Как заправить кондиционер: процесс заправки фреоном

Что такое фреон

Фреон — это любой хладагент или холодильный агент. Фреон — это инертное, невзрывоопасное химическое соединение. Он может существовать в жидкой или газообразной форме. В кондиционере фреон постоянно превращается из жидкости в газ.

Согласно Монреальскому протоколу, к ХФУ, используемым в оборудовании для кондиционирования воздуха, должны применяться следующие три требования:

  • Хладагент должен быть экологически чистым и не разрушать озоновый слой.
  • Он должен обладать низкой плотностью и высокой теплопроводностью.
  • Хладагент должен быть невзрывоопасным и совместимым с материалами и веществами, используемыми при изготовлении и эксплуатации кондиционера.

Признаки утечки фреона

Когда необходимо перезаряжать портативный кондиционер? Вот некоторые причины:

  • Медленная скорость охлаждения;
  • Необычные шумы в корпусе устройства;
  • Повышенное потребление энергии во время работы;
  • Обледенение кондиционера или воздуховодов.

Причины утечек фреона

Сплит-система состоит из пары блоков, соединенных между собой фреонопроводом из медных труб. Для их соединения используются гайки и роликовые соединения, которые иногда являются причиной утечки фреона, в случае недостаточной герметизации при монтаже. В самом кондиционере в результате вибрации при работе вентилятора и компрессора могут образовываться щели и трещины, из-за которых трубки внутри блока могут тереться друг о друга. Они также являются источником утечек. Утечки также могут возникать в местах пайки на внутренних деталях.  В некоторых случаях мастер не может сразу определить место утечки, поэтому он использует испытание давлением с помощью азота, чтобы выявить проблему.

Подготовка сплит-системы к заправке

Специалист по техническому обслуживанию проводит диагностику и определяет причину утечки. В случае обнаружения неисправности вы будете немедленно проинформированы. 


Подготовительный этап включает в себя:

  • Выбор жидкости и оборудования. Для заправки кондиционера используется вакуумный насос с манометром. Он оснащен обратным клапаном, чтобы исключить утечку масла из системы. Для обслуживания промышленных моделей или нестандартных устройств может потребоваться дополнительное оборудование.

  • Проверка соединительных компонентов. Технический специалист проверяет фреоновую линию на целостность. Проверяются трубы и фильтры испарителя и конденсатора. 

  • Проверка на герметичность. Выполняется путем закачивания азота в систему. Для контроля снижения давления можно использовать манометр. Если он не изменяется, то утечка не нарушена, и фреон следует долить для обеспечения нормальной работы оборудования кондиционирования воздуха.

  • Пылесосить. Воздух, влага и другие примеси в системе откачиваются с помощью вакуумного насоса. Этот процесс называется вакуумной сушкой. Он необходим для работы вашей холодильной системы, так как любой воздух и влага, оставшиеся в системе, значительно снижают эффективность работы вашего кондиционера, из-за повышенного давления и потребляемой кондиционером мощности. Следовательно, срок службы сплит-системы значительно сокращается.

Подготовка завершается точным расчетом охлаждающей жидкости

Виды фреона

Производитель указывает тип хладагента в инструкции.

В некоторых случаях допускается использование альтернативных жидкостей. Не смешивайте различные типы фреона, это приведет к загрязнению системы и выходу из строя компонентов.

Марки R22 и R410 считаются наиболее универсальными. Они подходят для большинства промышленных и бытовых моделей. Для зарядки любого кондиционера можно использовать только проверенные типы жидкости, соответствующие требованиям производителя.

Хладагент R12 или дифтордихлорметан. Этот хладагент активно использовался в оборудовании для кондиционирования воздуха в 1930-х годах, но после подписания Монреальского протокола его применение было запрещено из-за его озоноразрушающих свойств. Сегодня его все еще можно найти в некоторых кондиционерах, но чаще всего он встречается в странах с разветвленной сетью контрабанды и связан с незаконными поставками хладагента.

Фреон R-22 или дифторхлорметан. Этот хладагент использовался наряду с R-12, но R22 более экологичен, чем R12; однако переход на него со старого хладагента потребует значительных изменений в самой системе. Этот хладагент долгое время был популярен благодаря своей низкой стоимости и высокой холодопроизводительности, но, тем не менее, он вреден для озонового слоя. Поэтому, в соответствии с Монреальским протоколом, многие страны полностью прекратили его использование или снизили процент оборудования, работающего на этом типе хладагента. Россия прекратит использование R-22 к 2030 году, сейчас еще можно найти относительно небольшой процент кондиционеров, работающих на R22, они используют его больше для холодильных машин, бытовых и профессиональных холодильников. R22 широко используется в автомобильных холодильниках.

Фреон R422d был разработан как замена R22; чтобы заменить старый фреон на новый, достаточно заменить влагопоглощающий фильтр. В настоящее время он не запрещен, поскольку не разрушает озоновый слой, но его могут постепенно отменить из-за его сильного воздействия на глобальное потепление.

Хладагент R290 используется в промышленных холодильных машинах, промышленных кондиционерах и бытовых холодильниках. Он не оказывает негативного воздействия на озоновый слой и глобальное потепление, но относится к группе веществ, характеризующихся повышенным риском возгорания. Однако благодаря своим свойствам — инертности, химической стабильности и оптимальной цене — он пользуется большим спросом на рынке.

Хладагент R-404a также используется в качестве альтернативы R22, но он не завоевал популярности из-за своего состава, в который входят три хладагента — R125, 134a и 143a. Поэтому в случае утечки этот тип хладагента не может быть дозаправлен, так как необходимо будет объединить весь оставшийся фреон и только после этого заправить кондиционер. Это повлечет за собой дополнительные расходы. Хладагент 404 также не часто используется в бытовых кондиционерах из-за его негативного влияния на глобальное потепление.

Хладагент R407 также выступает в качестве эквивалента фреона 22 и чаще всего используется для замены старого фреона. При замене фреона также потребуется замена масла. Фреон 407 нашел широкое применение во всех типах климатического оборудования — бытовых установках, полупромышленных и промышленных кондиционерах. Его коэффициент разрушения озонового слоя равен нулю, но, тем не менее, он оказывает влияние на глобальное потепление. Поскольку этот тип фреона не является однокомпонентным, в случае утечки необходимо слить весь оставшийся фреон и полностью перезарядить кондиционер.

R134, или тетрафторэтан, является однокомпонентным веществом, благодаря чему в случае утечки он подвержен частичной перезарядке.  Этот тип хладагента также является заменителем хладагентов 22 и 12. Хотя он не является огнеопасным или токсичным, следует помнить, что при высоких температурах R134 может образовывать фтористый водород, который опасен для человека. Несмотря на это, он широко используется в автомобилях, бытовых климатических системах, а также тепловых насосах и промышленных климатических системах. R134 запрещен во многих странах в соответствии с Монреальским протоколом.

Хладагент R1234 yf является более безопасным аналогом фреона 134, но стоит значительно дороже. По своим свойствам он значительно превосходит фреон 134 — у него более низкий коэффициент воздействия на окружающую среду. В настоящее время он чаще используется в автомобильной промышленности, но в ближайшем будущем ожидается рост и снижение его стоимости, а также активное применение в климатическом оборудовании бытового, промышленного и полупромышленного назначения.

Хладагент R410a является одним из наиболее часто используемых хладагентов в системах кондиционирования воздуха сегодня. Не содержит хлора, поэтому не разрушает озоновый слой. Он подходит как для дозаправки, так и для полной перезарядки нового оборудования. Однако из-за многокомпонентной природы фреона, если утекает более 50% фреона, требуется его полная замена. Стоит отметить, что при всех высоких свойствах 410 хладагента, он оказывает негативное влияние на глобальное потепление.

Фреон 32 является более безопасным аналогом фреона 410, с гораздо меньшим потенциалом глобального потепления, поэтому предпочтительнее использовать именно этот тип хладагента. Фреон 32 также имеет более низкую вязкость, что приводит к повышению эффективности и снижению потребления.

R600A или изобутан широко используется в холодильной технике, но запрещен во многих странах из-за своей высокой воспламеняемости. Однако он становится очень популярным благодаря своей низкой стоимости и высокой энергоэффективности.

Фреон 507a является альтернативой фреону 404, и при необходимости любой из них может быть заправлен.

На сегодняшний день изобретено более 65 типов хладагентов, и все они используются в той или иной степени.

Что нужно знать о хладагенте?

Фреон обычно используется в качестве хладагента в современных сплит-системах. Это газообразное вещество, которое при сжатии превращается в жидкость. Проходя через внутренний контур устройства, фреон поглощает тепловую энергию. В наружном блоке он отдает тепло окружающему воздуху.

Важным компонентом системы является компрессор, который постоянно взаимодействует с хладагентом, сжимая его до жидкого состояния. Если в системе слишком мало фреона, оборудование будет работать с перегрузкой, что почти наверняка приведет к его неминуемому выходу из строя.

Зарядка наружного блока фреоном
Крепления наружного блока способны выдержать дополнительную нагрузку, поэтому удобнее разместить электронные весы и баллон хладагента непосредственно на корпусе.

Стоит отметить, что стоимость компрессора может составлять более половины цены новой сплит-системы. Поэтому, обнаружив отсутствие фреона в системе, проверьте компрессор и перезарядите его как можно скорее.

Если производительность кондиционера снижается, он медленнее охлаждает помещение, вероятно, пришло время проверить количество хладагента в контуре.

Замерзание внешней трубки системы также может указывать на утечку фреона. Очень часто утечка хладагента происходит из-за утечек в системе. Но даже если нет повреждений и кондиционер установлен правильно, количество газа за год можно уменьшить на 8-10%.

Если кондиционер безупречно работал в течение нескольких лет, обслуживание сплит-блока проводилось в соответствии с рекомендациями производителя, а затем блок не охлаждает помещение достаточно быстро, скорее всего, необходима дозаправка.

Однако не всегда возможно просто дозаправить систему небольшим количеством хладагента. Некоторые типы необходимо полностью удалить из контура, а затем заполнить новым фреоном.

Замерзание труб в сплит-системах
Замерзание на концах медных труб и конденсат на них — явный признак недостаточного количества хладагента в системе

Наиболее распространенные современные кондиционеры воздуха заправляются фреоном марок R-410A и R-407C. Последний представляет собой смесь трех различных хладагентов. Именно эта марка не должна добавляться к остаточному веществу в системе. Компоненты состава испаряются с разной скоростью, поэтому в случае утечки пропорции меняются.

Это не относится к фреону марки R-410A, более современной версии, которая используется в последних моделях сплит-систем. Соединения R-407C и R-410A, в отличие от фреона R-22, не наносят вреда окружающей среде. Это рецептура многолетней давности, использование которой не рекомендуется из-за повреждения озонового слоя.

Чем безопаснее фреон, тем он дороже. Однако ради экономии средств нельзя использовать фреон не той марки. Информацию о том, какой хладагент требуется для агрегата, можно найти в техническом паспорте агрегата и на фирменной табличке на корпусе наружного блока.

Как подготовить прибор?

Вы не можете просто взять баллон с хладагентом, подсоединить его к трубе и выпустить часть вещества в систему. Дело в том, что сначала необходимо подготовить оборудование к этой операции. Если фреон вытекает неестественно быстро, скорее всего, произошла разгерметизация корпуса.

Медная труба для сплит-систем
Возможна утечка в месте соединения медной трубы с наружным блоком из-за неправильного монтажа и повреждения плоского края

Найдите причину, устраните ее и только после этого введите в систему новую порцию газа. Герметичность контура также проверяется при необходимости замены потерянного в процессе эксплуатации хладагента. Протечки часто возникают из-за неправильной установки.

Например, некоторые неопытные мастера небрежно срезают плоский край медной трубы и забывают восстановить развальцовку. В результате возникает утечка в месте соединения трубы с наружным блоком. Медь — довольно мягкий материал.

Очистка наружного блока
Перед началом работ необходимо очистить блок кондиционера от скопившейся пыли, чтобы вентилятор работал без дополнительной нагрузки и можно было получить наиболее корректные данные.

Повредить сплит-блок можно даже без разрезания трубы, просто неравномерно закрутив соединитель. Поэтому перед заправкой сплит-системы открутите этот разъем и проверьте состояние края трубы. Если он поврежден, отрежьте его, сплющите и прикрутите обратно. Будьте осторожны при этом, гайка должна входить легко и без усилий.

Подробнее о возможных неисправностях кондиционера и их устранении читайте в этой статье.

Непосредственно перед заполнением система сливается. Азот или фреон закачивается в систему, чтобы вытеснить из нее посторонние вещества. При высоком давлении устройство тщательно проверяется на наличие зазора, из которого выходит газ. Иногда для этой цели целесообразно использовать ультрафиолетовую лампу.

Методы контроля количества фреона

Определяя, как заправить фреоном сплит-систему самостоятельно, важно помнить, что количество хладагента должно быть достаточным, но не избыточным. Если в контуре слишком много газа, работа устройства будет серьезно нарушена, поскольку хладагент просто не успеет испариться. Это может серьезно повредить компрессор.

Такая ситуация хуже для прибора, чем если бы в системе закончилось несколько граммов хладагента. Поэтому необходимо организовать контроль количества фреона, поступающего в систему во время зарядки.

Это можно сделать следующим образом:

  • путем измерения изменения веса цилиндра с хладагентом;
  • с учетом давления в контуре, которое должно достигать определенного значения;
  • путем оценки состояния контура через смотровое стекло;
  • с учетом изменения температуры на вентиляторе внутреннего блока.

Самый простой способ контролировать количество фреона — записывать изменение веса баллона. Для этого емкость с хладагентом перед заправкой помещают на весы, обнуляют результат и следят за изменением показаний при открытом кране баллона.

Как только его вес упадет до необходимого значения, наполнение немедленно прекращается. Конечно, этот метод используется только для полного заполнения контура. Если вы хотите только заправить контур, то сначала нужно узнать вес хладагента, который уже находится внутри, что трудно сделать в домашних условиях.

Существуют профессиональные весы, предназначенные для этой цели, но многие мастера делают это с помощью недорогих домашних моделей.

Устройство должно отвечать следующим требованиям:

  • грузоподъемность — не менее 20 кг;
  • градация шкалы — от 100 г
  • возможность взвешивания тары.

Удобнее использовать электронные весы, с помощью которых легче отслеживать изменения в весе контейнера с хладагентом.

Другой доступный вариант — довести давление внутри контура до необходимого параметра. Для этого вам понадобится коллектор с манометром. Этот манометр используется для оценки давления внутри системы.

Хладагент вводят в контур небольшими порциями, постоянно сверяя давление со стандартным значением, пока не будет достигнуто соответствие.

Проверка работы сплит-системы
Перед заправкой системы хладагентом следует выяснить причину утечки и устранить неисправность. Повторная проверка после операции

Коллектор — это довольно дорогостоящее оборудование, которое не имеет смысла покупать только для того, чтобы использовать его раз в несколько лет. Он полезен не только на этапе закачки фреона, но и при сливе и откачке воздуха из системы. Такое устройство можно одолжить у знакомого умельца или взять напрокат в специализированном магазине.

Метод смотрового стекла доступен профессионалам. Он включает в себя наблюдение за состоянием потока хладагента, отслеживание момента, когда пузырьки воздуха исчезают из системы. Первые два метода часто используются в домашних условиях.

Измерение температуры — простой, но ненадежный метод. При полной циркуляции температура вентилятора обычно должна составлять около восьми градусов, хотя есть модели, для которых этот показатель равен пяти, отклонение в несколько градусов допустимо. Хладагент вводят небольшими порциями, проводя периодические измерения.

Сколько необходимо хладагента для кондиционера

Чтобы узнать точное количество фреона, необходимо знать модель кондиционера, тип фреона, а также длину трассы. Производитель всегда указывает приблизительное количество фреона на любом кондиционере, в этот расчет входит заправка кондиционера с трассой от 4 до 10 м. Если длина лески будет превышать этот параметр, рекомендуется добавлять в среднем до 30 г на каждый дополнительный метр.

Как часто нужно дополнительно заправлять кондиционер

Чаще всего кондиционер требует дополнительной заправки, если он был установлен неправильно и в системе есть утечка, из-за которой фреон может выходить из контура охлаждения. В противном случае кондиционер проработает много лет, прежде чем потребуется дозаправка фреоном. В любом случае, вы всегда должны проводить техническое обслуживание вашего кондиционера, и, при необходимости, специалисты подскажут вам, когда следует дозаправить систему кондиционирования.

Как вы можете самостоятельно определить утечку фреона? Это можно определить по определенным неисправностям кондиционера:

  • Эффективность работы кондиционера снижается. Вместо холодного воздуха кондиционер начинает дуть теплым воздухом, даже если пользователь установил низкую температуру.
  • Если внутренний блок оснащен дисплеем, на дисплее появится код ошибки.
  • Испаритель размораживается.

Как заправить кондиционер хладагентом?

Сначала подготовьте необходимое оборудование и инструменты, такие как баллон с фреоном, весы, коллектор, термометр, вакуумный насос и т.д.

Общий порядок работы при погрузке сплит-системы на весы следующий:

  1. Сначала очистите кулеры от пыли, чтобы обеспечить правильную работу вентиляторов.
  2. Снимите колпачок с большой трубки на наружном блоке.
  3. Подсоедините этот выход к шлангу коллектора.
  4. Поместите емкость с фреоном на весы.
  5. Установите весы в нулевое положение и включите режим тарированного взвешивания.
  6. Подключите к системе вакуумный насос, чтобы удалить из системы остатки старого фреона, влагу, грязь, воздух и т.д.
  7. Подключите емкость с фреоном к контуру.
  8. Откройте клапан и наблюдайте за балансом.
  9. Закройте клапан и отсоедините контейнер от кондиционера.
  10. Отсоедините шланг и закройте отверстие колпачком.
  11. Проверьте работу системы.

При зарядке с измерением температуры установите вентилятор внутреннего блока в средний режим и запустите блок в режиме охлаждения до 18°C. Запишите показания температуры и давления на манометре.

Зарядный коллектор сплит-системы
Вы можете использовать двухпозиционный или четырехпозиционный коллектор, последний лучше, так как вам не придется повторно подключать шланг, предназначенный для дополнительного оборудования, после уборки пылесосом

Если температура наружного воздуха составляет 25°C, нормальный уровень давления в контуре должен составлять 4,2-5 бар.

Когда давление достигает максимума, снова измеряется температура воздуха.

Баллон с фреоном на весах
После установки цилиндра на весы и открытия его вентиля, немедленно откройте на секунду жидкостный клапан коллектора, чтобы выпустить воздух из воздушной пробки.

Она должна заметно уменьшиться. На этом этапе откройте манометр примерно на 10 секунд, а затем продолжайте закачивать хладагент в систему до максимального уровня давления.

Когда начальная температура воздуха снизится на 12-14°C, зарядку можно считать завершенной и начинать тестирование системы.

Вакуумный насос
Вакуумный насос, предназначенный для данного вида работ, должен быть оснащен манометром, а также обратным клапаном для предотвращения попадания частиц масла в контур.

Чтобы проверить, как работает устройство после заливки, рекомендуется включить его и установить минимальный режим охлаждения. Если трубы начинают замерзать примерно через четверть часа, это означает, что в системе слишком мало хладагента и необходимо добавить немного фреона. Если трубы в порядке, процедуру можно считать успешной.

Процесс заправки кондиционера хладагентом

Следует сразу отметить, что заправка кондиционера должна производиться специалистом. Для того чтобы правильно заправить кондиционер, необходимо иметь целый перечень специализированных инструментов: вакуумный насос, весы, набор гаечных ключей, манометрический коллектор, шланги и т.д.

Во-первых, необходимо найти место утечки фреона — для этого существует целый перечень способов, и специалист выберет наиболее оптимальный из них. Затем определяется количество оставшегося фреона, и эксперт, ориентируясь на тип хладагента, решает, нужно ли выпустить весь фреон или можно дозаправить кондиционер. Заправка происходит с обязательным контролем давления во всей системе.

Самое главное — доверить этот процесс профессионалам, иначе это может привести к поломке кондиционера.

Самостоятельная заправка

Проблема самостоятельной заправки кондиционера очень актуальна. На первый взгляд, в этом не должно быть ничего сложного, тем более что Интернет кишит различными руководствами для мастеров, поэтому найти инструкции по заправке кондиционера в квартире не составит труда. Но это требует специализированного оборудования и стоит дорого.

Сплит-системы могут выйти из строя не только из-за низкого, но и из-за высокого уровня фреона. В бытовых условиях высока вероятность чрезмерного повышения допустимого уровня, а значит, износ узлов агрегата во много раз больше. В результате непрофессиональной заправки, выполненной с нарушением всех требований и стандартов, произойдет полный отказ техники. Из-за этого владельцу придется покупать дорогостоящее оборудование, хотя он мог бы легко избежать этого, обратившись за услугой к профессионалам.

Как выполняется заправка разных видов сплит-систем

Существует три способа заправки, в зависимости от модели и особенностей устройства:

  • По давлению. Наши сотрудники определяют уровень давления, сверяясь с документацией. Для обеспечения контроля необходимо вводить в контур небольшие дозы фреона. Коллектор используется для проверки количества жидкости после каждого впрыска. Когда значения, рекомендованные в инструкции производителя, совпадают со значениями прибора, работа считается завершенной. Этот метод неэффективен при низких температурах.

  • В результате перегрева. При этом методе необходимо изменить температуру всасывающей трубы и давление на всасывающем клапане. Если перегрев составляет 5-7 °C, если температура выше, необходимо дозаправить сплит-систему.

  • По весу. Самый точный метод. Хладагент полностью удаляется из контура. Кондиционеры пополняются с помощью специальных весов в соответствии с рекомендованным производителем количеством. Этот метод эффективен при полной зарядке кондиционера и предполагает предварительное вакуумирование системы.

Иногда для правильной работы кондиционера необходимо добавить в него масло. Эта процедура проводится редко, при капитальном ремонте. Не рекомендуется добавлять масло самостоятельно, так как это может привести к ухудшению охлаждения или нагрева, а иногда и к поломке.

Доверьте работу настоящим профессионалам. Вы останетесь довольны нашими ценами и подходом к клиентам. 

Несколько важных нюансов

Перед началом работы изучите технический паспорт и инструкцию по эксплуатации кондиционера. Если эти документы утеряны, обратите внимание на металлическую табличку, прикрепленную к наружному блоку.

Технические характеристики сплит-системы
Основные технические характеристики каждой сплит-системы указаны на металлической табличке, прикрепленной к боковой стороне наружного блока.

На этой металлической пластине обычно содержится вся основная информация для данной конкретной модели. Здесь вы можете узнать, какая именно марка фреона используется для заправки системы, какое давление должно быть в системе, сколько граммов хладагента должно быть закачано в систему и т.д.

Помните, что номинальное давление в контуре зависит от марки хладагента, а также от температуры окружающего воздуха. Если на улице слишком холодно или жарко, а измерения проводятся с помощью манометра, необходимо произвести корректировку. Данные о колебаниях давления приведены в инструкции по эксплуатации.

При проверке кондиционера после заправки следует включать только режим охлаждения. В случае случайного включения нагрева можно залить компрессор и полностью вывести из строя сплит-систему.

Советы напоследок

Скорее всего, самостоятельная заправка сплит-системы не даст вам большой финансовой выгоды, а только моральное удовлетворение и опыт, который пригодится в будущем. Если вы не хотите допустить ошибок, прислушайтесь к следующим рекомендациям:

  1. Уделите особое внимание обнаружению утечек и вакуумированию. Лучше потратить время на переделку соединений гибких медных труб, чем снова потерять фреон.
  2. Не торопитесь и не забывайте закрывать клапаны в правильном порядке.
  3. Продувка шлангов воздухом абсолютно необходима — не допускайте попадания влаги и кислорода в контур.
  4. Закройте вентиль баллона перед отсоединением шлангов от кондиционера и стравите остатки воздуха из соединений через станцию измерения давления.

Заправка холодильной техники занимает не более часа, но на работу должно быть потрачено в два раза больше времени. Смотрите инструкцию по закачке фреона R22 в последнем видео.

Поделиться:
Нет комментариев
×
Рекомендуем посмотреть
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности
Adblock
detector