именно такие чугунные батареи чаще всего после восстановления продают фирмы, выдавая их за новый товар. Теперь осталось радиатор покрасить и повесить на свое место.

Первые признаки неполадок

Есть ряд факторов, которые указывают на то, что с отопительным контуром или батареями что-то не то. К ним относятся:

  • Ощущение прохлады в комнате. В этом случае стоит опросить соседей, насколько у них тепло в квартире. Если все в порядке, то можно начинать искать проблемы у себя. Причиной может стать элементарное загрязнение каналов, перекос устройства или наличие свищей. В первом случае достаточно промыть батареи, во втором – закрепить или поменять кронштейны и проверить правильность установки строительным уровнем, а в третьем – оказать «больному» радиатору помощь.
  • Если на батарее появился непонятный налет, видимый невооруженным взглядом, то причина этого – изношенные прокладки. Придется отключать систему, демонтировать батареи и ставить новые, например, из паронита.
  • Протечка заметна сразу. Если она небольшая, то можно обойтись хомутом или холодной сваркой, в противном случае придется полностью менять устройство.

Следует помнить, что даже маленькие дефекты могут перерасти в большую проблему, если их вовремя не устранить. Не стоит надеяться на временные хомуты и заплаты. Только специалисты теплосети могут определить надежность и герметичность отопительного контура и его элементов.

Ликвидация свища

Для любой поломки есть ряд причин, ей сопутствующих. Свищ на трубах системы обогрева или на радиаторе – не исключение. Если на элементах теплосети появилось небольшое коричневое пятнышко, не следует думать, что это сходит краска. На самом деле, это начало, зачастую необратимого процесса, но зная, как заделать свищ в чугунной батарее, можно остановить разрушение и продлить срок ее эксплуатации. Причины появления коррозии:

  • С учетом частых повышений стоимости коммунальных услуг, некоторые умельцы лукавят и ради экономии электроэнергии подключают нулевой кабель к отопительному контуру. Токи, которые начинают свое «путешествие» по трубам посредством теплоносителя, как раз и вызывают образование коррозии. Определить нечестного соседа можно, если свищей несколько, и они появляются с определенной регулярностью. Спасти ситуацию поможет звонок в соответствующую службу с целью выявления нарушителя, и ремонт чугунных батарей своими руками.
  • Слишком повышенная кислотность воды способна навредить даже к терпимому к коррозии чугуну.
  • Истек срок годности батарей или отложения на их стенках повредили металл. В этом случае, даже небольшой свищ или трещина под воздействием напора воды может привести к тому, что батарея лопнет и из нее потечет поток горячей воды.

Любой из вариантов, требует срочного вмешательства. Если только слегка течет чугунная батарея, то можно обойтись без отключения контура и ее демонтажа. Спасти ситуацию сможет хомут. Если вода лишь капает, то подойдет односторонняя накладка, но если бежит тонкой стрункой, то лучше не рисковать и использовать двухсторонний зажим.

В том случае, если теплоноситель разорвал место, где находился свищ, сразу возникает вопрос, можно ли заварить чугунную батарею. Как правило, экстренной помощью становится холодная сварка, но даже если она восстановила герметичность, необходимо вызвать мастеров из теплосети, чтобы они проверили состояние отопительной системы.

Способы ремонта чугунных радиаторов

Существует несколько методов, которые позволяют батареям продержаться не только до конца отопительного сезона, но и пару лет. К ним относятся:

  • Если течь на стыке секций, то ее можно быстро ликвидировать при помощи бинта и эпоксидного клея. Материал пропитывается клеем и наматывается на место протечки. После того, как он схватится, можно закрасить это место в тон батареи, но главное помнить, что подобная «операция» считается временной, и лучше после окончания холодов купить и установить новую секцию.
  • В случае обнаружения свища или трещины потребуется хомут. Его можно купить в магазине стройматериалов, а можно сделать самостоятельно из резины или жести.
  • Холодная сварка для чугунных батарей – это лучший способ быстрого устранения дефекта. Это специальный герметик, внешне напоминающий детский пластилин. Его нужно тщательно размять и нанести на поврежденное место. Средство быстро схватывается, устойчиво к перепадам температур и вполне годится для быстрого и временного ремонта чугунной батареи.

Зная, как заварить чугунную батарею при помощи сварочного аппарата с инверторной схемой, можно спасти устройство на достаточно долгое время от протечек.

Последовательность работ

В зависимости от того, насколько серьезная поломка, зависят действия по ее устранению. Так, если течь небольшая, то можно обойтись без отключения батареи от контура, и для ремонта потребуется:

  • Установить под местом поломки емкость на случай прорыва или клеенку с ветошью для сбора воды.
  • Место разрыва или трещины нужно зачистить до основания при помощи троса или наждака. Нужно не просто удалить слой краски, а обнажить сам металл.
  • Обезжирить подготовленное место каким-нибудь растворителем.
  • Если для ликвидации поломки используется специальный клей или эпоксидная смола, то потребуются полоски плотной ткани или бинты. Нанести на них средство и намотать на место разрыва в несколько слоев.
  • В случае использования холодной сварки ткань не нужна.
  • На схваченное герметиком место надевается и закручивается хомут, но важно проследить, чтобы его зажимы были с противоположной стороны течи. Например, трещина образовалась на внутренней стороне радиатора, значит, зажимы будут снаружи, и наоборот.
  • Если поломка серьезная и горячая вода хлещет из батареи, то нужно вызывать аварийную бригаду, а не пробовать остановить утечку самостоятельно без наличия нужных инструментов.

Даже самый качественный ремонт не гарантирует долгой службы устройства. Восстановленные чугунные радиаторы все равно придется менять, и чем скорее это будет сделано, тем безопаснее будет в квартире.

Общие рекомендации

Совет специалиста: доверять установку отопительных элементов рекомендуется профессионалам, чтобы избежать возможных проблем.

У появляющихся протечек каждого варианта есть свои объективные на то причины.

Чаще всего они связаны с материалом, который используется в качестве прокладок, типом соединения, а также материалом, из которых сделаны магистральные трубы.

Конечно, если речь идет о старых еще советских системах отопления, то здесь немаловажным является еще и допустимый срок эксплуатации оборудования, и уровень его износа.

Следует учесть: просто замазывать гипсом щели в радиаторах отопления является плохой идеей, так, как это лишь временное устранение проблемы.

Какого-либо унифицированного плана действия на случай потека из батареи нет.

Но при этом есть общие правила в случае подобной ситуации:

  1. Если появилась небольшая течь, не стоит постоянно подставлять под это мест тазик или баночку. В случае перепада давления в сети, она может очень быстро превратиться в большую пробоину, за счет чего произойдет затопление. Даже если вода не течет, а просто капает, этот дефект нужно устранять.
  2. Появление протечки – это, прежде всего, либо разрушение материала, либо нарушение герметичности соединения. Даже если протечка исчезнет со временем, это лишь на время, поэтому не нужно надеяться на прикипание материала.
  3. Если ремонт батареи невозможен, необходимо слить из системы воду, после чего осуществить её замену.
  4. До того как начать определенные мероприятия, связанные с ремонтом или заменой протекающей батареи отопления, нужно перекрыть поступление теплоносителя в батарею.

Советы профессионалов

Несколько советов помогут провести эффективный ремонт:

  1. После ремонта радиатор придется красить. Если он скрыт за декоративным экраном, желательно выбрать темную краску. Чугунная батарея лучше будет отдавать тепло.
    Чугунные батареи: ремонт своими руками, причины поломок
  2. Кронштейны для подвешивания располагают так, чтобы зазор между радиатором и подоконником составлял 10 см, а полом – 12-15 см.
  3. Для отражения тепла стену за чугунной батареей заклеивают фольгированным материалом.

Эффективность отопления зависит от количества секций на каждом радиаторе. Здесь нужны грамотные расчеты, выполнить которые помогут опытные специалисты.

О материалах и оборудовании

Перед тем как запаять алюминиевую трубку, обзаведитесь следующими инструментами:

  • Труборезом. Он необходим для подготовки торца трубки, который будет соединяться посредством припоя.
  • Трубогибом. Если работать без данного инструмента, то, скорее всего, на трубке образуются заломы, что отрицательно скажется на проходимости. С помощью трубогиба, вы сможете сгибать трубы под нужным углом.
  • Паяльником и газовой горелкой.
  • Припоем. Он может быть твердым или мягким. Герметичная и прочная пайка напрямую зависит от чистоты поверхности.

Конечно, придется приобрести непосредственно саму трубку. Ее диаметр зависит от мощности оборудования. Чем он мощнее, следовательно, больший будет диаметр. Цена изделия будет зависеть от ее технических характеристик, свойств металла и марки производителя. Как утверждают специалисты, на алюминиевых трубках экономить не стоит, поскольку это отразится на качестве работы устройства и его эксплуатационном ресурсе.

Особенности батарей

При всей своей привлекательности этот тип обогревателей пользуется наименьшим спросом у потребителей из-за бытующего мнения, что срок службы алюминиевых радиаторов короткий, а недостатков и «претензий» у них много.

Это не совсем так. Батареи отопления из алюминия обладают рядом привлекательных черт, которые завоевали сердца многих клиентов.

Среди них:

  1. Они способны выдерживать перепады давления до 20 атмосфер и выше. Если предполагается их установка в доме с централизованным отоплением, то следует тщательно изучить работающую систему и при выборе радиаторов ознакомиться с их техническими характеристиками, указанными в техпаспорте.
  2. Алюминиевые радиаторы мало весят, поэтому их легко как перевозить, так и устанавливать.
  3. Их устройство настолько простое, что при необходимости позволяет произвести ремонт алюминиевых радиаторов отопления своими руками при наличии необходимых инструментов.
  4. Высокая теплоотдача обеспечивает быстрый нагрев помещения при экономии энергоресурсов.
  5. Маленький объем теплоносителя дает практически мгновенный нагрев всей площади радиатора.
  6. Алюминиевые радиаторы имеют стильный дизайн и прекрасно вписываются в любую обстановку.

Такое количество преимуществ способно сделать их лидерами продаж на рынке отопительных систем, если бы не то обстоятельство, что лучше всего они себя «чувствуют» в индивидуальных отопительных системах.

Это связано с тем, что алюминий подвержен коррозии при долгом отсутствии теплоносителя (как известно, в централизованных системах его сливают в теплое время года) и его чистоте и щелочном балансе.

Если при автономном обогреве за качеством носителя можно проследить и оставить его в системе, то в многоквартирном доме в условиях центрального отопления это сделать очень сложно.

Если алюминиевые батареи установлены правильно и эксплуатируются в необходимых для них условиях, то их срок службы значительно превышает гарантию (10 лет) от производителя. Ремонт алюминиевой батареи отопления так же не составит большого труда, как и наращивание дополнительных секций.

Устройство радиатора

Радиатор – это лёгкая конструкция из трубок и пластинок, обычно из алюминия или латуни (раньше на отечественные автомобили устанавливались тяжёлые чугунные радиаторы). Радиатор соединяется с системой охлаждения посредством патрубков и шлангов.

Принцип работы радиатора

В системе охлаждения постоянно циркулирует антифриз, тосол или вода. Радиатор эффективно охлаждает жидкость, которая циркулирует по кругу, забирая тепло у двигателя. Рекомендуется заливать антифриз, так как при низких температурах вода может замёрзнуть и порвать радиатор или патрубки. Тем не менее, воду можно заливать в экстренных случаях, когда невозможно достать антифриз. Главное не забыть слить её и заменить на антифриз.

Течь в радиаторе: причины и устранение, герметизация труб

Как устранить течь в алюминиевом радиаторе отопления?

Решать, что делать — если течет радиатор отопления, обычно приходится в авральном режиме. Хорошо, если проблему мы выявили на этапе появления первых признаков, но если из трещины или отверстия в стенке батареи хлещет кипяток – действовать нужно очень быстро.

Чтобы не растеряться в ответственный момент, стоит заранее изучить возможные варианты решения такой проблемы. Некоторые из них мы постараемся подробно описать в нашей статье.

Способ устранения зависит от места протечки и ее интенсивности

Причины течи

Разбираясь, как устранить течь радиатора, следует в первую очередь уяснить, в чем именно заключается корень проблемы. И здесь все зависит от того, где именно образовалось отверстие, из которого в помещение поступает теплоноситель.

Дефект батареи на входе

Основные сценарии мы проанализируем в таблице ниже:

Место протечки Вероятная причина
Труба системы теплоснабжения Здесь все зависит от того, какой материал использовался для труб:
  • Металлические изделия со временем подвергаются коррозии, потому стенка трубы может банально проржаветь.
  • Изделия из полимеров имеют меньшую (по сравнению с металлом) металлическую прочность, потому дефект может возникнуть в результате точечного механического воздействия.
Точка подключения радиатора к трубопроводу Место присоединения труб также может стать источником проблем. Здесь возможны такие варианты:
  • Разрушилась резьбовая часть в результате коррозии.
  • Нарушена герметичность соединения при смещении труб относительно друг друга.
  • Износилась подмотка, обеспечивающая плотное прилегание резьбы к радиатору.
  • У металлопластиковых труб – ослаблен зажим пресс-фитинга.
Участок между секциями Здесь наиболее вероятными будут такие варианты:
  • Резиновая или паронитовая прокладка либо износилась со временем, либо утратила эластичность в результате коррозии под воздействием теплоносителя.
  • В результате коррозии вышел из строя ниппель.
Поверхность секции радиатора Тут все более-менее ясно:
  • Либо стальная/алюминиевая секция разрушилась изнутри под воздействием коррозионных процессов.
  • Либо материал не выдержал гидроудара.
  • Либо же поверхность получила механические повреждения и просто треснула (чаще всего этим страдают старые чугунные батареи).

Итак, из-за чего течет радиатор, мы разобрались, теперь пора приступать к активным действиям.

Очень часто такие ржавые пятна указывают на место будущей протечки

Предварительные операции

Как правило, владельцы систем отопления, у которых в качестве теплоносителя используется горячая вода, сталкиваются с двумя типами ситуаций:

  • Либо они обнаруживают, что из отверстия на трубе/батарее под давлением идет кипяток.
  • Либо же находят под радиатором лужу, которая образовалась из капель или тонкой струйки теплоносителя.

Полотенце сверху – временное решение

В первой ситуации нам не приходится думать, как определить течь радиатора, потому поступаем просто:

  • Берем одеяло или другую плотную ткань и накидываем на батарею. Мера эта временная, но так мы хотя бы защитимся от ожогов.

Совет!
Стоит также закрыть одеялами или полотенцами пол, особенно если он изготовлен из материалов, чувствительных к воздействию влаги.

  • Если есть возможность – перекрываем входной вентиль.
  • Если такой возможности нет – вызываем аварийную бригаду для перекрытия отопления и ремонта.

Ремонт куда легче проводить на отключенной батарее

А вот во втором случае иногда могут быть проблемы, потому что найти место протекания получается не всегда.

Многие начинающие мастера интересуются, как проверить на течь радиатор?

  • Если батарею мы пока не сняли, то перед тем как найти нужный участок, стоит протереть ее насухо, а затем (через две-три минуты) промокнуть подозрительные места сухой салфеткой. Влажное пятно покажет, где есть дефект.
  • С отключенной батареей поступаем так: сливаем теплоноситель, закрываем входное и выходное отверстия, а затем аккуратно погружаем в ванну с водой. Где появились пузырьки — оттуда и течет.

Только после определения проблемного участка можно приступать к выполнению ремонтных работ своими руками.

Определите место протечки

Когда протекает алюминиевый радиатор отопления, самое сложное – определить место повреждения. Поверьте, это не так просто, как кажется.

Когда вы увидели лужицу на полу под радиатором, можно определить, из какой секции идет вода. Но форма секций такова, что заглянуть под наружные перья сложно, зазор между ними обычно составляет 4-6 мм. Поэтому вы не сможете определить реальную причину и место повреждения.

Первым делом осмотрите места стыков в верхней части радиатора. Они видны через щели между перьями, отводящими воздух. Если на соединении есть капли воды или оно влажное, можете переходить к разделу «Как устранить течь между секциями алюминиевого радиатора отопления».

Нижние стыки сложно осмотреть, так как к ним не подобраться. Можно ощупать их пальцами, но лучше проявить смекалку. Используйте небольшое зеркальце чтобы осмотреть их.

Совет

Чтобы лучше рассмотреть через зеркало внутреннюю часть радиатора, светите на него фонариком. Отраженный зеркалом свет будет попадать на внутренние части секций.

Если все соединения сухие, значит проблема сложнее и на боковой стенке радиатора появилась трещина. В таком случае вода капает на пол с одного из перьев.

Самый простой вариант – просто удалить поврежденную секцию. Но если вы не хотите этого делать – придется найти место протечки и устранить ее.

Герметизация труб

Разбираться, как отремонтировать радиатор и устранить течь, приходится очень быстро. В идеале нужно просто перекрыть подачу теплоносителя, слить воду из системы и заменить поврежденный элемент. Да, цена замены будет весьма существенной, но лучшей альтернативы просто нет.

Инструкция рекомендует накладывать герметизирующую повязку из стеклоткани только на сухие трубы

В качестве временной заплаты можно наложить повязку из стеклоткани, пропитанной эпоксидным клеем. Впрочем, чтобы клей «схватился», нужно тщательно просушить укрепляемый участок.

Однако такая возможность предоставляется нам очень редко, потому ниже мы рассмотрим варианты с починкой труб и радиаторов, что называется, «на ходу».

Если течет сама труба, то поступаем следующим образом:

  • Проще всего перекрыть течь хомутом. Если это приспособление есть в вашем ящике с запасными частями – отлично, если нет – его вполне можно сделать самостоятельно.

Хомут сантехнический на трубе

  • Для изготовления хомута берем любую резину (перчатки, велосипедные камеры и т.д.) и режем на полосы. Этими полосами обматываем трубу в месте протечки и вокруг него.
  • Для фиксации резины используем либо проволоку, либо хомуты с закрутками, либо полосу жести, выгнутую по нужному нам радиусу. Однако лучше всего приобрести металлическую деталь, предназначенную для стяжки болтами.

Место соединения трубы и самой батареи также может быть источником проблемы.

В данном случае никакая антитечь радиатора не поможет – придется приводить в порядок весь узел:

  • При появлении капель из-под подмотки растворяем клей БФ в спирте и наносим полученную жидкость на паклю. Раствор должен затечь между волокнами, а после испарения спирта клей обеспечит нужную герметизацию.

Старую подмотку нужно заменить

  • Если же есть возможность отключить воду, то аккуратно откручиваем крепежную гайку и переупаковываем соединение, очищая и обезжиривая резьбу, а затем наматывая свежую паклю или герметизирующую ленту.
  • С пресс-фитингами все проще: часто достаточно повторить обжим, чтобы протечка была устранена.

Герметизация радиаторов

Дефекты могут быть самыми разными, и в некоторых случаях проще поменять батарею

Куда сложнее справиться с проблемой, если дефект обнаружен на самом радиаторе или в месте соединения его секций.

Здесь можно действовать несколькими способами:

  • Чугунную батарею в качестве временной меры затыкаем деревянной пробкой. Для этого очищаем отверстие, вырезаем деревянный колышек подходящего диаметра и с усилием забиваем его в дыру. Сверху наносим средство для устранения течи радиатора на основе термостойкой холодной сварки.
  • Еще один вариант – использование болта или самореза. Отверстие в батарее расширяем, удаляя слабые края. После этого на саморез наносим термостойкий герметик и завинчиваем его в место протечки.

Фото участка, закупоренного «холодной сваркой»

  • Небольшую трещину или щель между секциями можно просто замазать двухкомпонентным составом. Средство готовим сразу перед заделкой, смешивая основу с отвердителем, а затем заполняем полученной массой дефект.

Обратите внимание!
Компоненты отличаются химической активностью, так что работать нужно только в перчатках.

  • Наконец, в частном доме можно залить в систему жидкость для устранения течи радиатора. Циркулируя в трубах отопления и батареях, этот материал создает на их поверхностях защитную пленку, предотвращающую расширение дефектов. Впрочем, это все же профилактическая, а не ремонтная мера, да и актуальны такие составы прежде всего для автомобилей.

Жидкий герметик — стоп течь для радиатора

Как устранить течь радиатора

Одной из причин того, что у вас постоянная течь радиатора автомобиля, может быть нарушенная герметичность крышки радиатора. От старости крышка радиатора может не держать давление, вследствие чего антифриз в системе будет постоянно испаряться. Данная проблема часто незаметна на глаз и хотя вся система в порядке, антифриз куда — то пропадает. Следует заменить крышку на новую и проверить уровень антифриза спустя некоторое время.  Если уровень в норме, значит проблема решена.

Часто жидкость из радиатора исчезает из-за износа резиновых шлангов. Это легко заметить по следам подтёков на шлангах. Такие патрубки рекомендуются к замене, так как их ремонт не целесообразен.

Самый проблематичный вариант – это когда течь в самом радиаторе. Часто в таких случаях ремонт не помогает. Если в радиаторе большая трещина, это сразу заметно по пару и брызгам ОЖ. Большое отверстие можно отремонтировать только в гараже или автосервисе. Медный или латунный можно запаять, алюминиевый можно только заварить аргоном. Следует знать, что такой ремонт ненадёжен и даже на СТО вам не дадут гарантию больше месяца.

Виды ремонта и их особенности

Чаще всего вы прекрасно представляете объем и характер ремонтных работ. Но иногда,чтобы определить степень повреждения и решить, как поступить с поврежденной частью, необходимо снятие и тщательный осмотр оборудования. К основным видам работ относится:

Параллельное и последовательное подключение

  • Замена прокладок в местах соединения труб или между ребрами радиатора — требуется снятие и разборка батареи. Это не самый сложный вид ремонта, ведь заменяются только уплотнительные элементы.
  • Добавление или уменьшение количества ребер. В этом случае работы аналогичны первому пункту с той лишь разницей, что узел разъединяется для изменения количества секций. При этом прокладки тоже желательно сменить.
  • Если у вас повреждено одно или несколько ребер, а отопительный сезон в разгаре, самым простым методом устранения неисправности будет замена или удаление секции с течью. Если ребра на замену нет, можно просто убрать поврежденное и собрать систему. На качество обогрева это значительно не повлияет, зато позволит пользоваться системой, не дожидаясь ремонтников. Если потекло несколько ребер, обогрев ухудшится, но опять же вы не останетесь без отопления.
  • Многие в качестве средства устранения протечки используют холодную сварку. Следует заметить, что локальную неисправность при необходимости можно устранить и таким способом. Но как только появляется возможность нормального ремонта, стоит немедленно провести его. Гарантии на прочность холодной сварки нет, поэтому вы можете обнаружить течь в самый неподходящий момент, что чаще всего и происходит.
  • Если повреждение не очень большое, устранить его можно и с помощью пайки. В автомагазинах продаются особые виды припоя, предназначенные для алюминия. Пайка алюминиевых радиаторов – процесс, требующий аккуратности и соблюдения высокого качества работ. Этот метод особенно актуален в случаях, когда стенки радиаторов сильно повреждены коррозией, или из-за низкого качества изначально толщина материалов очень мала для применения следующего вида ремонта.
  • Аргонная сварка. Самый надежный метод ремонта изделий из алюминия – запаивание повреждений аргоном. Отличается высоким качеством работы и прочностью восстановленных фрагментов. Проводится чаще всего профессионалами, так как требует определенных навыков и опыта, да и аргонных установок в частном пользовании крайне мало. Также следует учитывать толщину материала. Иногда бывает, что стенки настолько тонкие, что дуга пробьет поверхность, а не починит ее.
  • Если при снятии радиаторов выяснилось, что они сильно повреждены коррозией, следует заменить их. Ведь даже если вы отремонтируете или замените поврежденную секцию, течи из других ослабленных ребер не заставят себя долго ждать.

Виды герметиков

Герметики бывают трех видов:

  1. Порошковый;
  2. Жидкий;
  3. Специализированный.

Каждый из данных видов может справится с текущим ремонтом радиатора, но нужно выбирать их с учётом размера трещины или отверстия.

Порошковый герметик самый дешёвый. Часто вместо специализированного порошка автолюбители используют горчицу, что делать не рекомендуется. Порошок просто добавляется в антифриз, если у вас течет радиатор охлаждения. Главный недостаток использования порошка – это то, что он сильно забивает каналы и трубки радиатора.

Жидкий герметик делают с добавлением полимеров. Данные герметики наиболее часто можно купить в автомагазинах и на заправках. В него добавляют частички металла. Жидкий герметик намного меньше забивает систему охлаждения, главное выбрать качественный продукт и не нарваться на контрафактную продукцию.

Специализированный герметик помимо полимеров имеет в составе ещё и волокна, за счет чего справляется с более крупными повреждениями. Безусловно, эта самый лучший вариант из герметиков, проблема только в его высокой цене.

Необходимо понимать, что использование герметика не является решением вопроса ремонта радиатора, а только поможет добраться до места проведения глобального ремонта, если элементы системы охлаждения подтекают.

Жидкие герметики для устранения течи в системе отопления

Жидкие герметики для устранения течи

Жидкий герметик предназначен для устранения протечек воды. Он лучше подходит для ремонта систем отопления. Жидкое средство может закрывать скрытые повреждения изнутри. Это касается, прежде всего, труб, которые могут быть замурованы в стене или находиться под полом. Герметик заливается в трубу, он проникает в проблемное место и заполняет его.

Как выбрать

На рынке представлены разнообразные виды герметиков. Они предназначены для использования в различных ситуациях, что намного усложняет проблему выбора. Чтобы не ошибиться, следует ознакомиться с характеристиками того или иного вида герметизирующего средства. Продукт для применения в системах отопления должны отвечать следующим требованиям:

  • высокий уровень выдержки температур;
  • стойкость к воздействию влаги;
  • выдержка к температурным перепадам в системе;
  • стойкость к механическим воздействиям, способным деформировать детали.

В зависимости от сферы применения герметики отличаются по составу и делятся на такие виды:

  1. Для наружного применения. Наносится на место течи и устраняет проблему по мере застывания.
  2. Для внутреннего применения. Жидкий герметик заливается внутрь системы, находит место протечки и устраняет течь.
  3. Для уплотнения. Применяется для укрепления стыков в системе отопления.

Вся эта информация находится на упаковке. Ее необходимо внимательно прочитать.

Подбираем крепления для радиаторов отопления
Критерии выбора, расчет необходимого количества, разметка и монтаж

По составу средства делятся на три вида:

  1. Силиконовый.
  2. На основе акрилового клея.
  3. Из каучука и аэробов.

Акриловый герметик не подходит для систем отопления. Он моментально застывает, становясь каменистым. Потеряв эластичность, средство разрушается. Идеально подходят герметики на основе каучука и силикона. Если продукт произведен для применения в автомобильных двигателях, его смело можно использовать в системах отопления.

Важно: Для герметизации систем отопления следует выбрать средство на основе нейтрального силикона. Содержание кислоты приводит к агрессивным реакциям с металлом.

Выбор герметика зависит и от места, которое предстоит отремонтировать. Для стыков больше подойдет пастообразный продукт, он производится в двух вариантах:

  1. Сохнущий герметик. После нанесения быстро застывает при условии нарушения технологии сушки. Затвердевший состав деформируется и покрывается трещинами.
  2. Не сохнущий герметик. Прекрасно подходят для заделывания мелких отверстий и герметизации соединений. Такой продукт имеет один недостаток: он может быть выдавлен в результате превышения нормальных показателей давления.

Аэробный герметик представляет собой разновидность акриловых аналогов. Его иногда применяют для устранения протечек и мелких дефектов. Он выдерживает высокие температуры, отличается стойкостью к воздействиям кислот и щелочей. Герметик быстро заполняет место разгерметизации и так же скоро засыхает.

Для внутреннего применения герметики делятся на 3 вида по следующим характеристикам:

  1. Смеси, где теплоносителем является вода или антифриз.
  2. Составы для стыков системы.
  3. Герметики для котлов, работающих на газу или твердом топливе.

Популярностью пользуются жидкие средства немецких производителей. Эти составы обеспечивают надежную герметизацию оборудования и котлов.

Как использовать герметик

Краткая пошаговая инструкция:

  1. Дождаться, пока антифриз остынет;
  2. Открыть крышку радиатора;
  3. Залить герметик в антифриз;
  4. Запустить мотор на несколько минут;
  5. Заглушить и визуально проверить систему на герметичность.

Если повреждение было небольшим, то герметичность должна восстановиться. При использовании некачественных герметиков можно засорить радиатор частицами, вывести из строя помпу, нарушить работу термостата и приобрести ещё множество проблем с машиной. Чтобы избежать их, внимательно изучайте информацию на упаковках, смотрите систему защиты и всевозможные голограммы. При использовании внимательно следуйте инструкции прилагаемой к герметику. Главное помнить, что систему с герметиком обязательно нужно восстановить в ближайшее время.

Чтобы избежать крупных ремонтов, следует регулярно проверять систему охлаждения на предмет малейших неисправностей и течей, своевременно меняйте шланги и патрубки, следите за температурой антифриза в процессе эксплуатации. Так же не забывайте менять антифриз, так как со временем он теряет свои свойства, что может привести к неполадкам в работе всей системы.

Общие рекомендации

специалист - сантехник - потекла батарея отопления

Как только было установлено, что отопительные трубы или сам радиатор неисправны, нужно немедленно переходить к действиям. Пока ситуация не приняла критические обороты. В первую очередь требуется произвести следующие действия:

  1. отключить подачу водоснабжения в радиатор, повернув вентиль на батарее;
  2. подставить ведра, тазы или другие емкости, чтобы вода не стекала на пол и не привела к затоплению соседей;
  3. разобраться в признаках поломки и установить примерную причину;
  4. чтобы стравить остаточное явления просочения влаги, следует открыть кран Маевского сбоку радиатора;
  5. зачистить поврежденный участок от ржавчины, грязи и других веществ, которые могут повлиять на состояние батареи;
  6. нанести эпоксидную мастику и перейти к ремонту неисправного участка отопительной системы.

В сложных ситуациях можно вызвать специалиста, иногда проблемы настолько велики, что оборудование нуждается в полной замене.

Главное – не паниковать и действовать согласно инструкции.

При установке пломбы самостоятельно очень важно помнить, что она должна высохнуть. Через влажную пломбу опять просочится вода, и протечка начнется заново.

Под включенным давлением обматывать трещину не рекомендуется.

Таким образом, при возникновении проблем с отопительной системой главным этапом выступает выявление причин и мест протечек. Своевременное выявление причин, поможет избежать тяжелых последствий и аварий, которые могут возникнуть в дальнейшем. Нельзя забывать о перекрытии давления и подачи воды в трубы, иначе ремонт закончится неудачей. По окончании работ надо еще раз проверить трубы и убедиться, что проблема “потекла батарея отопления” устранена.

Полезные советы

Делая ремонт отопительных радиаторов, стоит прислушаться к советам и рекомендациям специалистов. Это поможет избежать ненужных ошибок.

Чтобы немного увеличить тепло, исходящее от батарей, нужно их окрасить в темный цвет. Особенно это актуально для чугунных радиаторов.

Специалисты рекомендуют устанавливать батареи отопления на расстоянии в 10 сантиметров от подоконника, а от стены до радиатора расстояние должно быть как минимум 20 сантиметров. Если нарушить пропорции установки, нарушится тепловой поток. Это значительно уменьшит эффективность всей отопительной системы.

Для увеличения потока тепла в само помещение стоит приклеить на стену позади батареи теплоизолирующую пленку, поверхность которой сделана из фольги.

Оптимальное расстояние между полом и радиатором – от 12 до 15 сантиметров. Если оно будет больше или меньше, перепады температуры приведут к сквознякам в доме.

Также стоит учесть то, что если батарею подключить обратным способом, то мощность всей системы уменьшится на 7 процентов.

Очень важную роль в эффективности отопительной системы играет место установки батареи. Наилучшим вариантом будет размещение радиатора под подоконником. При этом теплоотдача будет доходить до 97 процентов. Если батарею закрыть частично, это снизит теплоотдачу до 93 процентов. При полном закрытии радиатора она уменьшится до 80 процентов.

Оптимальным вариантом для многоквартирных домов будут чугунные радиаторы. Ведь они не только выдерживают все нагрузки, но и практически не ломаются. Но даже при появлении протечек проблему решить легко: их можно заклеить, даже не вызывая мастера на дом.

Если говорить о биметаллических и алюминиевых радиаторах, то это довольно эффективные модели. Однако покупая их стоит помнить о том, что ремонтировать их не получится. Единственное, что можно сделать – это промыть батарею или заменить на новую.

Чтобы избежать неисправностей радиаторов, нужно правильно подбирать сами модели. Но если все же протечка где-то образовалась, не стоит впадать в панику. Лучше трезво оценить ситуацию и посмотреть, что можно сделать для ее устранения.

В экстренных случаях можно решить проблему самостоятельно, не обращаясь за помощью к профессионалам. Поэтому на досуге лучше изучить особенности процесса и последовательность действий. Ведь в некоторых случаях промедление с ремонтными работами может привести к замерзанию радиатора, а впоследствии к его растрескиванию.

Об собенностях процесса и последовательности действий при ремонте радиаторов отопления смотрите в следующем видео.

Источники

  • http://netholodu.com/elementy-otopleniya/radiatory/chugunnye/kak-proizvesti-remont.html
  • https://soyuzpolimer.com/kak-ustranit-tech-v-chugunnoy-bataree-otopleniya/
  • https://pechistroy.ru/radiatory/chto-delat-esli-techet-batareya-otopleniya-sposoby-ustraneniya-nepoladok.html
  • https://vdome.club/remont/santehnika/chugunnye-batarei-remont-svoimi-rukami-prichiny-polomok.html
  • https://proosteklenie.com/kak-ustranit-tech-v-chugunnoy-bataree-otopleniya/
  • https://dymohod-msk.ru/remont-aluminievyh-radiatorov/
  • https://soyuzpolimer.com/kak-ustranit-tech-v-alyuminievom-radiatore-otopleniya/
  • https://proosteklenie.com/kak-ustranit-tech-v-alyuminievom-radiatore-otopleniya/
  • https://VTeple.xyz/tech-aljuminievogo-radiatora-otoplenija/
  • https://tur-gaz.ru/potekla-alyuminievaya-batareya-otopleniya-chto-delat/
  • https://GradusPlus.com/radiatory-otopleniya/poshagovye-instrukcii/chto-delat-esli-techet-batareya-otopleniya/
  • https://vodatyt.ru/otoplenie/potekla-batareya-otopleniya-chto-delat.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности
Adblock
detector