Как работает кондиционер в авто
Разница между кондиционером и кондиционером в автомобиле
Кондиционер в автомобиле имеет тот же принцип работы, что и холодильник, но его конструкция абсолютно другая. Это герметично закрытая система, заполненная фреоном. Он также заполнен маслом хладагента, которое может растворяться во фреоне, когда он находится в жидком состоянии. Такому агрегату не страшна никакая холодная погода.
Зачем использовать масло? Он используется для смазки компрессора и других частей системы. Как известно, автомобильный кондиционер отличается в каждом конкретном случае, поэтому стоит рассмотреть универсальную модель, которая поможет вам понять, как работает система охлаждения.
Первый шаг — включение автомобильного кондиционера. Затем система автоматически включает электромагнитное сцепление вместе со стальным нажимным диском. Это, в свою очередь, издает щелкающий звук, намагничивая шкив. Это также вызывает движение ремней, приводящих в движение фреон. Когда устройство выключено, двигатель работает без выработки холода.
На следующем этапе автоматически включается компрессор, конденсируя фреон, который находится в виде газа. После нагрева он поступает в радиатор кондиционера, где температура горячего газа снижается.
Во время работы автомобильный кондиционер запускает вентилятор для охлаждения фреона. Он имеет высокую скорость, работая в паре с компрессором. Когда автомобиль находится в движении, поступающий воздух еще больше охлаждает фреон. После полного охлаждения начинается процесс конденсации. Он оставляет устройство в жидком состоянии. Теперь он должен пройти через осушитель и фильтр, где он освобождается от примесей и продуктов износа, которые образуются в компрессоре.
После очистки фреон возвращается в салон автомобиля. Автомобильный кондиционер оборудован таким образом, что можно даже смотреть через специальный видоискатель, который расположен рядом с ресивером. Чего еще можно желать? Он позволяет определить, сколько фреона находится в системе и нужно ли его дозаправить. Однако он присутствует не во всех моделях автомобилей, чего нельзя сказать о современных машинах.
Неисправности испарителя
Наиболее распространенной проблемой является прекращение охлаждения воздуха. В большинстве случаев это связано с накоплением пыли и грязи, так как они препятствуют притоку воздуха к поверхности теплообмена.
Грязь опасна и для других компонентов системы охлаждения — компрессор часто перегорает, если долго работает в неподходящих условиях.
Испаритель кондиционера может покрыться слоем льда, в этом случае талая вода может перелиться в дренажный бак и попасть в помещение. Это вызвано утечкой в системе и утечкой фреона. В случае такой серьезной неисправности рекомендуется обратиться в сервисный центр.
Кондиционер, особенно испаритель, может работать неправильно из-за неправильной установки. Поэтому, если у вас нет личного опыта в ремонте и установке кондиционеров, не стоит браться за эту задачу самостоятельно. Стоит доверить эту работу профессионалу.
Вентилятор, который начинает выходить из строя и работает слишком плохо, также влияет на эффективность всей системы теплообмена.
Больные места кондиционеров по маркам автомобилей
Автомобили Audi.
У моделей Audi есть проблемы с конденсатором и напорными шлангами, которые подвержены гниению в местах расположения пластиковой оплетки.
Кроме того, шланги часто истираются, а разъемы «заедают».
Мерседес.
Mercedes чаще всего страдает от утечек конденсатора и гниения задних алюминиевых труб.
Кроме того, датчики высокого давления в некоторых моделях начинают выходить из строя, а смотровое стекло, расположенное на ресивере-осушителе, разбивается, что приводит к утечке фреона.
Ниссан.
Шланги рядом с ресивером-осушителем и конденсатором являются основными проблемными местами в Nissan.
Кроме того, все чаще выходят из строя подшипники шкива компрессора.
Opel.
Все проблемы в Opel связаны с компрессором. В одних моделях утечки возникают из-за неправильно расположенных отверстий для наддува, в других выходит из строя радиатор (обычно из-за прогнивших подводных трубок) и муфта соленоида, а третьи страдают от некачественных уплотнений.
Volkswagen.
Самая большая проблема Volkswagen — это сближение патрубков конденсатора и буксировочной проушины.
Часто, помимо основной поломки, возникают дополнительные поломки, связанные с буксировкой автомобиля за деталями кондиционера.
Среди естественных неисправностей наиболее распространенными являются трубы между приемником-осушителем и ТРВ и выход из строя датчиков на них.
Volvo.
Слабыми местами в кондиционерах Volvo являются конденсатор и трубки, а также испаритель и трубки, ведущие к нему.
Все они подвержены сильной коррозии и довольно часто требуют замены.
Mitsubishi.
В моделях Mitsubishi напорные трубы от конденсатора к приемнику-осушителю и от приемника-осушителя к термостатическому расширительному клапану полностью сгнили.
Длительные периоды простоя могут привести к заклиниванию компрессора и расширительного клапана.
Mazda.
Mazda выпускает свои автомобили с трубами, радиаторами и арматурой, которые быстро гниют.
Рено.
У большинства автомобилей Renault есть одна проблема — испаритель. В течение нескольких лет трубы полностью сгнивают, что приводит к протечкам.
Именно поэтому каждый автомобиль, даже очень дорогие автомобили известных производителей, нуждается в обслуживании, в том числе и в обслуживании автомобильного кондиционера.
Очистка оборудования
Внутренний блок сплит-системы
Чистка кондиционера проводится не реже двух раз в год — весной и осенью. Перхоть животных и слишком грязный или влажный воздух, позволяющий развиваться плесени и грибку, быстрее доведут устройство до критического состояния. При наличии этих факторов устройство следует чистить не реже одного раза в три месяца.
Сигналы сильного засорения:
- ухудшились охлаждающие свойства;
- эффективность кондиционера снизилась, а энергопотребление увеличилось;
- При включении устройства появляется неприятный запах.
Вы можете вызвать профессионала для очистки или сделать это самостоятельно — процесс не слишком сложный.
Схема очистки
Чистящие средства выпускаются в виде пены или спрея. К ним относятся дезинфицирующие средства, биологически активные ингредиенты, щелочные и кислотные. Их следует использовать в соответствии с инструкциями на упаковке.
Хлоргексидин позволяет экономить деньги на специальных чистящих средствах. Он эффективен против грязи, грибков и бактерий, а его цена гораздо ниже. Используется в медицине в качестве антисептического раствора. Его можно приобрести в любой аптеке.
Самоочистка теплообменника включает в себя несколько этапов.
Отключите прибор от электросети. Для большей безопасности отключите электропитание квартиры на время проведения операции.
Откройте переднюю панель и снимите воздушные фильтры. Промойте фильтр грубой очистки под теплой проточной водой и дайте ему высохнуть. Не используйте горячую воду или принудительную сушку горячим воздухом, так как сетка фильтра может деформироваться.
В зависимости от модели кондиционера испаритель расположен под фильтрами или под крышкой. Очищайте осторожно, чтобы не повредить устройство. Рекомендуется использовать пылесос с узкой насадкой для шланга.
Тщательно удалите всю скопившуюся пыль с теплообменника. Затем используйте моющее средство. Лучшим выбором для очистки испарителя является спрей, поскольку он прост в использовании. Распыляйте моющее средство на теплообменник, пока оно не начнет капать. Остановитесь, подождите 5 минут и снова распылите.
Тщательно вытрите остатки моющего средства с корпуса и трубок. Не вытирайте теплообменник — высок риск случайной деформации ребер. Моющее средство будет постепенно стекать естественным образом.
Установите все снятые детали на место. Фильтр можно вставлять, когда он полностью высохнет. Восстановите питание и включите кондиционер.
Если устройство слишком загрязнено из-за отсутствия обслуживания в течение длительного времени, вызовите сервисную службу. В критическом состоянии обычные чистящие средства могут не справиться с задачей. Профессионалы обычно используют парогенератор для борьбы с въевшейся грязью.
Чем опасны плесень и бактерии в системе вентиляции?
Помимо неприятного запаха, они могут вызывать аллергические реакции, мукозит, ринит, кашель и одышку. Некоторые микроорганизмы являются канцерогенными, а любители холода также боятся легионеллы — бактерии, вызывающей легионеллез, опасную форму пневмонии.
Мы взяли два автомобиля для тестирования и попросили эксперта из экологической лаборатории взять образцы из глубины воздуховодов и проанализировать их. В обоих случаях были обнаружены грибки.
Владельцы автомобилей даже не подозревали об этом, потому что у них не было кашля или других симптомов. Почему? Иммунитет! Здоровый человек может противостоять многим болезнетворным микроорганизмам, а свежий уличный воздух регулярно попадает внутрь. Но эксперты говорят, что риск для здоровья от плесени все еще существует. Если вы страдаете аллергией или регулярно перевозите детей в автомобиле, тем более стоит подумать об антиплесневой обработке.
Как определить, что устройство нуждается в очистке?
Чтобы понять, когда кондиционер вашего автомобиля нуждается в обслуживании, необходимо знать основные причины.
Если вы не хотите столкнуться с необходимостью ремонта, следует очистить устройство в следующих случаях:
- Если во время работы системы обнаружены посторонние шумы. Это могут быть шумы, треск, свист или жужжание. Такие шумы являются признаком неправильной работы устройства.
- Как уже говорилось выше, чтобы самостоятельно диагностировать необходимость очистки устройства, достаточно обратить внимание на неприятный запах. Это может присутствовать в автомобиле всегда, но становится более острым при включении кондиционера.
- Одним из важнейших симптомов является наличие влаги. Если вы заметили, что из вентиляционного отверстия начинает выходить конденсат или капать из кондиционера, когда вы его включаете, это означает, что вам необходимо как можно скорее провести чистку собственного кондиционера.
Можно ли почистить кондиционер самостоятельно?
Профессиональная очистка кондиционера стоит около 40 000 рублей. Многие производители автохимии предлагают альтернативу — средства для самостоятельной дезинфекции, продающиеся в автомобильных магазинах. Они делятся на два типа: распыляемые и вспененные. Такие средства от зарубежных производителей, например, Liqui Moly и Sonax, и от отечественных — Step Up и Suprotek. Стоимость варьируется от 400 до 1 000 рублей.
В состав входят различные спирты, аммониевые соединения, хлориды, фенолы и другие. По информации, полученной нами из Московского городского центра дезинфекции, эти вещества действительно используются в борьбе с вредными микроорганизмами.
В инструкции к пенообразователю сказано, что часть его следует передать по трубе непосредственно в вентиляционные каналы, а другую часть — прямо на испаритель. Доступ к нему затруднен, но вы можете попробовать вставить трубку в дренажное отверстие под капотом. Через некоторое время пена превратится в жидкость, и вам нужно будет просушить вентиляционную систему, включив нагреватель и вентилятор. Остатки продукта могут вылететь из дефлекторов и попасть на сиденья и другие части салона. В целом, этот метод кажется нам наименее аккуратным.
При очистке спреем гораздо меньше хлопот. Просто уберите все вещи из салона, переключите «климат-контроль» в режим рециркуляции, поместите спрей между передними и задними сиденьями и включите его. Разумеется, окна и двери автомобиля должны быть закрыты. Таким образом, система вентиляции будет прогонять антибактериальный туман через себя, включая воздуховоды и испаритель. В идеале капли должны осаждаться на «климатических» частях и дезинфицировать их.
Кстати, такую нехитрую дезинфекцию распылением предлагают некоторые «гаражные» службы.
При работе с аэрозолем важно помнить о салонном фильтре. Дело в том, что во многих автомобилях воздух проходит через фильтр даже в режиме рециркуляции, поэтому если его не удалить, то относительно крупные аэрозольные частицы просто осядут на фильтре, и процедура потеряет смысл. В наших тестах мы использовали очистители, которые, согласно инструкции, не требуют снятия салонного фильтра. При использовании других очистителей эта операция может оказаться необходимой. Не стоит беспокоиться о безопасности антибактериальных спреев, которые попадают на прилавки легально, поскольку их производство и продажа возможны только после получения свидетельства о государственной регистрации. Для этого проводится проверка химического состава, токсикологическая экспертиза и тесты на эффективность. Во время испытаний в специальных стерильных боксах проверяется воздействие средства на микроорганизмы, находящиеся в воздухе, и на различные поверхности. Положительный отчет выдается, если продукт убивает не менее 95% паразитов. Это не ложь! В лабораторных условиях дезинфицирующие средства действительно работают. Но одно дело — распылять аэрозоль в пустой камере, а другое — в автомобиле со сложной системой вентиляции с множеством труб и заслонок. Спрей может просто не достигать всех зараженных участков.
Составные элементы
В целом, автомобильный кондиционер состоит из:
- Компрессор;
- Линии высокого и низкого давления;
- Конденсатор;
- Осушитель;
- Терморегулирующий клапан или заслонка;
- Испаритель;
- Электрооборудование (датчики температуры, электровентиляторы, электромагнитная муфта и т.д.).
Все эти компоненты соединены в линии, поэтому система закольцована и герметична. Основным рабочим элементом в системе кондиционирования является хладагент (фреон) — вещество, обеспечивающее поглощение и выделение тепла.
Компрессор и его привод
Компрессор — это устройство, повышающее давление хладагента. Это создает давление и позволяет фреону продолжать движение по системе. Существует несколько типов компрессоров, используемых в автомобильном секторе, которые имеют различную конструкцию. Наиболее распространенными являются ротационные кулачковые и поршневые компрессоры, хотя есть и более интересные конструкции, например, компрессор типа Ванкеля.
Конструкция поршневого компрессора
Компрессор — это тип сепаратора, который разделяет всю систему на контур высокого и низкого давления. Контур высокого давления включает все компоненты до испарителя, а контур низкого давления включает только линию от испарителя до компрессора.
Компрессоры, используемые в автомобилях, обычно механические и приводятся в действие коленчатым валом через ременную передачу. Но поскольку кондиционер не используется постоянно, привод оснащен механизмом, который отключает компрессор. Как правило, в качестве такого механизма используется электромагнитная муфта. Реже, но также электрически, компрессор приводится в действие электродвигателем. Этот тип привода используется в электромобилях.
Другой тип привода — комбинированный, который используется в некоторых гибридных моделях. В таких автомобилях компрессор может работать от электродвигателя (при работе от аккумуляторов) и от коленчатого вала (при работе двигателя внутреннего сгорания).
Магистрали
Шланги высокого давления предназначены для выдерживания значительных нагрузок и температур. Когда фреон сжимается компрессором, давление хладагента значительно возрастает — до 250 — 270 кПа. При этом сжатие сопровождается сильным нагревом вещества (до 150 градусов Цельсия). Поэтому к линиям высокого давления предъявляются жесткие эксплуатационные требования.
Трубопроводы низкого давления представляют собой обычные трубы, поскольку после испарителя давление хладагента значительно падает, и фреон течет по трубе практически при атмосферном давлении.
Конденсатор
Конденсатор — это место, где хладагент переходит из газообразного состояния в жидкое и активно используется для выработки тепла. Конденсатор — это простой радиатор (обычно из алюминиевого сплава), оснащенный вентиляторами.
Расположение конденсатора в автомобиле
Для того чтобы произошло изменение агрегатного состояния хладагента, необходимо отвести тепло. По этой причине конденсатор расположен в передней части автомобиля под радиатором системы охлаждения. Это обеспечивает поток воздуха, который отводит тепло от конденсатора во время движения автомобиля и таким образом позволяет фреону конденсироваться. Если поток воздуха недостаточен, он нагнетается вентиляторами.
Осушитель
Постоянные перепады температуры приводят к кристаллизации влаги внутри системы (в кусочки льда), что может повредить компоненты кондиционера, прежде всего компрессор. Для предотвращения этого в конструкцию был добавлен осушитель воздуха. Это сосуд со специальным наполнителем, который удаляет влагу.
Осушитель для кондиционеров
ТРВ, дроссель
ТРВ — это клапан, который обеспечивает контроль давления в системе, а также место, где начинается испарение хладагента.
Типы и конструкции расширительных клапанов
Не во всех автомобилях используется ТРВ. Некоторые производители автомобилей используют вместо этого дроссельную заслонку и аккумулятор (в основном в системах с кондиционером). Дроссель действует как клапан регулирования давления, а аккумулятор — как расширительный бак, в котором сохраняются излишки фреона.
Электрооборудование
Электрическая система отвечает за установку температуры, управление кондиционером и принудительную циркуляцию воздуха.
Необходимая температура поддерживается с помощью ряда температурных датчиков:
- температура охлаждающей жидкости;
- переключатель температуры вентилятора радиатора;
- температура испарителя.
Электрическая схема кондиционера Variant
Другие датчики и элементы управления могут отличаться в зависимости от модели автомобиля.
Управление оборудованием осуществляется с помощью блока, установленного на передней панели. Элементы управления активируют кондиционер и регулируют температуру.
Зачем проводится чистка кондиционера автомобиля
Автомобильный кондиционер требует периодического внимания и обслуживания. Его своевременная очистка исключает возникновение непредвиденных поломок и непредвиденных расходов, а также проблем со здоровьем. Дело в том, что внутри устройства существует идеальная среда для роста и размножения различных бактерий. Когда кондиционер работает, внутри него образуется влага, которая смешивается с пылью и грязью, попадающими внутрь вместе с воздухом. Это говорит о том, что не следует пренебрегать чисткой кондиционера. Помимо вышеперечисленных нюансов, накопление грязи влияет на производительность устройства, затрудняя поддержание нужной температуры в жаркий день, а появление неприятного запаха в салоне станет последним симптомом, указывающим на неисправность устройства.
Система кондиционирования воздуха автомобиля состоит из нескольких компонентов, правильная работа которых зависит от своевременной очистки и обслуживания
Периодичность обработки кондиционера
Наиболее точную информацию о чистке кондиционера можно найти в руководстве по эксплуатации автомобиля. Если по определенным причинам невозможно определить периодичность, профилактические меры следует проводить один или два раза в год, следуя рекомендациям экспертов. Если вы или ваши родственники страдаете аллергией, вам следует чаще проводить антибактериальные процедуры. В то же время необходимо учитывать, как часто используется автомобиль и кондиционер, каков климат в вашем регионе и по каким дорогам вам приходится ездить. Как правило, чистка автомобильного кондиционера проводится весной до его использования или осенью после. Однако никто не запрещает проводить чистку в любое время.
Признаки, при которых необходима дезинфекция
Существует несколько признаков того, что прибор требует обслуживания:
- Появление необычных шумов. Они могут быть разных типов: треск, гудение или свист.
- Неприятный запах. Он может присутствовать в салоне всегда, но усиливается при включении кондиционера.
- Влажность. Если вы заметили, что при включении кондиционера из воздуховода начинает появляться влага, это говорит о том, что устройство нуждается в срочной чистке.
Последствия бактериального загрязнения кондиционера
Неприятный запах — это половина успеха. Это вызвано скоплением конденсата на змеевике испарителя. В конденсате могут скапливаться грибки, бактерии и плесень, которые со временем покрывают внутреннюю поверхность воздуховодов. Постепенно уровень отложений увеличивается до такой степени, что вызывает неприятный запах при включении кондиционера. Однако нюанс заключается не только в запахе, но и в опасности, которую бактерии представляют для человеческого организма.
Несвоевременная чистка кондиционера приводит не только к появлению неприятного запаха в жилом помещении, но и к повреждению компонентов системы.
Кроме того, дорожная грязь между двумя радиаторами (системы охлаждения и кондиционера) вызывает сбои в работе компрессора, что может привести к его преждевременному выходу из строя. Грязь вызывает коррозию алюминиевых компонентов системы кондиционирования воздуха, что приводит к утечке фреона.
Назначение и устройство испарителя
Все автомобилисты видели радиатор системы охлаждения. Это первое, что вы видите, когда открываете капот. Испаритель очень похож на радиатор, но меньше по размеру. По его трубкам течет охлаждающая жидкость, а воздух из салона или внутреннего пространства автомобиля обдувает жилы испарителя и охлаждается.
Теплообмен происходит между холодным фреоном внутри испарителя и теплым воздухом снаружи. Уже охлажденный воздух поступает в систему вентиляции салона и распределяется в соответствии с заданной конфигурацией распределительных клапанов. Поскольку охлажденный воздух имеет определенный процент влажности, на испарителе образуется конденсат. Для его сбора и отвода под ним устанавливается поддон, соединенный с дренажной трубой.
Функция испарителя
Этот узел является одним из основных в автомобильном кондиционере. Именно здесь хладагент, который поступает в камеру в газообразном состоянии, смешивается с нагретым воздухом, поступающим из салона. Испаритель обычно устанавливается в отсеке непосредственно за передней панелью; поэтому он занимает относительно небольшую площадь и имеет достаточно высокую теплоотдачу. При включении автомобильного кондиционера теплый воздух салона проходит через трубки испарителя, заполненные фреоном, охлаждается и поступает обратно в салон.
Хладагент подается на вход испарителя под низким давлением и при столь же низкой температуре. Происходит теплообмен — фреон забирает тепло из воздуха и нагревается, а воздух заметно охлаждается. Если температура воздуха достаточно высока, фреон испаряется, и часть его переходит из жидкого состояния в газообразное. Процесс контролируется термостатическим расширительным клапаном, который дозирует объем хладагента, поступающего в испаритель, для достижения оптимальных характеристик теплопередачи. Слишком большое количество хладагента ухудшит теплопередачу, так как давление хладагента будет увеличиваться с ростом температуры, автоматически уменьшая объем испаряемого фреона.
Воздух в салоне автомобиля всегда содержит определенное количество влаги. Эта влага конденсируется при прохождении через испаритель и выводится через дренажную трубу. Если вы заметили лужицу воды там, где автомобиля нет, это конденсат. Осушение воздуха преследует две цели: оно делает воздух более комфортным для людей и помогает быстрее высушить запотевшие окна.
Причины неприятного запаха
Когда кондиционер включен, внутри автомобиля ощущается неприятный запах гнили, плесени и вони. Это происходит из-за бактерий, оседающих на испарителе. Сочетание влаги от конденсата и грязи создает для них идеальную питательную среду.
Помимо зловонного «аромата», такая ситуация также представляет угрозу для здоровья жильцов. Вдыхание грибковых спор и патогенных микроорганизмов приводит к аллергическим реакциям и респираторным заболеваниям. Поэтому целесообразность очистки испарителя кондиционера не вызывает сомнений. Все автовладельцы согласны с тем, что это нужно делать, но каждый выбирает наиболее подходящий способ.
Как часто производить чистку испарителя
Хотя саму водосточную трубу можно прочистить без проблем, в большинстве случаев добраться до нее довольно сложно. Таким образом, эта операция обычно выполняется одновременно с общей очисткой системы кондиционирования воздуха. Большинство производителей рекомендуют выполнять эту операцию через 2-3 года, если автомобиль новый, и каждый год, если старый. Эти значения могут корректироваться внешними факторами: климатическими условиями, в которых эксплуатируется автомобиль, а также дорожными условиями. Очевидно, что если дорожные условия далеки от идеальных, а местный климат большую часть времени теплый или жаркий, рекомендуемый период должен быть сокращен. Напротив, в регионах с преимущественно холодным климатом загрязнение испарителя минимально, поэтому очистка должна проводиться гораздо реже.
Частота и способы очистки испарителя
Производители автомобилей рекомендуют различные интервалы очистки, в зависимости от состояния автомобиля и его эксплуатации. На новом автомобиле испаритель кондиционера следует чистить в первый раз после двух лет эксплуатации, а затем каждый год.
Если автомобиль эксплуатируется в жарком и влажном климате с частым запуском системы A/C, время между техническим обслуживанием A/C сокращается вдвое. В более холодном климате испаритель требует менее частой очистки. Появление неприятного «запаха» свидетельствует о необходимости внепланового обслуживания кондиционера и удаления загрязнения колониями микроорганизмов из его компонентов.
Есть два основных способа сделать это: с помощью химических реагентов и механически. Первый способ довольно прост и может быть использован любым автовладельцем. При втором способе потребуется демонтаж испарителя кондиционера и нарушение целостности фреоновой системы. Такая работа требует как знания конструкции автомобиля, так и специальных навыков работы с фреоном. Не рекомендуется выполнять его самостоятельно, лучше обратиться к профессионалам.
Применение химических средств
Выбор готового средства в магазине автохимии может занять много времени: каждый год появляются десятки новых продуктов. Достаточно выяснить у продавца, какие агенты чаще покупают. Скорее всего, именно самые популярные химикаты покажутся наиболее эффективными.
Спреи могут удалить незначительные пятна. Они отлично подходят для первой мойки нового автомобиля. Пены хороши для сложных пятен.
Если в течение некоторого времени в вашем автомобиле ощущается запах и сырость, это означает, что грязь прочно въелась в поверхность радиатора испарителя. В этом случае лучшим решением будет использование пенного очистителя.
К каждому баллончику прилагается инструкция по применению. Процедура более или менее одинакова и состоит из следующих шагов:
запустите двигатель автомобиля;
- включите кондиционер и установите режим рециркуляции воздуха на максимальную мощность;
- установите баллон в зоне отопителя со стороны сиденья переднего пассажира и нажмите на клапан (там расположен воздухозаборник системы кондиционирования);
- после распыления указанного на этикетке количества препарата закрыть окна и двери и подождать указанное в инструкции время;
- выключите кондиционер и тщательно проветрите салон.
Если после этих действий неприятный запах сохраняется, возможно, необходимо использовать пенный очиститель или механическое средство для удаления. Баллончик с пеногасителем поставляется с длинным гибким шлангом. Сняв салонный фильтр, установите его на банку и протолкните в область испарителя. Затем заполните пеной все воздушные каналы радиатора испарителя и выпускную трубку. Выждав указанное в инструкции время, запустите двигатель и включите кондиционер, поочередно активируя все его режимы. Последний шаг — качественная вентиляция салона автомобиля.
Существует несколько рецептов самостоятельного приготовления дезинфицирующего и моющего состава. Чистка кондиционера автомобиля своими руками с использованием хлоргексидина, хлорамина В или лизоформа 3000 считается более опасной для здоровья и пластиковых деталей салона. Эксперты не рекомендуют часто использовать самодельные растворы.
Препарат с хлоргексидином менее вреден для пластиковых деталей автомобиля и поэтому используется чаще. Используйте готовый 0,05%-ный раствор или разведите в равных пропорциях с торговым спиртом. Залейте дезинфицирующий состав в распылитель с длинным носом и распылите его на все доступные части испарителя. Затем запустите двигатель, включите кондиционер и распылите дезинфицирующее средство в воздухозаборнике. Через 10-15 минут выключите двигатель и проветрите салон автомобиля.
Дезинфекторы для испарителя
Регулярный уход за испарителем автомобильного кондиционера помогает избавиться от неприятных запахов. Вы можете очистить его самостоятельно. Специальные средства продаются в магазинах, также можно использовать более дешевые домашние методы.
Профессиональные
В продаже имеются очистители автомобильных кондиционеров в виде спрея и пены. Чтобы использовать некоторые из них, необходимо снять салонный фильтр. Узнать, потребуется ли такая манипуляция, можно, прочитав информацию на банке.
Дезинфекция испарителя проводится с помощью аэрозольного препарата:
Время воздействия химического вещества указано на банке. После распыления окна и двери автомобиля должны быть полностью открыты, чтобы химикат рассеялся.
Народные средства
Существуют также народные способы очистки испарителя автомобильного кондиционера. Для этого можно использовать «Лизол» или «Хлоргексидин». Это делается следующим образом.
Другие средства, которые можно купить в любой аптеке, такие как «Хлорамин В» или «Лизоморфин 3000», также можно использовать для очистки автомобильного кондиционера. Они также помогают избавиться от бактерий и неприятных запахов.
Для очистки кондиционера обычно достаточно одной обработки. В некоторых случаях его можно проводить несколько раз с интервалом в один день. Если повторная процедура не помогла, проверьте исправность салонного фильтра.
Чистка автомобильного кондиционера своими руками позволяет сэкономить деньги и быстро избавиться от неприятных запахов, бактерий и других загрязнений. Однако если вы не уверены или подозреваете неисправность в системе кондиционирования, лучше воспользоваться помощью профессионала. Это поможет вам сэкономить время и энергию и восстановить работоспособность системы охлаждения.
Чистим подручными средствами
Приятным сюрпризом является то, что можно не только эффективно очистить кондиционер автомобиля, но и сделать это простыми и доступными средствами, полностью исключив необходимость приобретения дорогостоящих чистящих средств.
Весь секрет в том, что производители таких средств, с помощью которых нам предлагают чистить кондиционеры в автомастерских, сами указывают химический состав на упаковке продукта.
В качестве примера можно рассмотреть упаковку «Кондиклайн», начальная стоимость которой составляет около 300 рублей за 200 мл.
Препарат содержит 0,05% хлоргексидина биглюконата.
В аптечных сетях 0,05% раствор хлоргексидина биглюконата имеет цену около 10 рублей за 100 мл.
Появляется возможность значительно сократить расходы на проведение необходимых работ с меньшими затратами.
Продолжите список доступных средств и как их использовать.
Использование хлорамина B.
Концентрируется на дезинфекции различных поверхностей, посуды, медицинских предметов и т.д.
Используется для профилактической дезинфекции в инфицированных областях.
Добавьте 1 столовую ложку порошка в литр воды и залейте готовый раствор в пульверизатор для получения тонкого тумана (достаточно бытового пульверизатора).
Салонный фильтр автомобиля снимается, включается кондиционер, вентилятор устанавливается на максимальный режим, и готовый раствор распыляется в зоне посадки салонного фильтра.
Двери автомобиля должны быть открыты, а воздушные дефлекторы должны быть закрыты текстильным материалом, чтобы предотвратить попадание раствора.
Хлоргексид.
Другой способ очистки кондиционера — использование Хлоргексидина. Все, что вам нужно, это готовый 0,05 % раствор, о котором мы писали выше.
Для повышения эффективности рекомендуется смешать этот раствор со спиртом в соотношении 1:1.
Другие препараты.
Также можно очистить кондиционер с помощью препаратов Desihand, Desiskrab и Desin, но они стоят немного дороже, так как имеют более высокую концентрацию и объем.
Хорошо подойдет «Лизоформин 3000», который предназначен для дезинфекции поверхностей в помещениях, борьбы с плесенью, дезинфекции медицинских объектов и дезинфекции особо опасных инфекций.
Для получения 5%-ного раствора разведите 50 мл препарата в 1 л воды.
Но кто бы что ни говорил, для полной и правильной очистки кондиционера в автомобиле необходимо снять испаритель.
Не каждый сможет это сделать, тем более что в будущем потребуется дозаправка кондиционера, а такую работу лучше доверить профессионалам.
Чистка кондиционера машины в домашних условиях
Очистка кондиционера включает в себя его дезинфекцию специальными средствами. Необходимо подробно остановиться на том, как их использовать и какие существуют методы лечения.
Дезинфекция кондиционера своими руками
В промежутках между ежегодным профессиональным обслуживанием кондиционеров рекомендуется самостоятельно дезинфицировать кондиционер в квартире при очистке фильтров.
Самым простым способом является спрей — он выпускается с оптимальной концентрацией активного вещества. Продаваемые гранулы или концентрат следует растворить в воде в соответствии с инструкцией. Слишком большое количество химиката может повредить защитные покрытия и впоследствии вызвать коррозию металлических частей оборудования. Приготовленный раствор можно наносить с помощью распылителя.
Для дополнительного обеззараживания неплохо добавить в сливной поддон таблетированное дезинфицирующее средство, которое поможет очистить трубу для отвода конденсата изнутри.
Виды и последовательность очистки системы
Автомобильный кондиционер можно очистить одним из следующих способов
- химически;
- механически.
В первом случае используются аэрозоли и пены. Следует отметить, что аэрозоли только дезинфицируют систему кондиционирования, а пены еще и очищают ее. Механический метод используется в тех случаях, когда химические средства не помогают, а неприятный запах остается в салоне. Процедура сложна, поскольку необходимо снять испаритель в блоке нагревателя. Для химической обработки рассматриваемого устройства можно использовать продукты следующих производителей:
- Шаг вперед (пена);
Очиститель Step Up предназначен для профессиональной очистки и дезинфекции испарителей и воздуховодов автомобильных кондиционеров. - Liqui Moly Klima Anlagen Reiniger (пена);
- Очиститель кондиционера Mannol (пена);
- Sonax Clima Clean Antibacteriell (пена);
Антибактериальный очиститель кондиционера SONAX рекомендуется использовать раз в несколько месяцев. - Очиститель кондиционера взлетно-посадочной полосы (спрей);
- BON BN-153 (спрей);
- Вюрт (спрей).
- Атас Плак (пенопласт);
- Кармат (дымовая шашка).
Химический способ
Выбрав пену или спрей, можно приступать к очистке кондиционера. В принципе, все агенты снабжаются трубкой. Аэрозольная обработка осуществляется следующим образом:
- Запустите двигатель.
- Включите кондиционер и выберите режим рециркуляции на максимум.
Включите кондиционер и выберите максимальный режим рециркуляции. - Поместите баллончик с антибактериальным средством возле отопителя со стороны водителя или пассажира, рядом с воздухозаборником и распылите средство.
Распылите баллончик со специальным средством рядом с отопителем со стороны водителя или пассажира, рядом с воздухозаборной трубкой. - Закройте двери и окна и подождите указанное в инструкции время.
- После обработки выключите кондиционер и проветрите салон.
Если вам необходимо использовать средство, активированное пеной, процесс состоит из следующих шагов:
- Снимите салонный фильтр.
Снимите салонный фильтр, положение которого одинаково во всех автомобилях - Наденьте трубку на канистру, через которую пена подается в испаритель.
Поместите баллон с пеной на трубку, по которой хладагент подается в испаритель - Заполните воздуховоды чистящим средством. Иногда в инструкции указано, что пену можно вводить через дренажное отверстие.
Заполните воздуховоды пеной в соответствии с инструкциями - Согласно инструкции, подождите некоторое время, запустите двигатель и включите кондиционер, затем дайте ему поработать 5-10 минут, выбирая различные режимы.
- Выключите кондиционер и проветрите салон.
Видео: чистка автокондиционера пеной
Подручные средства
В зависимости от выбранного дезинфицирующего средства, вам придется заплатить около 150-1000 р. Недорогие чистящие средства могут быть не только неэффективными, но и наполнить интерьер не очень приятным запахом, который трудно удалить. Однако для эффективного антибактериального лечения необязательно покупать дорогие средства: можно использовать подручные средства. Следующие продукты помогут устранить неприятный запах в салоне автомобиля:
- Хлорамин B;
- ЛИЗОФОРМИН 3000;
- Хлоргексидин.
Одним из доступных очистителей автомобильных кондиционеров является хлоргексидин.
Суть обработки заключается в приготовлении рабочего раствора порошкообразного вещества, например, хлорамина Б, который разводится водой (1 столовая ложка на 1 литр воды).
Приготовление продукта заключается в смешивании его с водой в указанной пропорции.
Полученную жидкость выливают в подходящую емкость с помощью распылителя. Во время обработки вышеупомянутым средством все двери в автомобиле должны быть открыты. Процесс дезинфекции аналогичен нанесению пены.
Если не удается удалить неприятный запах из салона автомобиля вышеуказанными способами, очистите кондиционер механическим способом.
Хлоргексидин
Самый простой и доступный способ борьбы с запахом — обработка испарителя хлоргексидином или аналогичными дезинфицирующими средствами, продающимися в аптеках. Они дешевы и эффективны.
Хлоргексидин выпускается в виде готового раствора, который нужно смешать со спиртом в соотношении 1:1.
Примечание: используется медицинский спирт, купленный в аптеке. Технический спирт, даже если он этиловый, загрязнен и сам имеет неприятный запах.
Пенный очиститель
Этот тип продукта действует непосредственно на испаритель и дренажную систему. В отличие от раствора или аэрозоля, пена очищает систему от загрязнений, удаляя вместе с ними микроорганизмы (плесень, бактерии).
Видео: бюджетный способ очистки кондиционера автомобиля
Механический способ
Для механической антибактериальной обработки блока кондиционера потребуются инструменты для снятия приборной панели. Также необходимо заменить фреон, прокладки и фитинги. Процесс очистки происходит в следующем порядке:
- Чтобы получить доступ к испарителю, снимите приборную панель.
Для механической очистки кондиционера снимите приборную панель - Удалите фреон из системы. При необходимости снимите нагреватель, чтобы получить доступ к соединениям испарителя.
- Отсоедините все датчики и разъемы, чтобы снять радиатор (испаритель).
Снимите радиатор теплообменника и посмотрите, насколько он загрязнен - Для удаления грязи с устройства используйте мыльный раствор.
Удалите грязь с радиатора с помощью мыльного раствора. - После завершения процедуры очистки установите на место все ранее снятые компоненты, а затем снова закачайте хладагент.
Несмотря на сложность процесса, механический метод является более эффективным.
Необходимые инструменты и материалы
Чтобы выполнить эту работу своими руками, вам понадобятся следующие инструменты и материалы:
Пошаговая инструкция
Полный список шагов по очистке кондиционера выглядит следующим образом:
Замена салонного фильтра
Основная функция салонного фильтра заключается в очистке воздуха, поступающего в автомобиль. Состояние этого элемента напрямую влияет на правильную работу нагревателя, кондиционера и системы вентиляции. Необходимость замены фильтра возникает при запотевании стекол, появлении неприятного запаха и ухудшении работы обогревателя и кондиционера.
Мы рекомендуем заменять фильтрующий элемент каждые 10 000-25 000 км, в зависимости от условий эксплуатации автомобиля.
Фильтр салона очищает поступающий воздух и должен заменяться каждые 10-25 000 км.
Чаще всего фильтр располагается рядом с испарителем. Он изготавливается из гофрированной бумаги с целлюлозными или синтетическими волокнами, часто с углеродной пропиткой, и имеет прямоугольную форму. Чтобы заменить салонный фильтр в конкретном автомобиле, прочитайте руководство пользователя. Сам процесс включает в себя удаление использованного продукта и замену его новым.
Видео: замена салонного фильтра на примере Toyota Corolla
Чистка элементов системы кондиционирования
Система кондиционирования воздуха в салоне включает такие основные компоненты, как испаритель, радиатор, салонный фильтр и воздушные каналы. Давайте рассмотрим очистку каждого из них.
Чистка радиатора и воздуховодов
Прежде всего, необходимо очистить воздушные каналы и радиатор соответствующей системы, удалив из них пыль и грязь. Воздушный компрессор используется для подачи сжатого воздуха к компонентам системы. Процедура состоит из двух этапов:
- Радиатор очищается с помощью сжатого воздуха или специальных средств. Обычно он расположен рядом с радиатором системы охлаждения в моторном отсеке.
Радиатор очищается сжатым воздухом или путем промывки. Радиатор системы охлаждения также может быть очищен - Используя тот же компрессор, продуйте решетку воздухозаборника, расположенную под ветровым стеклом. Через этот элемент воздух поступает в салон. Таким же образом продуваются вентиляционные решетки в салоне, поскольку во время работы на них также оседает пыль, вредная для человеческого организма.
После выполнения описанных действий можно приступать к дезинфекции испарителя автомобильного кондиционера.
Видео: чистка радиатора кондиционера на Mazda 3
Чистка испарителя
Большое количество различных бактерий оседает на испарителе, вызывая неприятный запах. Поэтому под очисткой автомобильного кондиционера многие подразумевают испаритель, о лечении которого шла речь выше.
Основные ошибки использования автокондиционера
Хотя большинство современных автомобилей оснащены кондиционерами, немногие автомобилисты знают, как правильно пользоваться кондиционером в автомобиле. Он вызывает дискомфорт при передвижении, особенно при длительных поездках, а также возникновение простудных и легочных заболеваний. В целом можно выделить четыре основные ошибки.
- Вентиляция. Это необходимо сделать для удаления вредных веществ, которые образуются при испарении пластиковых компонентов в салоне автомобиля.
- Используйте только в жаркую погоду. Чтобы избежать запотевания окон снаружи, можно перед жарой включить «кондиционер» и постепенно снижать температуру его воздуха.
- Поток воздуха к себе. Поток холодного воздуха, направленный на область груди, может привести к простуде и сердечно-сосудистым заболеваниям.
- Температура воздуха слишком низкая. Резкое изменение температуры наружного воздуха и воздуха внутри автомобиля может привести к простудным заболеваниям.
Однако, помимо умения пользоваться кондиционером летом, вы должны знать, как он работает и как его обслуживать. Если вы допустите ошибки, кондиционер вашего автомобиля будет работать не только хуже, но и может вообще выйти из строя.
Ошибки при обслуживании кондиционера в машине
Эксперты подробно описывают восемь основных ошибок, которые часто допускают автовладельцы при самостоятельном обслуживании системы кондиционирования.
- Они не проверяют регулярно давление охлаждающей жидкости в системе. Считается, что ежегодно из системы улетучивается до 10% фреона.
- Отсутствие профилактического обслуживания кондиционера в зимний период. Включение кондиционера зимой необходимо для смазки резиновых уплотнений и шлангов системы в холодное время года и для предотвращения коррозии на металлических поверхностях. Включайте кондиционер только тогда, когда автомобиль находится в теплом помещении (кабине, гараже) или в период оттепели (температура +2°C … +3°C и выше). Запускайте кондиционер хотя бы раз в три-четыре недели.
- Для дозаправки своими руками используется непригодный фреон. Перед дозаправкой или заменой фреона в системе важно точно знать, какой тип фреона рекомендован производителем системы кондиционирования. В противном случае фреон может быть несовместим с маслом в компрессоре, что может привести к быстрому выходу из строя компрессора, а также к низкой эффективности всей системы.
Дезинфекция и очистка системы кондиционирования воздуха
- Не дезинфицируйте радиатор-испаритель антибактериальным препаратом. Эту обработку следует проводить два раза в год, весной и осенью. Систему кондиционирования воздуха в вашем автомобиле следует регулярно чистить один или два раза в год (обычно весной и осенью). Вы можете сделать это самостоятельно с помощью очистителя кондиционера.
- Радиатор кондиционера регулярно не очищается от грязи. Это снижает эффективность системы и создает дополнительную нагрузку на компрессор. Аналогичные проблемы возникают, если перед радиатором установлена москитная сетка, предназначенная для фильтрации пыли и грязи.
- Система перегружена фреоном. Это типично при самостоятельной заправке фреона из аэрозольного баллона. Это приводит к снижению эффективности системы с точки зрения потребления при избыточном давлении в системе. По этой причине лучше не заправляться самостоятельно, а обратиться за помощью в соответствующий автосервис.
- Радиатор часто промывается. Радиатор и всю систему следует периодически чистить, но не злоупотреблять этим. Частая промывка может вызвать коррозию на металлической поверхности радиатора, особенно если она производится с использованием активной пены.
- Регулярной заменой фильтра салона пренебрегают. Его следует заменять в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля. Однако средний интервал замены салонного фильтра составляет примерно 10 000 — 20 000 км. Использование загрязненного салонного фильтра приводит к появлению в воздухе салона пыли и вредных микроорганизмов, а также неприятных запахов.
Как упредить появление запаха и отсрочить повторную дезинфекцию
Процедура дезинфекции и очистки автомобильного кондиционера понятна, но следует придерживаться определенных рекомендаций, чтобы использовать его как можно реже:
- своевременно заменять салонный фильтр;
- чтобы избежать образования влаги.
Если первый совет не вызывает сомнений, то во втором случае лучше осушить систему кондиционирования естественным путем, а не использовать обогреватель. В этом случае отключите охлаждение по крайней мере за пять минут до прибытия, оставив только вентилятор для осушения системы. Таким образом, конденсат будет образовываться в минимальных количествах, снижая вероятность появления неприятного запаха.
Периодическое техническое обслуживание системы кондиционирования воздуха вашего автомобиля сводит к минимуму возникновение неисправностей системы и необходимость дорогостоящего ремонта. После прочтения пошаговой инструкции дезинфекция устройства будет под силу каждому мотоциклисту. Если простые методы очистки не справляются с задачей, система кондиционирования нуждается в более тщательной обработке.
Способы профилактики появления неприятных запахов
Чтобы свести к минимуму дорогостоящую и трудоемкую чистку кондиционера, достаточно следовать простым рекомендациям. Во-первых, чаще меняйте салонный фильтр — он служит барьером для пыли и грязи в воздухе.
Во-вторых, старайтесь чаще осушать жилое помещение и систему охлаждения — не путем включения обогревателя, а естественным путем. Этого можно добиться, выключив кондиционер за 5-7 минут до выключения вентилятора — за это время он успевает как следует осушить систему кондиционирования перед остановкой автомобиля. Если вы возьмете за привычку выполнять такую операцию после каждого выхода на улицу, вы сможете свести к минимуму накопление конденсата в испарителе и тем самым значительно отсрочить появление стойких неприятных запахов.
Дополнительные советы
Существует простая рекомендация, следуя которой вы сможете продлить время между периодическими чистками автомобильного кондиционера в домашних условиях и при этом исключить появление неприятных запахов. Хорошей профилактической мерой является выключение кондиционера незадолго до парковки автомобиля. Это позволит влаге, имеющейся на испарителе, испариться через теплый наружный воздух. Результат — меньше бактерий и мусора в кондиционере!
И не забывайте менять салонный фильтр в соответствии с предписаниями. Нет смысла чистить его, так как эффективность такой чистки практически равна нулю. Фильтр не только уменьшит проникновение вредных бактерий и микроорганизмов в систему кондиционирования, но и предотвратит появление неприятных запахов. Потому что это еще одна дополнительная питательная среда для бактерий!
Следует отметить, что ошибки при эксплуатации кондиционера автомобиля неопытным водителем также могут привести к чрезмерному засорению и ухудшению работы системы кондиционирования. Поэтому их лучше избегать.