Почему кондиционер не включается и не работает: причины, диагностика

Основные причины когда кондиционер не включается

Кондиционер также может не включатся если в плате сгорел предохранитель из-за скачка напряжения, также произошло выгорание деталей платы, обрыв проводов между внешним и внутреннем блоком, окисление соединений, выхода из строя компрессора. В некоторых моделях датчики определяют наличие хладагента в системе, его отсутствие также не даст включить кондиционер, а если при включении выбивает автомат, то тут дела совсем плохие.

В любом из этих случаев вам лучше обратиться за помощью к мастерам по ремонту кондиционеров.

Основная допустимая мощность или неисправность пульта

Кондиционер не включается

Проверьте, чтобы шнур питания был полностью вставлен. Иногда внешние или старые розетки не закреплены достаточно плотно, как должны быть.

Затем проверьте шнур на наличие каких-либо видимых порезов и повреждений. Если кабель питания перерезан, откройте блок, замените кабель. Примите соответствующие меры, чтобы исправить нарушение.

Если кнопка на пульте изношена, рассмотреть возможность покупки недорогого универсального пульта. Также можно заменить изношенный пульт на новый и оригинальный.

Сломался пульт управления

Беспроводные пульты управляют режимом при помощи инфракрасных лучей (ИК), которые можно проверить на работоспособность обычной камерой телефона.

Если ПУ исправен, тогда вышла из строя его приемная плата и потребуется сервисный ремонт.

Сломался пульт управления
Сломался пульт от кондиционера

Предохранители

Кондиционер не включается сгорел предохранитель

Кондиционер не включается, если предохранитель основного источника питания к блоку перегорел. Если это так, то исправьте это путем замены. В этом случае нужно действовать аккуратно, так как, придется демонтировать плату управления.

После замены предохранителя проверьте устройство еще раз. Если кондиционер потребляет энергию из цепи совместно с другими приборами, он не может привлечь необходимое электропитание, из-за чего предохранитель повторно может сгореть.

Батарейки

Возможно на пульте сели батарейки, из-за чего он перестает работать. Как известно, можно их просто заменить, купив в обычном магазине. Важно также вставлять их правильно и ориентироваться по «+» и «-«. Порой владельцы просто ломали устройства из-за обычного незнания. Как итог, их кондиционер включается, но не дует.

Выключатель

Кондиционер не включается отключается автомат

Выполняйте аналогичные действия, если у вас есть выключатель в щитке (автомат УЗО). Если ваш кондиционер не включается, проверьте выключатель. Если он выключен, сбросьте предохранитель и снова запустите. Если он опять не сработает, вам придется перенастроить его, чтобы обеспечить 220 вольт цепи и не менее 25 ампер нагрузки.

Автомат также может не включатся из за выхода из строя компрессора, в его обмотке происходит замыкание, требуется замена компрессора.

Неправильная установка

Не включается наружный кондиционер. Скорее был совершен неправильный монтаж. Как известно, устройство нельзя крепить к стене, опираясь на линию потолка. Наверное Вам следовало воспользоваться уровнем для более качественной установки сплит-системы.

Другая проблема, из-за которой кондиционер включается, но не холодит, может быть криво проведенные медные трубки. В таких случаях нужно обращаться к профессионалу для переоборудования. Дренажные трубки также часто засоряются.

В конце концов, после правильной установки кондиционера, следует проверить умеренность шума. Если все в порядке, то дело определенно в другом.

Режим работы и фильтры

Кондиционер не включается грязный фильтр

Проверьте режим работы на вашем устройстве. Если блок установлен на «тепло», он не включится сразу, потребуется минут 5-10 для запуска внутреннего и внешнего блока. Причиной является перенастройка системы «Тепло — Холод».

Если смена режима работы ничего не меняет, скорее всего у вас проблема с воздушным фильтром. Когда фильтр становится грязным из-за накопления грязи, датчик загрязнения может не включить систему, устройство будет простаивать. Вы можете устранить проблему путем чистки или замены фильтра. Фильтр даже может заедать от накопившегося мусора. Именно поэтому проверка фильтра является таким важным шагом в устранении неполадок.

Кондиционер стоит в ошибке

Кондиционер не включается из за ошибки

Проверьте работу кондиционера в целом, чтобы увидеть, что происходит при попытке его включить, если вы обнаружили странное мигание лампочек на дисплее внутреннего блока, это является сигналом ошибки в системе. Посмотреть расшифровку кода ошибки можно у нас на сайте, в разделе коды ошибок, выбрать из списка нужную вам модель и произвести диагностику.

Вышел из строя компрессор

Выявить сбои в работе компрессора совсем не сложно. Для этой ситуации характерны частые сбои, повышение уровня шума и масляные подтеки на корпусе устройства. При неисправности такого характера рекомендуется обратиться к квалифицированному специалисту по ремонту оборудования.

Одна из основных причин поломки – утечка хладагента. Утечку могут спровоцировать следующие факторы:

  • трещины в корпусе;
  • изношенность резины, из которой изготавливается прокладка;
  • выход из строя магистрали.

Наличие грязи, ослабление ремня и нарушение подачи электропитания может послужить толчком к поломке. В случае, если вы вовремя заметили, что в работе компрессора наметились сбои, можно произвести починку. На более поздних стадиях существует одно решение – замена детали.
Иней на сплит-системе

Поломка платы

Иногда поломаться может плата управления внутреннего блока. Тогда необходима замена платы или же ремонт старой. Это довольно просто делается. При ремонте платы не снимается внутренний блок. Ремонт или замена ее может занять до двух часов.

Запуск режима защиты

Не работать кондиционер может и по причине защиты от включения. Она есть в некоторых приборах и срабатывает при неправильных действиях.

Например, если на улице температура воздуха -15 градусов, а он работает при минимальной температуре -5 градусов. Перечитайте инструкцию и найдите информацию об этом.

Можно установить так называемый зимний комплект. Это позволит снять ограничения. Тогда система будет дуть почти в любую погоду.

Отсутствие питания

Необходимо понять каким образом кондиционер включается в сеть — вилкой или автоматом:

  • Если в розетку вилкой питания, то необходимо проверить, включена-ли она
  • Если включёна, то следующим шагом проверяем наличие питания в самой розетке — индикаторной отвёрткой или мультиметром.

При наличии питания в розетке проверяем наличие напряжения непосредственно в самом кондиционере — на клеммах внутреннего или внешнего блока (зависит от способа подключения самого кондиционера)

  • Если напряжения нет — значит пробит кабель питания — меняем его,
  • если есть — проблема во внутренней плате кондиционера.

 

Также кондиционер может получать электропитание от электрического распределительного щитка через автоматический выключатель.

  • Ищем выключенный автомат и включаем,
  • если его нет, по надписям на щитке ищем, какой автомат питает кондиционер.
  • Измеряем напряжение на его входе и выходе.

В случае если на входе есть, а на выходе нет — неисправен автомат, если тоже есть, то где-то существует пробой питающего кабеля.

Вывод: чтобы отремонтировать кондиционер в этом случае, необходимы простые монтажные инструменты — отвёртки, кусачки, а также индикаторная отвёртка или, что гораздо лучше — вольтметр.

Внимание! Если если вы не имеете соответствующей подготовки. ни в коем случае не проводите данные действия!

Сбои в настройках

Каждая сплит-система оборудована специальным механизмом самодиагностики, которая определяет как температуру помещения, так и оптимальный режим работы для поддержания заданных параметров. Сбой в настройках – частая причина, по которой оборудование не запускается.

Одним из признаков сбоев в настройках аппарата является появление на дисплее специального кода ошибки, расшифровку которого вы можете найти в инструкции по эксплуатации. Например:

  • код 1, расшифровка — сбои в работе датчика температуры;
  • код 2, расшифровка — обмерзание испарителя.
    Как считать ошибки кондиционеров Toshiba

Действие гарантии

В ситуации, когда техника куплена несколько месяцев назад, продолжается гарантийный срок. В это время вы можете вызвать мастера на дом, и можете быть уверены, что ничего не повредите сами. Ремонт может сделать фирма, которая устанавливала климатическое оборудование.

Если действие гарантии не закончилось, можно воспользоваться услугами мастера

Недостаток фреона

Это довольно серьезная неисправность. В случае, когда хладагента в контуре мало, то система кондиционирования хуже охлаждает помещение, а с течением времени и совсем перестает включаться в режиме холода. Попытки включить бытовой прибор с недостающим объемом хладагента могут вызвать перегрев и поломку компрессора.

Важно! Основным показателем утечки считается изменение функционирования системы охлаждения, а когда она случилась в видимой части агрегата, то появляются маслянистые пятна. В этом случае немедленно отключают устройство и вызывают сервисного мастера.

Появление воды

Нередко из внутреннего блока кондиционера может начать капать вода или на стенках корпуса появляется конденсат. Такие неисправности возникают в результате неправильной эксплуатации устройства. Так, поломка может появиться из-за запуска режима охлаждения при низкой окружающей температуре. В итоге возникнет пробка в дренаже. Канал также может засориться грязью, скапливающейся на внутреннем радиаторе и стекающей в ванночку, из которой она перемещается в дренажную трубку. Чтобы избавиться от неисправностей и выполнить ремонт промышленных или других кондиционеров, нужно провести следующие операции:

  1. В холодный период года прогреть канал, если ледяная пробка еще в нем не образовалась. Оптимальная температура нагрева составляет +7 O
  2. При появлении ледяной пробки подождать наступления тепла, что позволит ей самостоятельно рассосаться.
  3. Промыть дренаж водой при использовании помпы или компрессорной установки.

Важно! Эксплуатировать климатическую технику при засоренной дренажной системе нельзя, так как жидкость будет вытекать из корпуса кондиционера. Это приведет к порче интерьера и климатического прибора.

Нарушение передачи управляющего сигнала

Современные кондиционеры оборудуются настенными, проводными и беспроводными дистанционными пультами управления. Для передачи сигнала в беспроводных пультах используется ИК датчик. Поэтому исправность пульта легко проверяется с помощью любой камеры. Если направить пульт в объектив, то при нажатии, на экране должна быть вспышка. С таким же успехом неработоспособность пульта можно проверить, включив кондиционер нажатием клавиши на корпусе. Если кондиционер заработал, значит, проблема в пульте. Если пульт сигналы посылает, кондиционер вручную запускается, а дистанционно нет, значит проблема в плате приёма сигнала.

Клапан переключения режимов сломан

Он позволяет кондиционеру переключиться в режим обогрева помещения и обратно. Инфо-панель кондиционера (светодиоды, дисплей) не сообщит о такой поломке, но кондиционер, наоборот, может дуть только горячим воздухом. Если точно такой же клапан найден – его полностью удаляют. С ним пропадает и функция обогрева.

Засорение трубок

Закипевший из-за невозможности дойти до охладителя фреон лишит вас холода. Но на поломку укажет обледенение одной из трубок, ведущих к внутреннему блоку.

Компрессор работает почти непрерывно. Удалить засор можно с помощью продувания сжатым воздухом либо гидравлической прокачкой.

В случае неуспешности прочистки трубку попросту меняют.

Сломались датчики

Три датчика: на входе, выходе внутреннего блока и общий, проверяющий температуру в комнате. Здесь два варианта: компрессор включается или выключается редко. Опытный мастер сразу заподозрит поломку этих термисторов, дающих ЭБУ неправильные сигналы. В результате комната перемерзает или плохо охлаждается.

ЭБУ неисправно

Электронный блок управления содержит ПЗУ и процессор, исполнительные элементы – транзисторные ключи большой мощности и реле.

Если их замена ничего не дала, подозрение падает на неисправный процессор – виной всему старение полупроводникового чипа, ошибки микропрограммы, микротрещины в наноструктуре микросхем и в самой многослойной плате.

При этом кондиционер перестал вообще охлаждать. Вариант – замена платы.

Частые дефекты систем кондиционирования

Справедливости ради стоит отметить: львиная доля дефектов бытовых кондиционеров – это неисправности простые, вполне доступные для устранения своими руками. Рассмотрим наиболее частые из них с привязкой к технологическим симптомам.

Нет потока охлаждённого воздуха

Ситуация, когда оконный (или иной) кондиционер включен, но не выдаёт потоки холодного воздуха, часто бывает связана с дефектом вентилятора или электродвигателя вентилятора. Вращением лопастей вентилятора создаётся воздушный поток, проходящий сквозь холодные трубки испарителя кондиционера. Поэтому отсутствие потока холодного воздуха на выходе — это симптом, прежде всего указывающий на неисправность вентилятора.

Неисправности вентиляторов внутренних блоков кондиционеров могут стать причиной подачи охлаждённого воздуха в достаточном его количестве для создания требуемого комфорта

Лопасти вентилятора могут вращаться медленнее, чем необходимо или вовсе не вращаться по разным причинам. Побочным дефектом, связанным с отсутствием холодного потока, может стать также испаритель, «обросший» ледяной коркой и по этой причине не способный пропускать воздух. Для определения явной неисправности:

  1. Снять корпус кондиционера.
  2. Проверить крыльчатку и мотор вентилятора.
  3. Проверить лопасти вентилятора на возможные повреждения.
  4. Убедиться, что крыльчатка не заблокирована инородным предметом.

Следует вручную провернуть колесо вентилятора с целью диагностики свободы и лёгкости вращения. Если вал двигателя с насаженной на него крыльчаткой не вращается или вращается с трудом, возможно, заклинен ротор мотора по причине сгоревших обмоток статора. Сгоревший двигатель придётся заменить.

Замена электродвигателя вентилятора на внутреннем блок кондиционера — явление достаточно редкое. Тем не менее такие моменты случаются в бытовой практике и требуют обращения в сервис

Если двигатель вентилятора и крыльчатка после диагностики показали рабочее состояние, скорее всего, имеет место другая проблема – более сложная. В этом случае для выявления неисправности требуется многомерное тестирование. Подобные тесты выполняются только квалифицированным персоналом.

Конденсатор двигателя вентилятора (компрессора)

Кондиционер оконный, сплит-система, напольный и другой может работать в режиме охлаждения, но при этом не подавать холодный воздух из-за проблемы с пусковым конденсатором двигателя вентилятора (компрессора).

Пусковой конденсатор предназначен для первоначального запуска установленных в системе моторов. Неисправность пускового конденсатора сопровождается замедлением скорости вращения ротора электродвигателя вентилятора или полной блокировкой работы мотора компрессора.

Если двигатель компрессора создаёт необычный шум (гудит) или крыльчатка вентилятора проворачивается на несколько оборотов и встаёт, скорее всего, требуется заменить пусковой конденсатор. Эта деталь расположена внутри корпуса внешнего блока кондиционера. Поэтому придётся:

  1. Демонтировать (открыть) корпус аппарата.
  2. Проверить лёгкость вращения крыльчатки.
  3. Осмотреть питающие провода на предмет повреждений.
  4. Осмотреть пусковой конденсатор на присутствие повреждений.

Визуальный осмотр детали, конечно, не даст полной уверенности относительно целостности или повреждения. Обычно внешний вид пусковой ёмкости не даёт поводов для замены этого компонента. Поэтому рекомендуется проверить пусковой конденсатор на целостность стрелочным тестером (показано на видео ниже).

Проверка целостности конденсатора при помощи измерительного прибора. Таким способом с высокой точностью определяется неисправность и необходимость замены этой детали, способной блокировать двигатель вентилятора

Для этого нужно выключить ёмкость из цепи схемы кондиционера. Далее настроить прибор на режим измерений сопротивлений в диапазоне «мОм» и коснуться щупами прибора выводов конденсатора.

Поменять местами щупы и вновь проделать ту же операцию. Если на шкале тестера стрелка резко отклонилась и возвратилась на нулевую отметку, пусковой конденсатор цел. В противном случае (ноль показаний или КЗ) потребуется замена пусковой ёмкости.

Частым признаком неисправности пускового конденсатора компрессора является ситуация, когда при пуске кондиционера вентилятор внешнего блока сплит-системы начинает быстро вращаться, а затем останавливается.

Электронная панель управления или фильтр

Кондиционер может включаться, но не выдаёт охлаждённый воздух, если неисправности имеются на плате управления. Например, в случае выхода из строя реле, отвечающего за коммутацию электропитания двигателя вентилятора.

Реле контрольной панели тоже легко проверить на функциональность с помощью мультиметра. Однако необходимо точно определить принадлежность реле. Здесь уже нужна принципиальная схема электронной платы управления, а мастеру желательно иметь  квалификацию электронщика.

Реле вентилятора кондиционера на электронной плате управления. Рядом расположены ещё два реле несколько иной формы, управляющие другими модулями системы кондиционирования

Если система кондиционирования включена, но не продувает холодный воздух, вполне возможно, полностью забит воздушный фильтр. Этот элемент очистки воздуха, при отсутствии обслуживания, со временем может набрать массу пыли, чем ограничит работу других функциональных узлов. В итоге нарушается нормальная циркуляция холодного воздуха.

Воздушный фильтр, как правило, расположен перед испарителем сразу за передней панелью внутреннего блока. Снять и очистить воздушный фильтр просто (инструкция кондиционера). Кстати эта работа является стандартным пунктом техобслуживания со стороны пользователя. Попутно следует очистить решётку испарителя, если замечено скопление пыли и грязи. Тёплая вода, мыло и мягкая щетка – классический набор для чистки.

Конденсатор наружного блока

Частой проблемой, когда нет подачи холодного воздуха, является конденсатор наружного блока кондиционера (уличного модуля). Особо актуальной эта неисправность видится для техники, установленной в домах, вокруг которых имеются массивные насаждения тополей. Периоды лёта тополиного пуха приводят к полной блокаде конденсаторов кондиционеров.

Забитый пухом конденсатор кондиционера. Такое полотно — словно ватное одеяло, полностью накрывает поверхность конденсатора и закрывает проход воздушным потокам

Если аппарат включается, работает, но не охлаждает – есть все причины для осмотра наружного модуля и его чистки. Работы по очистке конденсатора следует выполнять мягкой капроновой щёткой. Если есть возможность – применить пылесос с насадкой для очистки плинтусов. Применять воду не рекомендуется.

Контроль температуры охлаждения и нагрева

Неработоспособность кондиционера в виде неспособности вырабатывать холодный воздух, может быть связана с регулятором температуры или термостатом. Эти элементы схемы контролируют температуру воздуха в помещении, обеспечивают пуск компрессора при необходимости.

Регулятор температуры охлаждения часто снабжен сенсорным датчиком, который размещается непосредственно на обрешётке испарителя. Есть также защитный терморегулятор, который встроен в контактном блоке компрессора. Оба термостата настроены на конкретный предел температуры и отключают функции компрессора при достижении нормы или в случае аварии.

Сенсорный датчик термостата кондиционера, который устанавливается непосредственно на испарителе. Иногда от вибрации этот датчик утрачивает свойства точного измерения температуры

Если регулятор температуры или термостат не сработал должным образом, компрессор не работает. Соответственно, нет холодного воздуха. Поэтому:

  1. Следует проверить сенсорный датчик на предмет повреждений или перелома провода и заменить в случае неисправности.
  2. Проверить термостат на самом низком и высоком пределе температуры, прозвонив мультиметром его контакты.

Отсутствие показаний измерительного прибора свидетельствуют о неисправности термостата. Этот прибор ремонту обычно не подлежит. Его требуется менять.

Отсутствие хладагента в системе

Вентиляторы бытового кондиционера внутреннего и наружного блока вращаются с нормальной скоростью. Установки режима работы соответствуют функциям охлаждения, но при этом выходящий воздух не охлаждается. Если все вышеописанные действия не принесли желаемого результата, скорее всего, имеет место неисправность, обусловленная недостатком или полным отсутствием хладагента.

Заправка кондиционера фреоном возможна своими руками, если есть навыки обращения с техникой, работающей под давлением, а также соответствующие аксессуары для заправки

Практически все бытовые кондиционеры заправляются хладоном R410A. Величина заправки хладагента в жидком виде может варьироваться в зависимости от модели, но обычно не превышает 1 кг.

Точное количество заправляемого хладона можно узнать по табличке наружного блока или в документации кондиционера. Однако чтобы заправить кондиционер своими руками, потребуются кое-какие специфичные аксессуары.

  • модуль манометрический,
  • шланги высокого давления,
  • штуцер переходник,
  • баллон с фреоном R410A.

Поэтому дозаправка, заправка хладагентом обычно выполняется профессиональным сервисом, несмотря на то, что заправка своими руками даёт троекратную экономию денег. Отсутствие хладона можно констатировать по некоторым классическим признакам, выполнив несложный процесс диагностики:

  1. При включении кондиционера отследить, как происходит пуск компрессора.
  2. Внимательно осмотреть штуцерные соединения трубок подачи и отсоса фреона.
  3. В рабочем состоянии кондиционера проконтролировать температуру воздуха на выходе вентилятора охлаждения конденсатора.

Если при включении кондиционера компрессор включается (можно определить по изменению звука) и, отработав 1-2 минуты — отключается, это уже косвенный признак отсутствия хладона.

Компрессор кондиционера традиционной сплит системы расположен обычно с правой стороны. Так выглядит вся конструкция наружного блока, когда с него сняты защитные панели

Также признаком утечки фреона является масляная плёнка на резьбовых штуцерах или на трубках в местах их входа в штуцер. Если обнаружены такие масляные места и  компрессор включается короткими циклами – это признаки того, что фреон вышел из системы через штуцерные соединения. Причиной может быть неплотная затяжка или, напротив, перетяжка, когда попросту лопается медная трубка в точке прижима.

Кондиционер универсальный не нагревает

Современные модели систем кондиционирования не только охлаждают воздух, но с не меньшим успехом нагревают его при переводе системы в режим нагрева. Обеспечивается нагрев за счёт технологии обратного цикла.

Между тем на практике отмечена нестабильность работы таких универсальных аппаратов в каждом из режимов. Обычная неисправность – нормальный процесс в режиме охлаждения и ненормальный в режиме нагрева. Либо наоборот.

Сброс лишнего фреона иногда помогает восстановить работоспособность универсального кондиционера в режиме нагрева. Но прежде желательно замерить давление в системе

Замечено: частой причиной неисправности, когда есть охлаждение, но нет нагрева, является несбалансированная заправка хладагентом. Обычно техники сервисов заправляют кондиционер с оглядкой на параметры холода, оставляя при этом без внимания параметры нагрева.

Однако если в режиме охлаждения сплит-система вполне способна работать даже с учётом небольшого отхода от нормы заправки фреоном в ту или иную сторону, для режима нагрева такой отход уже видится критичным для работы.

Поэтому вполне объясним результат устранения неисправности, когда простым сбросом излишне заправленного фреона удавалось запустить кондиционер в режиме нагрева. И после такой простой ремонтной манипуляции аппарат исправно работал и в том и в другом режиме.

Система автоматической диагностики неисправностей

Первым делом надо убедиться, что кондиционер действительно сломался. К счастью, в современных моделях о большей части проблем вас оповестят надписи на дисплее или мигания цветных индикаторов. Открыв инструкцию, легко расшифровать, где именно произошёл сбой. Подробная информация о кодах передаётся только авторизованным сервисным центрам, но основные данные доступны и обычным пользователям.

Обычно лампочка мигает запрограммированное количество раз исходя из выявленной ошибки. Коды стандартных неисправностей (количество сигналов сенсора):

Мигает 1 раз – не функционирует терморезистор внутреннего блока. 2 — не работает терморезистор наружного блока. 3 — агрегат работает одновременно на охлаждение, и на обогрев. 4 — защита от перегрузки выключена. 5 — возможно, неисправен кабель и схема обмена информацией между блоками. 6 — электропотребление превысило норму (надо проверить силовые транзисторы). 7 — повысилось напряжение во внешнем блоке. 8 — неисправен двигатель вентилятора. 9 — не работает ходовой клапан. 10 — терморезистор вышел из строя, и не контролирует температуру корпуса компрессора.

Перед эксплуатацией следует внимательно изучить инструкцию по управлению климатическим оборудованием

Если кондиционер не включается, и при этом не горят светодиоды, то, скорее всего, вышла из строя печатная плата управления. Мигание всех светодиодов означает, что из-за скачка напряжения произошёл сбой программных установок платы управления, и её нужно перепрограммировать. 

У каждой модели существует собственный код программных настроек, но он тоже известен только уполномоченным сервисным центрам. Можно найти коды ошибок в интернете по названию бренда и попытаться перепрограммировать плату самостоятельно.

Последовательность диагностики

Перед началом любых ремонтных или профилактических работ следует осуществить детальную диагностику климатической системы, выявить причину неполадки, оценить предстоящие трудозатраты и стоимость необходимых комплектующих или вспомогательных средств. Грамотная проверка избавит от ошибочных выводов, многократного, дорогого и долгосрочного восстановления работоспособности агрегата.

Последовательность диагностики включает в себя проверку:

  1. Наличия механических повреждений;
  2. Креплений блоков;
  3. Зажимов контактных соединений его электрооборудования;
  4. Состояния воздушных фильтров;
  5. Режима охлаждения / обогрева;
  6. Индикации режимов;
  7. Функционирования механических жалюзи;
  8. Температуры воздуха на выходе из испарителя;
  9. Давления в системе всасывания / нагнетания;
  10. Герметичности всех соединений и дренажной системы.

Прибор отключается, проработав 5–10 минут

Причин тому существует несколько:

  • помещение уже охлаждено до заданной температуры;
  • активирован режим «осушение»;
  • компрессор перегревается;
  • неисправна плата управления;
  • вышло из строя защитное реле.

Разберём, почему возможен перегрев компрессора. В первую очередь проверяем, не забит ли грязью радиатор внешнего блока. Это мешает нормальному отводу тепла, компрессор начинает перегреваться и система его отключает. Профилактическая чистка — это первое, что следует сделать в данной ситуации.

Если кондиционер недавно заправляли хладагентом, то вполне мог нарушиться баланс в контурах испарителя и конденсатора, поэтому компрессор стал работать с перегрузкой. После измерения давления рекомендуется стравливание излишков хладагента.

Не исключена поломка вентилятора охлаждения внешнего блока (скорость вращения ниже заданных в минуту оборотов). Также перегрев возможен из-за засорения капиллярных трубок во время монтажа. Вероятно, понадобится замена одной из них. Причиной может быть засорение фильтра-осушителя из-за его загрязнения. Если это так, то фильтр надо также заменить.

Капает конденсат из внутреннего блока. Устранение протечек

В летний период часто переполняется ёмкость для сбора конденсата. Чтобы из неё не капало, надо чаще сливать накопившуюся там воду. Если причина в обмерзании теплообменника, то его можно утеплить любым теплоизоляционным материалом. При протечках в местах крепления патрубков обязательно зажимаются гайки, а стыки обрабатываются герметиком. Не стоит прилагать больших усилий при затягивании гаек, чтобы не сорвать резьбу!

Возможно, забита сливная трубка между поддоном и местом слива. Необходимо обесточить кондиционер, подождать 10 минут, потом отсоединить пластиковую трубку, и прочистить её вручную (продуванием или с помощью тонкой проволочки). Это самая распространённая причина появления воды. Но есть и другие, например:

  • неправильный монтаж дренажной системы (она слишком длинная, плохо закреплена, шланг задран вверх);
  • механические повреждения корпуса, лотка дренажа или других внутренних агрегатов.

При поломке дренажного насоса его нужно или заменить или починить. Поднятый шланг следует выгнуть под нужным углом, чтобы вода капала вниз. Если подозревается утечка фреона, см. параграф «Кондиционер запускается, но работает неэффективно».

Неприятный запах

Существует несколько причин, когда из кондиционера появляется затхлый или неприятный химический «аромат». Рассмотрим основные из них:

  • Запах горелого свидетельствует о возгорании проводки. В данной ситуации нужно сразу обесточить агрегат и вызвать специалиста.
  • Пахнет пластиком. Обычно это значит, что сплит-система сделана из дешёвых некачественных материалов. Этот запах трудно ликвидировать даже с помощью специалистов.
  • Агрегат «благоухает» сыростью или плесенью. Это означает, что внутри образовались колонии болезнетворных бактерий или грибков. Чтобы их уничтожить, надо приобрести любое аптечное антигрибковое средство, развести его в воде и обработать все внутренние детали.

    Не забываейте чистить внутренние фильтры, иначе они становятся рассадниками бактерий

Нестандартные звуки

Чтобы определить причину «неправильного» звучания сплит-системы, надо обладать опытом мастера. Но это доступно и обычному пользователю.

  • Неравномерный шум при работе внешнего блока. Он возникает, если вовремя не очистить его от загрязнений. Особенно это заметно, если пыль и грязь неравномерно осела на лопастях вентилятора. Они становятся несбалансированными и характерный гул обеспечен. Иногда шум появляется после повреждения одной из лопастей. Чтобы избавиться от него, следует почистить вентилятор внешнего блока или заменить.
  • Клацанье. В этом случае или неправильно работает автоматика, или она срабатывает из-за неисправности внутренних деталей.
  • Бульканье. Такие звуки не всегда означают поломку, но и пренебрегать ими нельзя. Например, иногда, при попадании воздуха в дренажную трубку, кондиционер начинает булькать из-за не слившегося конденсата. Решение: выпрямление трубки под нужным углом. Бульканье появляется при завоздушивании системы — когда на место фреона поступает воздух.
  • Хлюпанье. Этот звук характерен для нормально функционирующего кондиционера. Причиной повышенного шума иногда является некачественное закрепление частей и блоков агрегата. Для его ликвидации надо плотно затянуть все соединения и крепежи конструктивных элементов системы и трубок. Наружный блок выравнивается по горизонтали, а провисшие петли скрепляются между собой.

Неполадки, которые можно устранить самостоятельно

Признак Вероятная причина Мероприятия
Кондиционер плохо охлаждает помещение. При начальной настройке выбрана слишком высокая температура. С целью ускорения охлаждения следует изначально выбрать минимальную температуру, а затем производить переключение на температуру комфорта. Исправляется корректировкой охлаждающего режима.
Включенный кондиционер не охлаждает. Кондиционер работает в режиме «Вентилятор». При этом воздушные массы прогоняются по аппаратуре, без задействования охлаждающей подсистемы. Переключите в охлаждающий режим.
Тёплый воздух из кондиционера с режимом «Обогрев». Ошибочно включен режим обогрева. Переключите в охлаждающий режим.
Не эффективное охлаждение. Наличие подтекания, обмерзания внутреннего блока. Засорение фильтров. В процессе эксплуатации пылевые частички, волосы и мелкий уличный мусор покрывают пластинки теплообменника и облепляют систему фильтров. В итоге, нарушается теплосъёмная способность испарителя: радиатор не достаточно эффективно охлаждает воздух. При скоплении большого количества мусора во внутреннем блоке лёд покрывает трубки испарителя. Забитый мусором дренаж вызывает застой конденсата и появление «капели» из внутреннего блока. В соответствии с инструкцией открываем крышку корпуса. Достаём фильтры и аккуратно промываем их под проточной водой. Хорошо прочищенные фильтры устанавливаем обратно. Внимание! Промывайте только холодной или тёплой водой! Кипяток деформирует фильтры. Опасаетесь выполнить данные манипуляции самостоятельно – вызывайте мастера.
Не охлаждает и неслышно работы компрессора внешнего блока. Загрязнение радиатора наружного блока. Скопившиеся пылевые наслоения, уличная грязь, пух затрудняют вращение лопастей вентилятора. Это снижает холодопроизводительность из-за нарушения теплообмена конденсатора с окружающей средой. Выключение компрессора может происходить в качестве защитной реакции на перегревание. Требуется генеральная уборка во внешнем блоке. Оптимальный вариант — воспользоваться парогенератором. Эффект даст и простое очищение губками или щётками. При размещении внешнего блока на верхних этажах, безопаснее привлечь профессионала, обученного манипуляциям на высоте.
Выходит тёплый воздушный поток. Компрессор внешнего блока постоянно не работает, или оживает на пару минут и вновь выключается. Недостаточное напряжение в электросети. При низком напряжении перегревается обмотка ротора, и мотор отключается защитным тепловым реле. Проблему решит установка реле контролирующего уровень напряжения. Его устанавливают обособленно, либо дополняют стабилизаторами.

Если перечисленные меры не помогли и из кондиционера по-прежнему идет теплый воздух, то требуется полная профессиональная диагностика. Выполнить её может только специалист сервисного центра.

Собственноручное исправление неполадок


К счастью, с рядом неисправностей можно справиться самостоятельно, не прибегая к помощи мастера по ремонту.

Неверные настройки

Если техника плохо охлаждает комнату, это может быть связано с двумя причинами:

  1. В настройках оборудования установлена высокая температура. Для того, чтобы помещение быстро наполнилось прохладой, стоит выбрать самую низкую, а затем установить комфортную.
  2. В параметрах выбрана опция вентилятора. Этот режим отвечает за циркуляцию воздушных масс и никак не влияет на его температуру. В этой ситуации нужно поставить режим охлаждения.

Засор фильтров внутреннего блока


Пошаговые действия по очистке фильтров внутреннего блока.

Для засора фильтров внутреннего блока характерна низкая степень охлаждения воздушных масс. В том числе можно заметить, как устройство начинает подтекать или обмерзать. Это связано с тем, чем пыль, шерсть и волосы склонны скапливаться на пластинах теплообменника, ввиду чего радиатор недостаточно хорошо отдает холод.

Решение: заняться очисткой фильтров. Для этого нужно снять крышку блока, вынуть фильтры и промыть их под струей холодной воды. О том, как правильно снять крышку, можно прочесть в заводской инструкции.

Важно учитывать, что нельзя очищать фильтры при помощи горячей воды: это может привести к их деформации.

Загрязнение радиатора внешнего блока

Для загрязнения радиатора внешнего блока помимо слабого охлаждения характерна периодическая остановка компрессора. Эта неисправность вызвана воздействием факторов извне: пыль и тополиный пух замедляют вращение вентилятора. Ввиду этого снижается теплообмен между конденсатором и уличным воздухом, а вместе с ним убывает способность сплит-системы снижать температуру воздуха дома или в офисе.

Решение: заняться чисткой внешнего блока. Для этого подойдет парогенератор. Однако если такой техники нет — не страшно, можно воспользоваться обычной щеткой.

Если владелец устройства живет в многоэтажном доме, а внешний блок расположен в труднодоступном месте, не нужно рисковать жизнью, вставая на отступы окон и крыш. Лучше воспользоваться услугами промышленного альпиниста.

Низкое или нестабильное напряжение в электросети

Если внешний блок устройства постоянно то включается, то выключается с периодичностью в 2-3 минуты, это означает, что напряжение в электросети нестабильное или слишком низкое. Как итог возникает перегрев обмотки ротора и последующее отключение мотора по тепловому реле.

Решение: установка реле контроля напряжения, в дополнение к нему можно поставить электростабилизатор.

Монтаж и заправка кондиционера

Во время установки сплит-системы длина фреоновой трассы в большинстве случаев составляет 5 м. На концах медных трубопроводов фиксируются гайки. Они необходимы для соединения труб с наружным и внутренним блоком при помощи ключа.

Трасса из меди заполняется хладагентом через наружный блок, где размещены трехходовые краны. Для этого на одном из них откручивается вентиль и подсоединяется коллектор с манометрами и вакуумным насосом, с помощью которого выполняется откачка воздуха из медных трубопроводов. После вакуумирования системы проверяется герметичность стыков с помощью мыльного раствора. Потом проводится заправка медной трассы хладагентом, предварительно перекрыв кран и подсоединив емкость с фреоном. Количество хладагента может контролироваться по весу, с помощью делений на баллоне или манометров (по давлению). Объем необходимого вещества обычно указывается в паспорте или на шильдике, размещенного на корпусе.

Работа кондиционера на холод
Работа кондиционера на холод

Нередко заправка, когда осуществляется ремонт кондиционеров в современном офисе или квартире, проводится через отверстия высокого и низкого давления, соответствующие выходу и входу компрессора. Чаще всего во время процесса используется вход при включенном компрессоре. Это позволяет ускорить процесс за счет растворения некоторого количества хладагента в масле. Процесс заправки завершается тестированием техники.

Примечание! Во время вакуумирования климатической системы перед ее заправкой хладагентом основной узел кондиционера (компрессор) также необходимо запустить.

Чистка или замена фильтра

Фильтры в кондиционерах подразделяются на два вида:

  1. Фильтры грубой очистки — присутствуют во всех моделях и служат для защиты «органов» кондиционера от грязи и пыли. Они расположены под лицевой панелью и выглядят как мелкоячеистая сетка из пластика. Есть два способа их очистки: пылесосом с помощью поднятия передней панели либо снятием самого фильтра и самостоятельной промывкой под водой. Не забудьте после процедуры полностью высушить его
  2. Фильтры тонкой очистки — все остальные виды встречающихся фильтров. Они более тонкие по своей структуре, и призваны различные функции (антибактериальные, адсорбирующие, антиоксидантные и т.д.). По истечении срока эксплуатации их, как правило, меняют на новые. Мыть их нельзя.

Как разобрать кондиционер

Разборка любого блока проходит по одной и той же схеме, поэтому этот способ является универсальным. Сначала запасаемся такими инструментами:

  • отвёртками всех типов;
  • шестигранниками;
  • паяльником;
  • средством для чистки.

Для простой чистки внутреннего блока снимать его со стены необязательно. Пошаговая инструкция:

  1. Первым делом прибор обесточивается.
  2. Сначала снимается внешняя панель. Под ней находятся два болтика, закрытые предохранителем, и их надо развинтить.
  3. После отщёлкиваем две защёлки и снимаем каркас. Верхняя панель обычно загрязнена и её надо помыть.
  4. Необходимо вытащить лопасть, которая направляет воздушные массы, и снять с задвижек нижнюю панель внутреннего блока.
  5. После чего отсоединяются провода (чтобы не напутать, лучше подробно зарисовать их расположение).
  6. Потом отжимаются скобы и вынимается сам корпус электроблока и трансформатора.
  7. Чтобы демонтировать слив и выводной шланг, выжимается три несущих крепежа.
  8. Затем откручиваются несущие болты электронного двигателя, аккуратно приподнимается радиатор, и снимается моторная опора.
  9. После этого вынимаются лопасти и движок, располагающийся в специальной ячейке. Чтобы радиатор случайно не упал, его можно поставить на место.
  10. Затем необходимо снять тепловой замок, который находится на крепительном болтике фрикционного колеса с ободом электродвигателя. Это достаточно сложно! Чтобы избежать непредвиденного сгорания резиновой детали, передающей энергию, с помощью тонкого паяльника нужно осуществить нагревание болтовой головки, пробуя открутить её в процессе пайки. После аккуратного отделения лопастей от моторной части, пыльные и плесневелые детали очищаются специальным средством.

Видео: Разборка и чистка сплит-системы

Ситуации, в которых решение проблемы под силу только специалисту

К сожалению, не все неполадки, возникающие во время эксплуатации кондиционеров, можно решить самостоятельно. В некоторых ситуациях помощь мастера по ремонту просто необходима.

Испарение или утечка фреона


Если происходит нарушение целостности системы, фреон стремительно испаряется.

Фреон — вещество, за счет которого климатическое оборудование охлаждает воздух. Даже если целостность системы не нарушена, в норме он испаряется из кондиционеров до 7% в год. Не исключено, что за несколько лет без техобслуживания сплит-система потеряла большое количество фреона.

После нарушение целостности системы кондиционер начинает дуть теплым воздухом, а затем и вовсе перестает включаться.

Решение: в случае с естественным испарением специалист проводит дозаправку фреоном. Если произошла разгерметизация системы, мастер находит место поломки, устраняет течь, и также проводит дозаправку фреоном.

Засор капиллярного трубопровода

Из-за засора капиллярного трубопровода возникает разница давлений на входе и выходе капиллярной трубки. Как итог фреон испаряется, отдавая холод еще до того, как поступит в испаритель. Охлаждающая способность падает, компрессор предпринимает попытки компенсировать это своей непрерывной работой.

Решение: в зависимости от степени загрязнения капиллярной трубки, ее либо очищают при помощи продувки или растворителей, либо заменяют на новую.

Поломка переключающего клапана

Переключающий клапан контролирует работу климатических режимов. Если техника перестала охлаждать помещение, значит, он не может переключиться на режим охлаждения.

Решение: замена клапана. Также возможен ремонт, после которого оборудование начинает работать только на охлаждение. Это намного дешевле замены и выгодно для тех, кому не нужна функция обогрева.

Профилактика проблемы

Чтобы предотвратить возникновение проблемы, нужно регулярно обслуживать климатическое оборудование.

  1. Мойка фильтров должна проводиться весной и летом не реже одного раза в четырнадцать дней, если прибор активно эксплуатируется. Их вытаскивают из внутреннего блока, промывают под проточной водой, сушат и устанавливают обратно.
  2. Помимо обслуживания фильтров необходимо регулярно выполнять полную чистку устройства . Делать это следует перед началом сезона и по его окончанию. А если в течение жаркого времени года техника используется интенсивно, то чистка необходима еще один раз на протяжении сезона.
  3. При грамотном монтаже кондиционера утечка фреона если и будет, то незначительная. Несмотря на это, нужно раз в два – три года вызывать специалистов для проведения диагностики сплит-системы и, если это необходимо, дозаправки хладагентом.
  4. Не допускается включать на обогрев обычный кондиционер зимой при минусовых температурах. Разрешено использовать на тепло только технику, рассчитанную на эксплуатацию в подобных условиях или же с установленным зимним комплектом, защищающим прибор от повреждений.

Итак, чтобы определить, почему не включается кондиционер, нет необходимости сразу же вызывать специалистов. Провести простейшую диагностику и выявить такие обстоятельства, как неработающий пульт, отсутствие напряжения или необходимость чистки, владелец устройства сможет самостоятельно. Это наиболее часто встречающиеся причины, по которым не работает климатическое оборудование. Если же на дисплее сплит-системы светится код ошибки, необходимо обратиться за помощью к специалистам. Обычно это означает поломку одного из внутренних узлов или сбой в устройстве, устранять которые самостоятельно не рекомендуется.

Температурный режим

В инструкции по эксплуатации прибора всегда указывается, при какой температуре допускается включать кондиционер. Как правило, эти показатели колеблются в пределах от 0 до -5 ˚C. Таким образом, прибор не стоит включать до тех пор, пока воздух не прогреется до необходимой температуры. К тому же, при низких температурах включать кондиционер особенной необходимости нет.

Электрические контакты

Обязательным действием перед запуском является проверка электрических контактов и электронных компонентов прибора. Если обнаружены неисправности, лучше всего вызвать специалистов, у которых есть специальное оборудование для проверки функциональности компрессора и прочих деталей.

Давление в системе и дозаправка фреоном

Проверка давления в системе и дозаправка фреоном также необходимы перед запуском кондиционера. Основной источник, поддерживающий его работоспособность — фреон. Протекание фреона может привести к поломке техники. Однако следует помнить и о так называемой нормируемой утечке, которая считается неизбежным явлением, вызванным особенностями соединения внутреннего и внешнего блоков. Фреон неопасен для человека в помещении, но если в системе кондиционера его не будет хватать, то прибор может работать с существенными перебоями.

Проверка температуры выходящего воздуха

После проверки кондиционера и его очистки следует проверить, какой воздух выходит из вентиляционной решетки. В норме он должен быть холодным. Для определения степени холодности воздуха следует вычесть температуру воздуха входящего в прибор из температуры воздуха, который выходит. Данное значение принято называть дельтой Т температуры. Нормальным значением для неё является температура от -11 до -6 C˚. В случае, когда температура отдаваемого воздуха будет ниже -11 C˚, кондиционер не сможет достаточно эффективно охлаждать воздух в очень жаркую погоду. Если же температура выше -6 C˚, то работа системы может нарушиться.

Правила ухода

Чтобы не столкнуться с проблемами, каждый пользователь должен знать, как ему правильно эксплуатировать устройство:

  • нужно тщательно и регулярно чистить фильтры внутреннего блока;
  • если вы видите, что вода из внутреннего блока вытекает капельками, медные трубы покрылись льдом, кондиционер холодит недостаточно, тогда нужно остановить его работу и вызвать мастера;
  • необходимо регулярно проводить обслуживание: специалисты должны проверять давление в системе, состояние фильтров, количество фреона, работу оборудования во всех режимах;
  • нельзя включать кондиционер при минусовой температуре, если к нему нет прикрепленного зимнего комплекта.

Советы по эксплуатации

Ниже приведен ряд советов, следуя которым, вы сможете сократить риск возникновения поломки на вашем оборудовании.

  1. Регулярно производите очистку фильтров. Просто промойте детали под проточной водой, высушите их и установите на первоначальное местоположение.
  2. Наблюдайте за утечкой фреона из системы. Даже при профессиональной установке избежать утечек не получится. Это обуславливается способом соединения труб – развальцовкой, в ходе которой и появляются маленькие трещины. Средний показатель утечки фреона не должен превышать 7-9% в год.
  3. Уделяйте аппарату особое внимание в зимнее время. Минимально допустимая температура работы аппарата – 0 градусов. При работе в низком температурном режиме необходимо наличие специального блока, который позволяет оборудованию работать в условиях перепада температур.
Источники

  • https://liveklimat.com/kondicioner-ne-vklyuchaetsya.html
  • https://technosovet.ru/klimaticheskaya-tehnika/kondiczioner/pochemu-ne-vklyuchaetsya-doma
  • https://dtservis.ru/kondiczioner-ne-vklyuchaetsya-osnovnyie-prichinyi-polomok.html
  • https://tehnika.expert/klimaticheskaya/kondicioner/ne-zapuskaetsya.html
  • https://vozduhstroy.ru/kondicionery/ne-vklyuchaetsya.html
  • https://MasterXoloda.ru/2/pochemu-ne-vklyuchaetsya-kondicioner
  • https://AeroClima.ru/kondicionirovanie/remont-konditsionera-svoimi-rukami-prichiny-neispravnostej-i-ih-ustranenie/
  • https://intelclimate.ru/services/konditsionirovanie/remont-condicionerov/articles/condicioner-ne-vkluchaetsya/
  • https://stroy-podskazka.ru/split-sistemy/ne-ohlazhdaet/
  • https://zetsila.ru/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%80-%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%B5-%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/
  • https://prorab.guru/sovet/remontiruem-konditsioner-samostoyatelno-diagnostika-i-ustranenie.html
  • https://intelclimate.ru/services/konditsionirovanie/remont-condicionerov/articles/tepliy-vozduh-iz-condicionera/
  • https://tehno-gid.net/inf/split-sistema-ploho-ohlazhdaet-diagnostika-konditsionera-ispravlenie-nepoladok.html
  • https://hitech-online.ru/klimaticheskaya/konditsioner/ne-vklyuchaetsya-prichiny-i-remont.html
  • https://venteler.ru/pochemu-ne-vklyuchayetsya-konditsioner-doma-posle-zimy/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности
Adblock
detector