Что такое опалубка
Что такое опалубка для ступеней крыльца легко представить тем, кто хоть раз сам заливал ленточный или столбчатый фундамент. Это съемный сборный короб, только более сложной формы, чем для фундамента, в который заливается бетонная смесь. Нужен он для того, чтобы жидкий бетон не растекался, а принял нужную форму.
Для изготовления опалубки используют самые разные материалы:
- Обрезные или даже необрезные доски;
- Фанеру;
- ОСП или другие листовые плиты;
- Металлические листы;
- Пластиковые панели и т.д.
Жесткие материалы применяются для устройства опалубки для лестниц простой прямоугольной или многоугольной формы. А вот если вам нужна опалубка для круглого крыльца, придется поискать что-то прочное, но гибкое – металл, пластик, тонкую фанеру, вымоченную в воде.
- Но это будет только формообразующая часть конструкции. Также потребуются поддерживающие элементы в виде кольев, брусков и распорок, и крепеж.
- Если делать опалубку из нового материала, она значительно повлияет на стоимость крыльца. Поэтому в таких случаях часто используют строительные отходы или бросовые материалы, уже бывшие в употреблении.
Совет. Если вам предстоит большой объем работ с устройством нескольких лестниц, есть смысл купить готовую модульную опалубку многоразового использования. Цена может оказаться довольно высокой, но её можно отбить, сдавая модули в аренду другим застройщикам.
Фото разборной модульной конструкции
Изготовление опалубки из досок
Оптимальный материал, способный выдержать значительную нагрузку — обрезные и необрезные пиломатериалы толщиной не менее 20 мм. Ширина определяется высотой ступеньки. При сооружении короба для нижнего яруса лестницы важно помнить, что конструкция уйдет в грунт на 20-30 см. Соответственно, если высота нижней ступеньки 15 см, ширина доски — не менее 45 см. Для верхних ярусов достаточно к высоте проступенка добавить 2-5 см.
До начала работ над опалубкой необходимо подготовить площадку под строительство крыльца и лестницы. На земле убирается мусор, снимается плодородный слой почвы. Не должно быть ни корней, ни обрезков железа или дерева, способных в будущем разрушить структуру бетона.
По размерам крыльца (+10 см на опоры) готовится котлован глубиной 30-40 см. Дно засыпается просеянным песком и щебнем. Сверху устанавливается короб опалубки. Монтаж можно проводить как непосредственно в подготовленном котловане, так и на земле. Первый вариант более сложен из-за ограниченного пространства. Преимущество — точное соблюдение размеров.
Тес для нижнего яруса обрезается в соответствии с размерами котлована, а соответственно, будущей лестницы. В соответствии со строительными нормативами ширина ступенек не должна быть уже 80 см в расчете на перемещение одного человека. При одновременном передвижении двоих ширина лестницы увеличивается до 110 см.
Мнение экспертаСергей ЮрьевичСтроительство домов, пристроек, террас и веранд Задать вопрос Если запланирована лестница с подъемом только с одной стороны, доски имеют одинаковую длину. Боковые части опалубки представляют собой своеобразные односторонние пирамиды или ступенчатые щиты. Основание равно максимальному расстоянию между цоколем и краем нижней ступеньки. В верхней части пирамида равна размерам крыльца (как минимум, ширина двери плюс 50 см).
Для скрепления досок между собой используются специальные планки (бруски) и саморезы (гвозди). Концы крепежных элементов не должны быть обращены в сторону бетона. В противном случае неизбежны повреждения структуры и преждевременное разрушение.
Подготовленные боковые части соединяются в единый короб при помощи досок, равных по длине ступенькам (речь идет о традиционной лестнице с односторонним подъемом). Количество поперечных досок равно количеству ступенек. Высота доски определяется высотой подступенка.
Готовая конструкция устанавливается в подготовленный котлован, где уже сварена или связана арматурная сетка.
Мнение экспертаСергей ЮрьевичСтроительство домов, пристроек, террас и веранд Задать вопрос Бетон застывает длительное время. Полувязкая масса имеет значительный вес и может раздавить короб. Чтобы это не происходило, устанавливаются дополнительные упоры из арматуры, прочных деревянных брусьев, металла, трубы. Чем больше крыльцо и лестница, тем больше требуется упоров.
Дополнительная гарантия сохранности опалубки и получения ступеней нужной формы — тес, укладываемый поверх всей пирамиды. Для крепления используются саморезы, гвозди, специальные металлические скобы. Такие доски размещаются не реже, чем через каждые полтора метра. Аналогичным образом соединяются боковины на верхней площадке в том числе, по краям.
Пиломатериалы до заливки бетона обрабатывают машинным маслом или специальным раствором. Можно заменить на полиэтиленовую пленку, рубероид. Если это не сделать, раствор прилипнет к опалубке. При ее демонтаже возможны повреждения ступенек. Пленка и рубероид рекомендованы в том случае, если в работе используются старые доски или горбыли. В структуре могут образовываться трещины и поры, пропускающие раствор, что недопустимо.
Опалубка для ступенчатого крыльца
Задача немного усложняется, если речь идет о крыльце и лестнице с возможностью подъема с трех сторон. В этом случае готовятся отдельные короба из досок для каждого яруса. Размер нижнего совпадает с параметрами котлована. Габариты верхнего — с размерами крыльца или площадки перед дверью. Важно учесть, что ширина ступени равна 25-30 см.
Высота самого нижнего короба — 30-35 см. Он устанавливается в котлован с уже смонтированной арматурной сеткой. Для удержания досок в одном положении после заливки бетона необходимы упоры из трубы, брусков, иного прочного материала.
Далее поступают одним из описанных способов:
- заливается первый ярус, проходит время, пока бетон наберет прочность. Только после этого выполняется переход ко второму, третьему ярусу ступеней. Процесс будет достаточно длительным, так как период полного созревания бетонной смеси составляет 28 дней;
- устанавливаются короба для всех ярусов, и только после этого заливается бетон. Для соединения досок отдельных ярусов между собой, чтобы избежать перекосов и смещения, используют специальные укосины из дерева, реек.
Изготовление опалубки из фанеры
Доски при желании меняются на прочную фанеру. Но придется немного больше поработать. Если горбыль просто распиливается на отрезки нужной длины, то на фанере сначала рисуются нужные детали, затем в дело идет пила или лобзик.
Фанера наиболее удобна для сооружения боковин, так как вместо соединения воедино разрозненных досок, можно вырезать единое полотно. Достаточно выбрать материал с влагостойкой пропиткой толщиной не менее 10-12 мм. Далее работа проводится так же, как и в случае с обычными пиломатериалами. Потребуются упоры, обработка машинным маслом.
Опалубка для крыльца полукруглой формы
Крыльцо квадратной формы кажется слишком обыденным? Хотите отказаться от углового варианта и дополнить дом полукруглыми или овальными ступенями? Все возможно, но придется решать проблемы с опалубкой.
Вам придется либо использовать металлопрокат толщиной не менее 1 мм, либо вымачивать фанеру (4-6,5 мм), чтобы согнуть нужным образом. Мокрую фанеру необходимо закрепить и высушить в нужном положении, используя шаблон. Только в этом случае есть гарантия, что лист не выпрямится после просушки. Листы металла нарезаются на полосы расчетной длины и ширины. Предпочтение отдается нержавейке или прокату с дополнительной оцинковкой. Если не планируется облицовка боковых поверхностей ступеней, необходимо обойтись без стыков, соединения отдельных полотен. В противном случае придется заниматься шлифовкой.
Ярусы лестницы, чтобы облегчить процесс, лучше заливать последовательно, не забывая предварительно устанавливать арматурную сетку. Специалисты рекомендуют армокаркас делать общим для всего крыльца. Это придаст конструкции дополнительную прочность. В остальном процесс изготовления полукруглой лестницы ничем не отличается от стандартной или квадратной. Так же устанавливаются упоры и укосины, удерживающие опалубку на одном месте.
Поэтапный процесс
В качестве примера стоит рассмотреть сложную конструкцию с перилами и опорами для крыши. При этом понадобится специальная опалубка для ступеней крыльца, поскольку чаще всего этот элемент присутствует в таких конструкциях. Дело в том, что освоив такую сложную систему, можно легко справиться с обычными изделиями.
Некоторые мастера если нет необходимости устанавливать опоры делают специальные ямы с арматурой, которые будут входить в общую заливку для более прочной связи изделия с землей, поскольку так можно избежать рытья котлована
Установка столбов
Определяясь с тем как выставить опалубку для крыльца, сначала рекомендуется заняться монтажом опорных столбов для кровли. Дело в том, что их намного проще и надежнее устанавливать в землю, чтобы получить прочную опору, которая выдержит различные нагрузки.
Сразу замурованные в бетон столбы будут стоять намного дольше и выдержат даже большие боковые нагрузки
Для этого инструкция по изготовлению рекомендует сначала вырыть небольшое углубление в земле, по площади расположения крыльца. Затем на местах предполагаемого размещения опор выкапывают ямы глубиной около двадцати сантиметров.
Дальше руководство, объясняющее как сделать опалубку для лестницы крыльца, советует в эти отверстия установить по уровню столбы, которые для фиксации заливают бетоном. При этом необходимо закрепить опоры так, чтобы на время застывания раствора они не шевелились.
Совет!
Некоторые мастера для прочной фиксации столбов используют клинья, которые забивают в яму.
Однако стоит дополнительно закрепить и верхушку, используя для этого веревку или проволоку.
Простейший каркас конструкции можно изготовить из любых подручных материалов, главное, чтобы они были устойчивы к влажности и выдержали нагрузку раствора на стенки
Каркас
- Если изготавливается опалубка для полукруглого крыльца, то в тех местах, где нужно соблюсти радиус можно использовать пластиковые панели или даже широкую вагонку. В остальных случаях лучше применять дерево или фанеру.
Порой для подобной работы подойдет основание в виде своеобразного ленточного фундамента
- Обычная опалубка под крыльцо создается точно так же, как и конструкция для монолитной плиты. Однако если необходимо создавать ступени, то для этих целей лучше использовать другие конструкции. Они зависят от формы всех элементов и заранее разработанного проекта.
Изготовление конструкции необычной формы, которая предполагает поэтапную заливку, на что уходит очень много времени
- Стоит отметить, что опалубка для ступенек крыльца выполняется в виде ярусов. При этом край верхней полки должен быть впритык к грани нижнего ряда. Дело в том, что так после заливки раствор не будет вытекать на нижние ступени.
Простейший каркас для изготовления ступеней из бетона
- Некоторые пособия, рассказывающие о том, как сделать опалубку для круглого крыльца предлагают создавать каждый ряд ступеней отдельно. Однако намного проще и быстрее возвести металлический каркас, который послужит основой.
- Необходимо помнить, что когда создается опалубка для круглого крыльца, применяемые для этого пластиковые материалы, обычно имеют своеобразное натяжение при сгибании. Поэтому в момент их установки следует производить фиксацию с использованием кольев или специальных ограничителей.
Совет!
Стоит отметить, что все работы по созданию таких конструкций занимают с процессом заливки и первичного высыхания несколько дней, а производят их на открытом воздухе.
Поэтому нужно следить за прогнозом погоды, выбирая для монтажа сухое и теплое время.
Укладка гидроизоляции и арматуры может производиться параллельно с процессов создания каркаса, особенно если речь идет о ступенях, где требует особый подход к проекту
Гидроизоляция и арматура
Обычно руководство, объясняющее как сделать полукруглую опалубку для крыльца, процессу защиты изделия от влаги уделяет мало внимания. Однако данным пунктом не стоит пренебрегать, особенно если над конструкцией не будет навеса. Дело в том, что все изделия из бетона довольно хорошо переносят влагу, но именно она сильно снижает срок их эксплуатации и при последующем воздействии солнца может привести к разрушению.
Порой для усиления конструкции ее дополнительно укрепляют кольями, которые вбивают в землю пол самые стенки опалубки
Учитывая данную особенность, специалисты рекомендуют укладывать на дно опалубки пленку, чтобы защитить конструкцию от воздействия снизу. При этом после создания изделия его стоит либо облицевать, либо обработать защитными составами.
Для создания полукруглой формы можно использовать листовой металл, который сгибают под необходимым углом или придают ему нужный радиус, фиксируя на земле
После укладки гидроизоляции устанавливается арматура. Обычно цена такого металла довольно высока и его часто заменяют металлоломом. Однако специалисты рекомендуют использовать несколько новых элементов, которые станут основой каркаса.
Вся арматура должна быть перевязана между собой, соединенная в единую систему. При этом между самой опалубкой и металлом нужно выдерживать расстояние минимум в 0,5 см. Для верхней ступени, которая является площадкой можно использовать сетку.
Совет!
При установке арматуры нужно сразу создать посадочные места, которые послужат для фиксации ограждений.
Это значительно облегчит последующий монтаж.
Некоторые мастера предпочитают изготавливать металлический каркас, который зашивают только с боков, а при изготовлении ступеней на верхние ряды устанавливают деревянные перегородки, что позволяет не ждать полного высыхания нижних ярусов
Материалы для изготовления опалубки для крыльца
Если не понимаете, как сделать опалубку для лестницы крыльца, проконсультируйтесь у специалистов, что для этого необходимо. Однозначно, конструкция будет съемной, а вот какие материалы для этого потребуются, разберемся вместе.
Доски
Толщина пиломатериала должна составлять два – три сантиметра. Будет лучше, если своей шириной доски будут не ниже высоты ступеньки. Оптимальный вариант – не менее пятнадцати сантиметров.
Фанера
Такой материал опалубки для крыльца из бетона, подготовленной своими руками, считается простым вариантом, хотя в монтаже могут возникнуть определенные сложности. Фанерные листы должны быть влагостойкими, толщина каждого – не менее десяти – двенадцати миллиметров. Кстати, если материала, устойчивого к воздействию влаги не найдется, можно воспользоваться обычной многослойной фанерой.
Вариант из фанерного материала считается более надежным в отношении полностью закрытых плоскостей, растворная масса через которые протекать не будет. Только внутренние поверхности фанеры следует обработать, используя техническое масло.
Другие материалы
Для заливки крыльца с полукруглыми ступенями под опалубку используют листовые прочные материалы, имеющие возможность сгибаться по криволинейным направлениям. Это могут быть стальные листы толщиной в 1 мм, тонкая фанера, прочный пластиковый материал.
Фанеру используют редко, потому что ее приходится смачивать, чтобы выгнуть в нужное положение. Процесс отнимает массу времени, так что чаще всего применяют листы оцинкованного металла.
Устанавливаем опалубку
Продолжаем разбираться, как подготовить опалубку для крыльца со ступенями своими руками. Когда нет достаточного опыта в подобных работах, возможно допущение ряда ошибок. Чтобы избежать этого, начинаем готовить все, что понадобится для обустройств опалубки для крыльца со ступеньками.
Основным стройматериалом для бетонирования основания, считается раствор М200. Его приобретают в готовом состоянии или замешивают самостоятельно из определенных компонентов:
- цементного материала М500;
- песка речного;
- щебеночного камня средних фракций;
- чистой воды.
Кроме того, придется приобрести:
- арматурные прутья диаметром 0.8 – 1 см, которые понадобятся для каркаса;
- проволока для фиксации арматуры;
- заготовки из древесины, необходимые для сборки опалубочной рамы;
- доски или фанерные листы, которыми выполняется обшивка опалубки;
- гвозди или саморезы;
- отходы строительных материалов для наполнения объема – кирпичный бой, камни;
- рубероидный или полиэтиленовый материал для устройства гидроизоляционного слоя.
Набор инструментов минимален. Как правило, он имеется практически в каждом доме:
- болгарка с кругом для резки металла;
- ножовка по дереву;
- уровень;
- лопаты совковые и штыковые; рулетка;
- молоток;
- мастерок.
Определившись с количеством необходимых материалов и приготовив инструменты, можно перейти к выполнению работ.
Сначала проводим подготовительные работы:
- выполняем демонтаж старой площадки;
- очищаем место от мусора;
- замеряем расстояние от нижнего края дверной коробки до поверхности земли;
- рассчитываем промежутки между ступеньками;
- уточняем размер входа, учитывая параметры проемного участка для двери по ее ширине.
Прежде, как выставить опалубку для крыльца, выполняют расчетные операции бетонного основания, ссылаясь на определенные рекомендации:
- ширина площадки выполняется на двадцать – тридцать сантиметров шире по отношению к дверной конструкции;
- интервал от начала основы крыльца до дверного порога должен быть в пределах одного – полутора метров.
Решая, как сделать опалубку для крыльца со ступеньками, следует:
- определить, как будет выглядеть крыльцо;
- подобрать вариант лестницы для входа.
Конструктивно все может исполняться разными вариантами, предусматривающими:
- перила для облегчения подъема;
- остекление в частичном или полном исполнении;
- открытые с каждой стороны доступы;
- декорирование коваными элементами.
Возможно устройство крыльца без перильных ограждений или с установкой запирающейся решетки.
По конфигурации входная лестница может иметь различные формы:
- прямоугольные;
- круглые;
- квадратные.
Выбрав размеры и определившись с конструкцией, перед началом работ необходимо определиться с потребностью в материалах.
Начинаем сооружать фундамент под будущее крыльцо, для чего:
- размечаем контур конструкции;
- готовим траншею глубиной 0.4 – 0.5 м;
- приямок заполняем подушкой из песка и щебня, тщательно трамбуем каждый слой;
- укладываем полиэтилен для гидроизоляции.
- в приямок заливается бетонная смесь;
- в стене дома устраиваются каналы под арматурные стержни;
- расстояние между прутьями должно быть не менее десяти сантиметров;
- забиваются вертикальные прутья, чтобы часть их возвышалась над поверхностью сантиметров на двадцать;
- готовится раствор из песка, цемента и гравия из расчета 3 к 1 к 3;
- смесь выливается в приямок и трамбуется;
- спланированное основание не должно подвергаться воздействиям механического характера до окончательного высыхания.
Приступаем к сборке опалубочной конструкции. Чтобы подготовить каркас, потребуются доски, листы фанеры и металла. Работа подразумевает следующие действия:
- заготовки опалубки нарезаются по размерам;
- на щитах наносится разметка ступенек лестницы, по которой выполняется прирезка;
- чтобы увеличить жесткость, боковые щиты фиксируются перемычками;
- опалубка выставляется и крепится к грунту прутками, чтобы не сместилась;
- устраняются все зазоры и неплотности;
- внутренняя поверхность опалубочных щитов обрабатывается мастичным составом, что позволит в последующем выполнить распалубку без особых проблем.
Продолжаем разбираться, как сделать опалубку для крыльца со ступеньками.
Устройство армирующего каркаса повысит надежность бетонного монолита, продлив его эксплуатационный период. При изготовлении ступенек рекомендуется соблюдать определенную последовательность в действиях:
- арматурные прутья нарезаются на куски, длина которых соответствует входной площадке;
- связка металлических заготовок выполняется проволокой;
- для уменьшения объема на место будущего крыльца закладывают строительный бой;
- готовится бетонная смесь;
- заливка выполняется постепенно, с нижнего уровня;
- бетонный раствор трамбуется с помощью глубинного вибратора, чтобы устранить воздушные пузырьки;
- поверхность разравнивается, проверяется уровнем на отсутствие уклонов;
- опалубочная конструкция должна быть неподвижной на протяжении полутора – двух недель;
- периодически поверхность бетона необходимо увлажнять, укрывать полиэтиленом;
- распалубка проводится после того, как бетон окончательно наберет прочность.
Данной операцией черновые работы завершаются, можно начинать чистовую отделку.
Нюансы выполнения работ
Для приготовления бетонной смеси рекомендуется использовать бетономешалку. Кроме того, понадобится вибратор, чтобы уплотнять раствор.
При выставлении опалубки для заливки крыльца следует соблюдать следующие советы:
- глубина заливаемого бетоном основания должна быть равной уровню размещения фундаментной подошвы;
- лестницы должны удачно восприниматься с общим экстерьером объекта, надежно крепиться к стенам;
- каркас из арматурных прутьев должен отличаться прочностью, охватывать полную площадь бетонирования, располагаться на определенном расстоянии от поверхности;
- марка бетонного раствора должна в полной мере обеспечивать требуемую прочность конструкции в условиях предстоящей эксплуатации.
Рекомендуемые формы лестниц
В большинстве случаев в загородных домах устанавливают маршевые лестничные конструкции, но порой более удачным вариантом оказываются модели винтовые.
Быстрей всего выполняется монтаж монолитной конструкции, состоящей из нескольких ступенек. Формы лестницы зависят от высоты крыльца и архитектурных особенностей проекта. Винтовые бетонные лестницы отличаются определенными особенностями, по которым одна сторона ступеней направляется к центру оси. Есть варианты, когда у такой линии ступеньки сходятся. Особенности геометрии таковы, что в изготовлении шаблонная опалубка не используется. Для каждой ступени опалубочный элемент готовится отдельно, по соответствующим размерам и формам.
Под устройство боковых панелей применяют листы ламинированной фанеры, толщина которых не менее двух сантиметров. Донная часть закрепляется с помощью прочного основания из металлического материала.
Сложности способны представлять опалубочные конструкции под винтовые лестничные марши. Сооружения многомаршевые облегчают проведение работ тем, что каждая ступенька изготавливается по одному параметру. В данной опалубке имеются вертикальные стенки, которые нужны для заливки подступенков.
При строительстве многомаршевой конструкции потребуется применять промежуточные короба, с использованием которых заливаются поворотные участки.
Под заливку одномаршевой конструкции придется подготовить нужное количество опалубочных ячеек под каждую ступеньку.
Устраивая опалубку под бетонную лестничную конструкцию следует создать качественные упоры у основания, которые будут расположены с интервалом в пятьдесят сантиметров. Так исключится вероятность зависания опалубочной ячейки на последнем уровне.
Опалубка ступенчатого крыльца
Посмотрите на фото, где показано крыльцо со ступеньками с трех сторон. Для того чтобы залить такую конструкцию, можно использовать упрощенный тип опалубки. Для этого используются все те же доски, которые сбиваются в короб, формируя первую ступень. Ставятся доски на попа и соединяются между собой саморезами или гвоздями, лучше дополнительно установить металлические уголки.
Этот короб устанавливается по месту, забиваются распорки в землю, сдерживающие давление бетона. Производится заливка раствора до верхних краев опалубки (не забываем провести армирование). После того как смесь подсохнет, можно устанавливать верхний короб, который будет формировать второй ряд ступенек. Он меньше первого на ширину проступи. Крепят второй ярус к первому укосинами (это доски или рейки, соединяющие короба по наклонной плоскости). заливается бетон. Третий и последующие ярусы, если они присутствуют в конструкции крыльца заливаются точно так же. Верхняя площадка – это залитый бетоном верхний ярус.
В принципе, по этой технологии сборки опалубки для крыльца из бетона можно соорудить и первую конструкцию. То есть, собирать ярусы постепенно, но заливку делать всей конструкции одновременно. Не забываем скреплять ярусы между собой вертикальными крепежными элементами (досками или рейками).
Опалубка из фанеры
Этот вариант сборки опалубки, можно сказать, и более простой, но есть в нем и свои сложности, если говорим о процессе – сделать своими руками. Очень важно правильно из фанерного листа сделать боковину, чтобы она точно повторяла форму самого крыльца. Здесь важно сохранить размеры ступенек и их прямоугольную форму в разрезе. Поэтому запланированную конструкцию с размерами переносим на фанерный лист. После чего полученных шаблон вырезаем пилой или лобзиком.
Необходимо отметить, что лучше выбирать фанеру влагостойкую толщиною 10-12 мм (она прочнее и выдержит нагрузки). Хотя о влагостойкости можно и забыть, так как такой вид не всегда может оказаться под рукой. Итак, если боковины готовы, устанавливаем их по месту и подпираем рейками или арматурой (трубой, уголком). Посмотрите на фото, расположенное ниже, верхний правый рисунок показывает именно фанерную опалубку.
Теперь боковины соединяются досками, которые будут формировать ступени крыльца. Если верхняя площадка имеет большую площадь, то у края фасада дома и посередине площадки надо обязательно установить две скрепляющие боковины доски. Они не дадут боковым элементам разойтись в стороны под давлением бетонного раствора. Кстати, фанерный вариант надежнее в плане полностью закрытой плоскости, через которую раствор не будет вытекать. Но все равно внутренние поверхности опалубки придется обработать техническим маслом.
Опалубка полукруглого крыльца
С опалубкой полукруглого крыльцо все немного сложнее. Основная сложность – это сформировать полукруглые поверхности, поэтому именно для них придется использовать листовой прочный материал, который можно будет согнуть по криволинейной линии, образующий края ступеней и верхней площадки. К примеру, это может быть листовое железо толщиною 1 мм или все та же фанера толщиною 4 или 6,5 мм.
С фанерой есть сложности, чтобы довести ее до кривизны, необходимо смочить подготовленную по ширине полосу (она должна быть равна размеру проступи) и в таком мокром состоянии согнуть точно по форме полукруга, используя шаблон. После высыхания фанера уже не разогнется. Данный процесс займет время, да и по проведению его есть много сложных моментов. Поэтому рекомендуется использовать листовое железо, лучше оцинкованное.
Что касается установки конструкции, то можно для этого дела использовать облегченную технологию. То есть, устанавливается первый ярус, затем второй и так далее. Каждый ярус заливается отдельно. У многих может возникнуть вопрос, а как скрепляются между собой залитые бетонным раствором ярусы крыльца. Все дело в том, что сделать крыльцо из бетона – это, значит, сделать прочную конструкцию. И здесь без армирования не обойтись. Поэтому совет: сделать объемный армокаркас на все крыльцо или сделать его по частям на каждый ярус. Эти части соединяются между собой по мере сооружения крыльца, соединение производится электросваркой или при помощи вязальной проволоки.
Внимание! Скривленные части фанерной опалубки обязательно соединяются между собой (как это показано на фото), для чего можно использовать укосины из реек или досок.
Крыльцо из бетона – с чего начать строительство?
Как уже было сказано бетонное крыльцо может построить любой домашний мастер «с руками». Для этого потребуется минимум вспомогательных материалов и минимум универсального инструмента. В то же время несоблюдение или незнание технологии строительства сооружения может привести к следующим системным «неприятностям»:
- Растрескивание и разрушения стены здания, связанной с крыльцом.
- Разрушение чистовой отделки сооружения вследствие проседания или сезонного движения конструкции.
- Проседание и перекос крыльца по отношению к основанию дома.
Чтобы этого не случилось и ваше крыльцо для частного дома из бетона, изготовленное своими силами служило «верой и правдой» долгие, долгие десятилетия, придерживайтесь простых и понятных правил, а также ни в коем случае не экономьте на материалах.
Устройство крыльца из бетона начинается с создания проекта. Проще всего «перешерстить» интернет и найти готовый проект. Если походящего варианта не нашлось, можно набросать эскиз крыльца самостоятельно, руководствуюсь следующими параметрами:
- Глубина фундамента под крыльцо соответствует глубине фундамента дома. Габариты фундамента (ширина и длина) на 200-250 мм больше чем габариты крыльца.
- Высота подушки из гравия и песка на дне котлована 200-300 мм.
- Ширина лестницы не менее 1 метра. Оптимальная ширина составляет 1,5 метра. Максимальные габариты не ограничены.
- Угол наклона лестницы по отношении к уровню почвы не 45 градусов, а в идеале 30-35 градусов.
- Ширина ступеньки 230-280 мм.
- Высота ступени 170-200 мм.
- Плоскость крыльца должна быть расположена ниже нижнего среза двери на 50 мм.
Если не получается «вписать» конструкцию в указанные размеры можно «играть « углом наклона, высотой и шириной лестницы в пределах 50-70 мм относительно указанных параметров.
Строительство крыльца из бетона своими руками предусматривает отрыв котлована под фундамент и заливку конструкции бетоном. При этом материал для заливки фундамента принимается – тяжелый бетон марки М200.
Существует ряд мнений по поводу типа фундамента под крыльцо. Одни источники сообщают, что оптимальным способом является строительство ленточного фундамента, другие утверждают, что лучший вариант – обустройство свайной конструкции. Самым простым и в то же время самым надежным является монолитный фундамент, залитый на глубину основания здания.
Основные этапы строительства фундамента под крыльцо
- Очистка площадки от посторонних предметов. Разметка габаритов котлована. Длину и ширину котлована принимают как длина крыльца+200 мм и ширина крыльца + 200мм. Глубина котлована соответствует глубине фундамента дома.
- Отрыв котлована. Отсыпка подушки: 100 мм мелкого щебня и 100 мм песка. Трамбовка подушки.
- Укладка гидроизоляции – рубероида или полиэтиленовой пленки.
- Обустройство опалубки. Из досок шириной 100 мм и толщиной 25 мм сбивается четырёхугольный каркас и устанавливается по внешнему периметру котлована.
- Заливка фундамента бетоном. Лучший вариант – заказать готовый бетонный раствор М200 и одномоментно залить прочный и долговечный фундамент. Если строитель хочет сэкономить, то необходимое количество бетона можно получить своими силами. В этом случае следует придерживаться пропорций (кг): 1 часть портландцемента ЦЕМ I 32,5Н ПЦ (М400), 3 части песка, 4,5 части щебня, 0,7 части воды.
- Горизонтальность верхней поверхности фундамента панируют, используя строительный уровень. Укрывают полиэтиленовой пленкой и оставляют схватываться на 72 часа с момента заливки последней порции бетона.
- Демонтаж опалубки.
Установка опалубки под крыльцо
Установка опалубки для крыльца из бетона, является следующим этапом строительства. Монтаж опалубки очень важный этап. Для его реализации потребуются следующие материалы и инструменты:
- Строганые обрезные доски толщиной не менее 25 мм или ламинированная фанера толщиной не менее 12 мм.
- Деревянные бруски сечением 50х50 мм.
- Саморезы по дереву.
- Полиэтиленовая пленка.
- Ножовка, отвертка, молоток, строительный уровень.
В общем случае установка опалубки заключается в изготовлении двух боковых щитов, контур которых повторяет размеры и конфигурацию лестницы. Далее щиты соединяются между собой при помощи саморезов досками или щитами, длина которых соответствует длине ступеней, а ширина высоте подступенка.
При этом поверхность проступей остается открытой для армирования и заливки бетона. Для прочности, полученная конструкция обвязывается по наружному периметру деревянными брусьями, а будущие ступеньки для крыльца из бетона армируются стальной проволокой диаметром от 6 мм или строительной арматурой соответствующего диаметра.
Заливка бетоном
Следующий этап – заливка крыльца бетоном. Используется все тот же тяжелый бетон марки М200, готовый или произведенный своими руками. Здесь стоит заметить, что покупка готового бетона на заводе в пересчете на стоимость материалов для самостоятельного приготовления бетона данной марки, обойдется в два раза дороже.
Поэтому если читатель этой статьи хочет сэкономить значительную сумму при всех прочих равных условиях, есть смысл необходимый объем строительного материала замесить самостоятельно, используя механический бетоносмеситель или обычный лист железа.
Лестница на крыльцо из бетона заливается поэтапно, начиная с нижней и оканчивая верхней ступенькой. Что необходимо соблюдать при заливке?
Во-первых, следует обеспечить небольшой уклон поверхности ступеней для удаления влаги. Во-вторых, обязательно проводить штыкование или вибрирование. В-третьих, если не планируется финишная отделка, следует сделать качественное железнение ступеней, во избежание разращения от атмосферных факторов.
Залитую конструкцию укрывают полиэтиленовой пленкой и оставляют набирать прочность минимум на 72 часа. Через 72 часа опалубку аккуратно разбирают и приступают к финишной отделке.
Чем отделать крыльцо из бетона
Это вопрос предпочтений и финансовых возможностей застройщика. Можно сразу после заливки зажелезнить все поверхности и оставить «так как есть», побелить или покрасить.
Можно отделать конструкцию специальной керамической плиткой или керамогранитом, предназначенной для эксплуатации на открытом воздухе. Можно окрасить специальными составами или покрыть крыльцо дизайнерской мозаикой, отделать ценным деревом или художественной ковкой.
Разнообразие материалов для создания опалубки лестничных конструкций
Особенность монолитной лестницы заключается в том, что она отличается особенной прочностью и надежностью благодаря отсутствию стыков и швов. Получить конструкцию, форма которой соответствует предпочтениям владельца дома и конструктивным особенностям жилья, можно соорудив опалубку для ее заливки своими руками. Среди множества вариантов бетонные лестницы чаще всего делают винтовыми или маршевыми.
Деревянная опалубка для крыльца
Опорой любого сооружения являются мощные балки, несущие на себе всю тяжесть конструкции. Форма ее зависит только от пожеланий застройщика, а качество зависит от соблюдения правил проведения работ и выбора материала:
- Опалубку можно сделать из довольно легкого, но достаточно прочного дерева. Важно чтобы толщина доски была не менее четырех сантиметров, а выбирая бруски, заботятся о том, чтобы их сечение было не меньше чем 10×10 см. Они должны быть даже прочнее чем для фундамента.
- Конструкции сложной формы создают с использованием ламинированной фанеры березового шпона. Толщина каждого листа составляет 21 мм. Отдельное внимание стоит уделить радиусным стенкам. В процессе заливки раствор может их просто выдавить, и чтобы избежать этого, достаточно обеспечить наличие качественных ребер жесткости.
- Качественную опалубку можно собрать, используя листы металла или пластика. Важно обеспечить им надежные подпорки, чтобы своей тяжестью бетон не выдавил их, нарушив форму и размер всей конструкции.
- Для усиления отдельных элементов таких ребер может быть недостаточно. В таких случаях используют металлический уголок. Это касается в первую очередь донной части, которую именно поперечные ребра жесткости смогут защитить от выдавливания тяжелым бетоном.
- Крепеж осуществляется с помощью саморезов, длина которых превышает толщину листа не меньше чем на 4 сантиметра. Такую конструкцию проще демонтировать после застывания бетона.
- Особую прочность конструкции придает металлический каркас, собранный из арматурных прутков.
Арматуру нельзя укладывать на дно конструкции перед тем, как приступить непосредственно к заливке смеси из цемента, щебня и песка. Пруты должны монтироваться одновременно с формой самой опалубки.
Возможные формы лестничных конструкций
Одномаршевое бетонное крыльцо
Сооружая опалубку для крыльца из бетона, необходимо заранее позаботиться о выборе формы всей конструкции. Чаще всего владельцы загородных домов предпочитают маршевые лестницы, но иногда наиболее удачным вариантом будет возведение именно винтовой модели.
Проще всего осуществить монтаж монолитного сооружения, имеющего несколько ступеней. Хотя для собственного дома хозяева все чаще хотят сделать из бетона сооружение с многочисленными ступенями. Это или винтовая лестница, или модель с косоурами, которая прекрасно смотрится.
Форма лестничной конструкции зависит высоты самого крыльца и архитектурного решения, выбранного при разработке проекта дома:
- Винтовая лестница из бетона имеет ряд особенностей, в соответствии с которыми, одна сторона ступеней направлена к центру осевой линии. В некоторых вариантах ступени могут даже сходиться у этой линии. Из-за особенностей геометрии сделать такие ступеньки по шаблону не получится. Поэтому для каждой из них нужные элементы опалубки вырезают отдельно в соответствии с размерами и формой. Для боковых панелей используют гнутую ламинированную фанеру толщиной не менее 21 миллиметра. Донную часть укрепляют путем создания прочного металлического основания. Особую сложность может представлять сооружение опалубки для винтовых маршей.
- Многомаршевые лестницы упрощают выполнение работ благодаря тому, что все ступеньки имеют одинаковый размер. Такая палуба имеет в своем оснащении вертикальные стенки, предназначенные для сооружения из бетона подступенков. Если предстоит работа по возведению многомаршевой лестницы, то понадобятся еще и промежуточные короба. Они необходимы для заливки поворотных площадок.
- Для строительства одномаршевой лестницы из бетона понадобится сделать необходимое количество ячеек, предназначенных для заливки каждой ступеньки.
Сооружая опалубку для лестницы из бетона, необходимо обеспечить надежные упоры в основание, расположенные на расстоянии не более 50 сантиметров друг от друга. Это не позволит самой опалубке просто повиснуть на заключительной верхней площадке.
Сборка опалубочной конструкции
Начинаются работы по сборке опалубочных коробов и ячеек со снятия точных размеров ступеней, подступенков и маршевых пролетов. После разметки приступают к вырезанию заготовок для ячеек ступеней и основательной покраске составляющих из древесины. Это необходимо для того, чтобы в процессе заливки и во время застывания раствора дерево не впитывало в себя большое количество влаги из бетона.
Установка опалубки бетонного крыльца
Можно начинать рыть котлован под будущее крыльцо, на дне которого требуется тщательным образом утрамбовать грунт. После этого необходимо обустроить подушку из щебня высотой не менее 10 сантиметров. Теперь можно приступать к сооружению непосредственно опалубки первой площадки.
При строительстве лестницы для крыльца из бетона для того, чтобы собрать надежную качественную опалубку, необходимо позаботиться о наличии упоров, обеспечивающих крепление каждой ячейки для будущей ступеньки. Сделать правильную опалубку можно, учитывая требования, в соответствии с которыми высота ступеней не должна превышать 17 сантиметров, глубина составляет 30 сантиметров, а ширина самой лестницы должна быть не менее 80 сантиметров.
По всей площади огражденной опалубкой на подставные колышки укладываются арматурные пруты, связанные отожженной проволокой в сетку. Между сеткой и подушкой образуется пространство, которое будет заполнено бетоном. Это будет первый ряд арматуры. На вертикальных опорах крепятся последующие ряды армировочной сетки, повторяющие в точности форму каждой ступеньки. Важным моментом является обустройство перечных упоров, предотвращающих выдавливание опалубки бетоном.
Сделать опалубку для лестницы любой формы нужно в точном соответствии с указанными в проекте размерами. Стенки опалубки необходимо надежно соединить брусками расположенными поперек конструкции. Они впоследствии станут опорой, необходимой для установки вертикальных щитов. Собранный короб опалубочной коробки должен быть закреплен на вертикальных опорах, хорошо закрепленных в грунте. Посмотрите видео, как собрать опалубку и залить бетонное крыльцо своими руками.
Обеспечив наличие вертикальных и поперечных крепежей, защищающих опалубку от деформации под давлением бетонной смеси, можно приступать к заливке. Сделать это нужно в один этап, постоянно трамбуя поверхность. Лучше использовать вибротрамбовку для удаления пузырьков воздуха, которые присутствуют в растворе.
Учитывая, что в ходе дальнейшей эксплуатации возможно не только намокание, но и обледенение ступеней, угол уклона верхней площадки по отношению к нижней не превышает 250. Любая лестничная конструкция, сделанная из бетона, требует облицовки. Материалом для выполнения этих работ служит керамогранит или декоративный щебень, который уже в ходе работ может быть уложен на поверхность ступеней так, чтобы каждый фрагмент слегка утопал в бетоне.
Что вам потребуется для изготовления крыльца из бетона?
Во-первых, для изготовления ступеней для крыльца из бетона необходима специальная бетонная смесь. Вы можете сделать ее самостоятельно, используя для её приготовления:
- цемент марки м500,
- среднефракционную щебенку,
- просеянный песок,
- воду.
Материалы для работы будут достаточно недорогими.
- Для процесса армирования вам потребуются металлические прутья 8 на 10 мм и некоторый запас отожженной проволоки.
- Чтобы собрать раму опалубки, подготовьте деревянные доски. Ещё будет необходима фанера, для того чтобы обшить опалубочную конструкцию.
- Также мы будем использовать саморезы.
- Для заполнения объемов потребуются камни, ломаный кирпич и другие строительные отходы.
- А элементы из полиэтилена или рубероида обеспечат хорошую гидроизоляцию.
Из инструмента вам пригодится ножовка по дереву, а также болгарка. Позаботьтесь о наличии рулетки, молотка, шпателя, совковой и штыковой лопат, строительного уровня.
Для замешивания бетонной смеси лучше всего использовать профессиональную бетономешалку. Уплотнение неровных участков осуществляется при помощи вибрационной трамбовки. Эти устройства вы можете взять в аренду в специализированных строительных организациях.
Проектирование бетонного крыльца
На данной стадии вам необходимо подготовить строительную площадку для будущей конструкции, а также произвести замеры высоты от низа дверного проема до земли.
Ширина верхней площадки крыльца должна быть, как минимум, на 0,3 м больше дверного проема. Глубину крыльца рекомендуется выполнять равной 100-150 см.
На этом этапе вам нужно будет определиться с дизайном вашего бетонного крыльца. Подумайте, будут ли присутствовать перила, декоративные кованые ограждения, частичное или полное остекление или крыльцо будет открыто полностью. Разной может быть и форма крыльца. Оно может быть круглым, квадратным или прямоугольным.
Есть определенные требования к углу наклона марша. Так, он должен быть не более 40 градусов. Входная площадка обязательно должна иметь ширину более 1 м. Для комфортного подъёма ширина проступи должна составлять не менее 25 см. Высота ступеней выполняется в диапазоне 20-22 см. Расстояние между порогом двери и поверхностью крыльца обычно составляет 4-5 см.
Сооружение фундамента
В первую очередь необходимо сделать разметку контура будущего крыльца из бетона. По данной разметке следует вырыть грунт до глубины 40 см. Засыпьте в полученную яму песчано-щебеночную смесь. Подушку следует утрамбовать, толщина слоя должна составлять от 15 до 20 см. Далее нужно уложить слой гидроизоляции.
В стене дома сделайте несколько каналов, в которые затем следует вставить стержни армирующего материала. Далее забейте вертикальные прутья. Они должны возвышаться над землей примерно на 0,2 м. Раствор замешивается следующим образом: смешиваются песок гравий и цемент, соотношение составляет 3:3:1. Полученная смесь заливается в подготовленную конструкцию. Фундамент нашего крыльца должен высохнуть полностью, в этот период его нужно оградить от механических воздействий.
Изготовление опалубки
Вы должны знать, что изготовленная вами опалубка должна соответствовать конфигурации будущего крыльца. Для начала подготовьте формы элементов, которые послужат окантовкой конструкции. Произведите разметку ступеней на поверхностях фанерных щитов. Разрежьте щиты, ориентируясь на данную разметку.
Далее нужно будет обеспечить жесткость конструкции будущего бетонного крыльца, скрепив боковые щиты перемычками. Процесс сборки опалубки завершается фиксацией ее на поверхности почвы металлическими прутьями.
Все неплотности между деталями опалубки должны быть устранены. Для обработки внутренней поверхности опалубки применяется мастика. Это поможет вам быстрее разобрать конструкцию, после того как бетон застынет. Далее мы рассмотрим, как залить крыльцо из бетона.
Ступеньки для крыльца своими руками из бетона
Бетонные ступени для крыльца достаточно несложно изготавливать самостоятельно. Арматурный каркас является залогом прочности бетонного крыльца. Такая конструкция прослужит вам долгие годы. Армирование ступеней крыльца производится поэтапно.
Арматурные прутья нужно нарезать соответственно размерам будущего бетонного крыльца. Для укрепления нашей конструкции необходимо связывать армирующие материалы отожженной проволокой.
Пустое пространство заполняется камнями или другими строительными отходами.
Это поможет уменьшить расход бетонной смеси. Подготовьте бетонную смесь согласно инструкции и начинайте заливать им установленную опалубку. Нижний ярус заливается первым.
При помощи глубинного вибратора необходимо утрамбовывать залитую бетонную массу. Это поможет ликвидировать возможные воздушные включения.
Используя строительный уровень, разравнивайте заливаемую поверхность. Затвердевание бетонной массы в опалубке обычно осуществляется в течение двух недель.
Поверхность бетонного крыльца необходимо увлажнять водой, чтобы верхний слой бетона не пересыхал. Защитить конструкцию от испарения также можно, укрыв ее полиэтиленом.
Спустя две недели разберите опалубку.
Какие факторы стоит учесть при строительстве конструкции?
В случае пристройки конструкции к готовому сооружению, необходимо изготовить основание, которое соединяется впоследствии с фундаментом жилища посредством арматуры. Рассмотрим, какие факторы стоит учесть перед тем, как приступить к строительству конструкции:
Элементы крыльца
- высота. Определяется дистанцией от верхней линии почвы до нижней линии порога;
- ширина. Ее вычисление производится с учетом индивидуальных факторов, таких как: количество жильцов и необходимость транспортировки мебели с крупными габаритами;
- высота ступеней. Данный показатель может варьировать в пределах от 12 до 20 см. Он зависит от высоты конкретной конструкции и окончательного числа ступеней;
- ширина ступеней. Стандартный величина, подходящая для комфортабельного передвижения человека – 25 см.
Обратите внимание! Для организации свободного прохода для 1 человека вполне достаточно ширины в 80 см. В свою очередь, для двух требуется расширение прохода до 1 м.
Также потребуется сделать бетонное крыльцо со ступеньками на 5 см ниже линии порога. Это необходимо для того, чтобы дверь при открытии не задевала поверхность крыльца. И, наконец, при строительстве высокой постройки необходимо снабдить крыльцо перилами, функция которых заключается в обеспечении безопасности.
Возможно вас это заинтересует: Строим хозблок на даче своими руками
Подготовка места
Перед тем как приступить к строительству крыльца, сначала потребуется подготовить место под постройку. При наличии старого крыльца необходимо выполнить его демонтаж. После этого площадка очищается от мусора. В пределах зоны, подготовленной под строительство, не должно быть никакой растительности.
Варианты фундамента
Предварительный этап также включает в себя расчет объема раствора, который потребуется для наполнения конструкции с конкретными габаритами. Для раствора понадобится цемент. Также необходимо подготовить щебень и песок. И, конечно же, не обойтись без обычной воды. Пропорции для раствора, используемого при заливке крыльца могут быть разными, но рекомендуется не отступать от стандартов. Рассмотрим список материалов, которые также потребуется подготовить:
- арматура;
- фанера и доски необходимой ширины;
- гидроизоляция;
- бетономешалка (не обязательно);
- обычная лопата;
- уровень;
- строительный шпатель;
- саморезы.
Оборудование и инструмент для работы с бетономВажно! Очень важный момент – марка цемента, выбранного для раствора. Она не должна быть ниже, чем M500. От марки зависят технические характеристики будущей конструкции и, в частности, ее прочность.
Заливка фундамента
Бетонная конструкция имеет значительную массу, поэтому для нее потребуется выполнить фундамент. В противном случае эксплуатационный срок крыльца снизится в несколько раз. Вначале потребуется подготовить яму, глубина которой колеблется в пределах от 30 до 70 см. Этот показатель зависит от двух факторов, а именно: глубина промерзания грунта и морозное пучение.
Результат неправильного монтажа
Обратите внимание! Пошаговая инструкция строительства крыльца из бетона своими руками требует подготовки ямы. При этом стоит учесть, что она должна быть шире на несколько сантиметров, чем конструкция. Дно ямы оснащается специальной подложкой, состоящей из песка и щебня. Слой песка должен быть приблизительно 10 см, а щебня – 5 см.
Алгоритм сборки опалубки
Каркас обязательно должен повторять форму будущего сооружения. Он должен быть прочным и надежным. Для сборки опалубки потребуется подготовить фанеру и доски. Также можно воспользоваться листами из металла и кирпичами.
Какие габариты должны иметь доски? Ширина досок для сборки каркаса – 20 см, а толщина – минимум 2 см. Вначале необходимо установить боковые стороны, после чего выполняется монтаж подпорок. Дальше, производится сборка ступеней.
Способы крепления опалубки и вязки арматуры
Важно! Отдельные элементы опалубки должны плотно прилегать друг к другу. При наличии щелей вода, входящая в состав бетонного раствора, будет вытекать через них.
Сборка опалубки и армакаркаса
Сборка опалубки и армакаркаса
Арматура из стекловолокна
Следующий шаг – закладка арматуры во внутреннее пространство опалубки. Оптимальный шаг для прутьев составляет 20 см. Последний этап сборки опалубки учитывает подсыпку каркаса грунтом (снаружи), который впоследствии утрамбовывается.
Облицовка самодельного крыльца
Для того, чтобы выполнить отделку бетонной пристройки, рекомендуется сначала определиться с материалом, который будет использоваться для этой цели. Сегодня на строительном рынке можно найти огромное множество вариантов облицовки. Рассмотрим, какие материалы чаще всего применяются при отделке крылец:
- плитка (клинкерная). Имеет специальное противоскользящее покрытие;
- керамогранит. Доступный вариант, преимуществом которого является привлекательный внешний вид;
- камень (натуральный и искусственный). Является наиболее презентабельной разновидностью отделки.
Желательно, чтобы данная постройка была выполнена в единой стилистике с основным жилым сооружением. Также можно выполнить над крыльцом козырек. И еще, чтобы лучше понять, как сделать крыльцо из бетона – посмотрите видео, в котором наглядно демонстрируются этапы сооружения конструкции.
Технология заливки бетона
После сборки опалубки можно приступать к заливке раствора. Наличие бетономешалки позволяет улучшить качество раствора. Начинать заливку нужно с первой ступени. Данная работа выполняется постепенно.
После заливки первой секции необходимо воспользоваться виброустановкой, которая позволяет равномерно распределить бетон внутри опалубки и удалить из раствора пузырьки. Поверхность бетона выравнивается с помощью правила. Когда материал подсохнет, можно приступать к наполнению второй секции опалубки.
Демонтаж опалубки рекомендуется выполнять не раньше, чем через неделю, после окончания заливки. При строительстве крыльца из бетона своими руками рекомендуется изучить фото, на которых четко видны особенности каждого этапа.
Возможно вам будет это интересно: Кладка печи из кирпича: пошаговая инструкция
Как сделать ступеньки
Для увеличения срока эксплуатации бетонных ступенек перед парадным входом в жилое здание их необходимо армировать.
Последовательность возведения ступеней своими руками:
- Прежде чем залить лестницу рабочей массой, необходимо установить армирующий каркас. Нарезается арматура под размеры ступенчатой конструкции. Обрезанные металлические стержни связываются проволокой.
- Объем опалубки засыпается строительным мусором (камень, кирпичные обломки, пр.), чтобы сократить расход цементной смеси.
- Готовится раствор при помощи бетономешалки.
- Готовая рабочая масса заливается в опалубку. Бетонирование начинается с нижней ступени.
- После заливки каждого яруса осуществляется трамбовка бетонной массы с помощью глубинного вибратора. Это необходимо для заполнения сформировавшихся пустот в конструкции и удаления воздуха.
- После трамбовки необходимо выровнять поверхность бетонной массы по уровню.
- Опалубке на 10-14 дней нужно обеспечить полную неподвижность. За этот период смесь полностью затвердеет и наберет необходимую прочность.
- В период застывания бетонный массив необходимо периодически смачивать водой и накрывать пленкой из полиэтилена, чтобы он не высох раньше установленного срока.
Через 2 недели, когда конструкция полностью высохнет и будет готова к финишной отделке, осуществляется демонтаж опалубки.
Красивые варианты отделки
Железобетон без облицовки выглядит некрасиво, поэтому выполняется его декоративная отделка. При этом рекомендуется выбирать отделочные материалы, которые будут соответствовать экстерьеру самого здания.
Если финансовые возможности не позволяют приобрести дорогой материал, можно обойтись одним из бюджетных вариантов декорирования:
- бетонная поверхность выкладывается галькой;
- на поверхностях строения формируется текстура — имитация отделочных материалов.
Красивые варианты отделки.
При наличии возможностей для отделочных работ подходят следующие облицовочные материалы:
- по эстетичности лидирует натуральный камень;
- оригинальную текстуру имеет керамогранит, он обеспечит бетонному сооружению более презентабельный внешний вид;
- чтобы поверхность бетонных ступеней не скользила летом после дождя и зимой в гололедицу, лучший вариант отделки — клинкерная плитка.
Оригинальным видом будет обладать крыльцо из бетона при одновременном использовании разных облицовочных материалов, например:
- для горизонтальных поверхностей — клинкерная плитка однотонная;
- для вертикальных плоскостей — плитка с орнаментом.
Основное требование к облицовочной плитке для входных ступенек — морозостойкость, шероховатая поверхность. Дополнительной привлекательности крыльцу придадут стильные перила и козырек.
Облицовываем крыльцо своими руками
Облицовку готовых ступеней из бетона можно делать без привлечения опытных отделочников.
Укладку плитки необходимо делать в следующей последовательности:
- Железобетонное основание предварительно нужно подготовить: убрать мусор, полностью удалить с него пыль.
- Поверхность основания обрабатывается специальной пропиткой для повышения адгезии.
- Поверхность ступеней, облицовочный материал смазывается клеевым составом.
- К основе прижимается плитка, при этом нельзя допускать ее смещения.
- Между отдельно уложенными плитами нужно выдерживать интервал. Для этого применяются специальные распорки.
Укладка плитки.
После укладки декоративной плитки рекомендуется выровнять образовавшиеся швы специальным затирочным составом. А необходимый объем клеевой смеси можно подсчитать по площади бетонного основания, подлежащего отделке.
Как залить ступеньки
Установив опалубку, переходим к этапу заливки ступенек для крыльца. Бетон заливается аккуратно, медленно, уровень должен достигать верхнего края опалубки. В смеси не должно оставаться прослойки воздуха и пузырей. В первую очередь заливается нижний ярус ступенек.
Для уплотнения раствора применяется строительный вибратор. Получить такой можно в строительной компании. Если сделать ступеньки из бетона к крыльцу кажется сложной задачей, можно договориться об этом с фирмой, оснащенной необходимым оборудованием.
Поверхность бетона разравнивается мастерком или шпателем, с помощью уровня уточняется, насколько она ровная. Если заметно, что опалубка шатается, нужно укрепить ее, воспользовавшись подпорками. Крыльцо перед домом укрывается слоем пленки, благодаря которой влага не будет испаряться.
Полное затвердевание происходит за десять дней или две недели. В этот период механическим нагрузкам крыльцо подвергать нельзя. Нужно поддерживать влажность бетона, иначе появятся трещины, для чего поверхность смачивается водой.
Черновая стадия устройства крыльца из бетона здесь заканчивается. Далее порожек понадобится оформить.
- https://oLestnicah.ru/krylco/stroitelstvo/opalubka-dlya-krylca-84
- https://zbbr.ru/kak-sdelat-opalubku-dlja-lestnisy-krylsa/
- https://sdelai-lestnicu.ru/montazhnye-raboty/400-opalubka-dlya-krylca
- https://betonov.com/fundament/opalubka/opalubka-dlya-krylca-iz-betona.html
- https://bouw.ru/article/opalubka-dlya-krilytsa-svoimi-rukami
- https://cementim.ru/kryltso-iz-betona/
- https://fundamentaya.ru/job/opalubka/opalubka_dlya_dlya_krylca_iz_betona.html
- https://gidlestnic.ru/izgotovlenie-i-montazh/krilco-stupeni-iz-betona
- https://nedvigdom.ru/kryltso-iz-betona-svoimi-rukami/
- https://1beton.info/maloetazhnoe/lestnica/kryltso-iz-betona
- https://kvartirnyj-remont.com/krylco-beton.html