Как определить уровень грунтовых вод на участке

Как определить уровень грунтовых вод на участке

Как определить уровень грунтовых вод на участке

Во время всероссийской переписи населения в Ставропольском крае гастарбайтер из Дагестана поделился с переписчиком информацией о своей профессии, заявив, что он занимается укладкой плитки. Однако, мне кажется, что многим нашим согражданам, заполняя разные анкеты, было бы правильнее указывать в поле «Профессия» — дачник.

Наши дачники, даже случайно, становятся настоящими профессионалами в самых разных сферах. Обычный дачник имеет большой запас знаний о биологии и особенно ботанике, без обхода технологий растениеводства тоже не обойтись. Выпускники Тимирязевской академии специализируются по разным культурным растениям — кто на огурцах, кто на картофеле. Это многофункциональные дачники. Они хорошо разбираются в особенностях пасынкования помидоров и знают, как лучше сделать прививку яблони, будь то окулировка или аблактировка, и с легкостью поддержат разговор о ито-пионах.


Определение уровня грунтовых вод на дачном участке

Кроме того, дачник — это проектировщик и дизайнер, строитель — от фундамента до последующих этапов, включая отделку печной трубы. Знания о том, как замерить уровень грунтовых вод на своем участке, становятся для него просто необходимыми.

Основные сведения об УГВ

Грунтовые воды представляют собой одну из категорий подземных вод. Они размещены в верхнем слое почвы, который имеет возможность пропускать поверхностную воду и удерживать её в порах между частицами земли. Более детально о грунтовых водах можно прочитать в статье «Колодцы и скважины: какие бывают водоносные слои».

Что такое уровень грунтовых вод (УГВ)

Что такое уровень грунтовых вод (УГВ)

Уровень грунтовых вод — это глубина, на которой водопроницаемая горная порода полностью насыщена водой. Это происходит, когда дождевые или талые воды, просачиваясь из верхнего слоя почвы, заполняют все поры подземной породы. УГВ — величина переменная. Насытимость горных пород в первом водоносном горизонте зависит от количества осадков и температурных условий поверхности. Эта величина подвержена колебаниям в зависимости от сезона: увеличивается в дождливые летние месяцы и снижается в сухие периоды. Наивысший уровень грунтовых вод фиксируется весной после таяния снега и половодья, а также осенью, в период дождей.

Уровень воды в колодце соответствует уровню грунтовых вод

Оптимальное время для измерения УГВ зависит от цели его определения. Например, для строительных нужд важно знать максимальный уровень подъёма воды. А чтобы выбрать место под колодец, ясно, что если вода в колодце присутствует при минимальном уровне, значит, она будет и в другие времена года.

Разные регионы страны демонстрируют различные уровни грунтовых вод. В некоторых местностях они могут быть на поверхности, как в голландских польдерах. Уровень грунтовых вод в польдерах регулируется искусственно через дренажные системы и насосы, которые откачивают излишки воды.

Пейзаж Голландии. Польдеры

В общем, закономерность такова: на севере уровень выше, на юге — ниже.

Влияние уровня грунтовых вод

Каждому владельцу земли важно знать уровень грунтовых вод своего участка, так как это касается всех аспектов: от строительства домов до организации водоснабжения и системы канализации, а также высадки деревьев и создания грядок:

  • учёт УГВ при строительных работах
  • влияние уровня грунтовых вод на водоснабжение

Выбор между колодцем и скважиной зависит от УГВ

  • обустройство локальной системы канализации
  • высокий уровень грунтовых вод и садоводство
  • огородничество с повышенными показателями УГВ

Высокие грядки — решение для участков с высоким уровнем грунтовых вод

Информация о глубине, на которой располагаются подземные воды, а также о её максимальных и минимальных значениях в течение года — это важная часть заботы дачника. Но как можно определить уровень грунтовых вод на своем участке?

Способы определения уровня грунтовых вод на участке

Способы определения уровня грунтовых вод на участке

Существует два способа получить информацию о уровне грунтовых вод на земле: теоретический и практический. Начнем с теоретического подхода.

Первый способ — архивный

Чаще всего наши земельные участки располагаются в уже освоенных территориях. Специализированные исследования, касающиеся уровня грунтовых вод конкретного региона, уже могли быть выполнены и задокументированы на картах гидроизогипс (линии, объединяющие точки с одинаковыми высотами уровня безнапорных грунтовых вод).

Иллюстрация карты грунтовых вод. Фото с сайта gitest.ru

Рекомендуется обратиться в учреждения, которые занимаются мониторингом гидрогеологической ситуации в вашей местности, чтобы получить актуальные данные об уровне грунтовых вод вашего участка.

Единственный нюанс этого метода заключается в том, что карты создавались в советское время, когда осуществлялась программа глубокого геологического исследования страны, и их масштаб составлял 1:200000. Поэтому информация, полученная для небольшого дачного участка, может быть не совсем точной.

Второй способ: соседи

Узнайте, на какой глубине находится вода в соседних колодцах. Колодцы предназначены для добычи безнапорных грунтовых вод, поэтому уровень воды в них и будет уровнем грунтовых вод. Хотя стоит учитывать, что в пределах одного населенного пункта могут быть возвышенности и впадины, что может повлиять на точность измерений. Тем не менее, уровень грунтовых вод в общем повторяет форму поверхности, и таким образом можно получить представление об этой величине.

Загляните в колодец соседа

Третий способ: ботанический

Определить близость уровня грунтовых вод можно, наблюдая за растениями на своем участке. В античных текстах упоминаются виды растений, которые указывают на наличие воды в земле: «Признаки воды в описанных земных породах: там можно встретить тонкий камыш, тростник, ольху, витекс и другие растения, которые не могут расти без влаги» (Витрувий Поллион).

  • Заросли мать-и-мачехи свидетельствуют о наличии воды на глубине 1,5 м;
  • Полынь — от 3 до 5 м;
  • Конский щавель — от 2 до 3 м;
  • Ольха — 3 м;
  • Тополь и ива — от 1 м.

Четвертый способ: наблюдательный

Кроме растений, места с ближними подземными водами можно определить по скоплению мошек, образованию тумана или поведению домашних животных. Однако все эти знаки могут указывать не на высокий уровень грунтовых вод, а на верховодку.

Теперь давайте перейдем к практическим методам.

Пятый способ: экстрасенсорный

Пятый способ: экстрасенсорный

Для тех, кто увлекается магией и нетрадиционными методами, существует способ определения местоположения воды с помощью исследовательских методов, например, с использованием рогульки из ветки — лозы. В современных реалиях можно применять металлические рамки вместо веток.

Адепты этого подхода утверждают, что могут ощущать воду под землёй, и именно движения лозы или рамок указывают на ее наличие. Таким образом, данный метод также называют биолокацией. Подобно тому, как некоторые животные определяют своё местоположение посредством электромагнитного поля или ультразвука — как дельфины или летучие мыши.


Некоторые искренне верят в лжецедей.

Между прочим, предполагается, что таким методом можно найти не только воду, но и руду, клады, геопатогенные разломы и даже пропавшие люди. В эпоху Реформации во Франции с помощью этого метода эффективно определяли гугенотов.

Практикующие лозоходцы уверяют, что им по силам определить не только наличие воды, но и уровень грунтовых вод. Для этого применяют маятник. Если держать его над листом с цифрами и задать вопрос о глубине залегания воды, то на нужной цифре маятник должен начать колебаться.

Маятник не способен установить глубину УГВ

Но стоит отметить, что этот подход не имеет научного обоснования и относится к разряду псевдонауки. Такого мнения о лозоходстве придерживались ещё в Средние века. Хотя в этом методе есть определённый смысл: не обязательно использовать рогульки или маятники. Вероятно, люди, умеющие «чувствовать» воду, просто наблюдательны и обладают критическим мышлением. Это сказывается и на способности замечать индикаторные растения, и на внимательном отношении к местным колодцам и геологии региона.

Шестой способ: инструментальный

Метод определения местоположения подземных вод на основе нивелирования высот рельефа может применяться различными способами:

  • Барометрическое нивелирование
  • Геометрическое нивелирование
  • Гидростатическое нивелирование

Те, кто собирается искать воду, часто интересуются наличием специальных приборов для её обнаружения. Ищущие, несомненно, найдут: в интернете можно приобрести различные приборы. К примеру, устройство для поиска родников «Пульс» или китайский «Waterfinder». Однако отзывов пользователей об этих приборах не так много.

Гидрогеологи утверждают, что приборов, которые действительно могут обнаружить воду под землёй, не существует. С помощью эхолокации можно выявить трещины в горных породах на глубине, что может быть признаком наличия воды, но вовсе не обязательно — трещины могут быть и пустыми.

Последний способ: буровой

Последний способ: буровой

Специалисты в области бурения утверждают, что наиболее надежным методом для определения уровня грунтовых вод является пробное бурение. На участке создаются несколько скважин, из которых затем измеряется уровень воды, фиксируется дата бурения. Параллельно осуществляется анализ извлеченного керна — послойного образца грунта в цилиндрической форме. Наблюдения за изменениями уровня грунтовых вод проводятся в течение продолжительного времени. Чем больше будет пробуренных скважин и чем дольше произойдёт наблюдение, тем меньше будет погрешность в измерениях. Ученые отмечают, что уровень грунтовых вод изменяется циклично с периодичностью примерно 11 лет.

Скважина для мониторинга уровня грунтовых вод

Несомненно, многие не будут проводить столь длительные исследования на своих дачных участках. На практике часто оказывается, что из 3-4 пробуренных скважин лишь одна содержит воду, особенно если используется садовый бур, который создает лунки глубиной всего 1,5-2 метра.

Таким образом, представленными методами можно будет попытаться узнать уровень грунтовых вод. Однако не стоит обманываться ожиданиями точных данных о подземном устройстве вашей земли — результаты будут весьма приблизительными и не всегда надежными.

Методы, основанные на народных наблюдениях, дают лишь около 15-20% успешных результатов, в то время как пробное бурение, осуществляемое профессионалами на качественном оборудовании (не на шнековых буровых аппаратах, а с возможностью извлечения цельного керна), дает 60-80%. Кстати, процент «успешных» находок лозоходцев также попадает в рамки случайного выбора — около 10-13%.

  • Растения-индикаторы влажности почвы
  • Дренажные системы на дачном участке
  • Поверхностный дренаж на дачном участке
  • Практические аспекты водоотведения: поверхностный и глубокий дренаж
  • Дренаж дачного участка
  • Грядки-короба на моем огороде

Статья опубликована в разделах: грунтовые воды, оценка, методы, публикации. 39 комментариев 9 благодарностей за статью 10 в закладках 109940 просмотров.
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор статьи: NatashaPetrova АВТОР 7 ДАЧ. НаташаПетрова Красногородское 23 ноября 2016, 16:55
Поблагодарить! Вы поблагодарили 9993
Добавлено в избранное
Анна и еще 9 человек
Добавить в закладки
Комментарии (37)
23 ноября 2016, 20:40

Не знаю, какие сейчас студенты Тимирязевки, но не стоит говорить что-то плохое о предыдущих поколениях. Их обучали всему: от прививок и обрезки до посадки овощей и ягод. Крым, Терасполь, Астрахань, Приазовье, Пушкин, Львов — все эти места — этапы их обучения.

23 ноября 2016, 21:02

Ну да, как и стоматологов — их тоже обучали принимать роды, получая практические навыки. Но я говорю о специальности: в дипломе все равно указана специализация.

23 ноября 2016, 21:17

Мы бурили под сваи на глубину 2-2.20 м. Воды не обнаружили)) Это было в мае, а сваи заливали только через неделю. Возможно, у нас уровень воды низкий.

23 ноября 2016, 21:29

Круто, у вас получается: у нас даже бурить не нужно — ямку на три лопаты и вода уже на поверхности.

24 ноября 2016, 15:14

Наташа, не согласна с вашими словами о лозоходцах. Если у них такое низкое количество удачных находок, как вы утверждаете, то участок будет весь в ямах, и всё будет за их счет, поскольку при копке сразу помещаются кольца. Когда мы пытались выбрать место для колодца, нам предложили 3 варианта на выбор, но уровень воды заранее был известен от соседей. 16 колец. Представьте, если бы бригадир в 90% случаев ошибался в поиске воды? Он, кстати, не спрашивал нас о том, знаем ли мы уровень воды, просто продолжал копать ))
Знакомые пытались прорыть колодец в своем желаемом месте, и только на четвертой попытке при помощи профессионалов угадали. И представьте, какова была стоимость.

24 ноября 2016, 16:28

Катя, те, кто профессионально копает — имеют большой опыт. Обычно они работают в одном районе и знают, где может находиться вода. Плюс они основываются на наблюдениях и знаниях, например, если участок имеет определенные растения и конкретный ландшафт, то, скорее всего, уровень воды будет таким-то. Это результат обширного опыта, «сын ошибок трудных». Так же любой хороший маляр может определить, сколько мешков штукатурки потребуется, не подсчитывая в точности — с запасом в мешок или около того, давая практически правильный ответ. Я уверен, если спросить того, кто копал колодец для вас, как он начинал свою карьеру, вы обязательно услышите о его первых ошибках в выборе мест.

Как я уже говорила, сейчас множество информации о том, как провести биолокацию, чтобы определить воду на своем участке. Главное — научиться работать с рамками, верить в успех, сосредоточиться на кристально чистой воде и, возможно, гулять по своему огороду на восходе солнца…
Я общалась с местным работником, который копает колодцы, и он отметил, что лозоходство (он сам называет это «ЛОХОВОДСТВО») занимается в основном для дачников, когда заказчики из города, за дополнительную плату.

24 ноября 2016, 16:50

Нет, мы не заказывали поиск с рамками ))) но бригадир обошел весь участок с рамкой. Мне на самом деле все равно, каким способом он найдет воду, лишь бы нашёл. Мы спросили его о различных аспектах, но специалисты по бурению крайне суеверные и мало что рассказывают. Я их понимаю, на глубине действительно возникает страх, а когда начинает поступать вода, риск возрастает.

27 ноября 2016, 20:50

Я сам был убежденным материалистом и считал, что лозоходство — это обман. Но когда попробовал сам походить с «рамкой» — это были два Г-образно согнутых металла. У всех участников эксперимента проволока соединялась в одной и той же точке. Прежде чем осуждать это как шарлатанство просто из-за незнания механизма, попробуйте сами.

27 ноября 2016, 21:22

Во-первых, это только моё мнение. И механизм явления мне, как материалисту, не понятен. Во-вторых, я пробовала — не получилось. Видимо, как и в религии, нужно не знать, а верить. Это уже относится к сфере сверхъестественного, о чем я говорила.

27 ноября 2016, 21:47

Лозоходству уже сотни лет. Тут вера не при чем. Нужно изучать теорию и практиковаться. Вы же изучаете ботанику, а не просто верите в нее?

27 ноября 2016, 23:04

Я не спорю, что лозоходство существует уже много лет — об этом написано в статье. Каждый самостоятельно определяет, какая теория и практика ему интересны.
З.Ы. Пример с ботаникой неуместен: не нужно в неё верить, её нужно знать. Ботаника — это прикладная наука, тогда как лозоходство нет.

28 ноября 2016, 06:32

Однако лозоходство вовсе не является чем-то поклонением, это просто практика для тех, кто умеет ей пользоваться.
Я, увы, не умею, и поэтому не рискую отрицать.

28 ноября 2016, 11:56

Прикладное занятие и прикладная наука — разные категории. Вызывание дождя, магия Вуду, предсказание будущего с помощью магического шара и прочее — это тоже прикладные занятия для тех, кто умеет.

28 ноября 2016, 14:20

Наташа! Разве лозоходство сопоставляется с такими практиками, как магия?
Ну… мнение, как говорится, личное.
Лично я, если в чём-то не разбираюсь, не имею права утверждать свое мнение. Необходимо изучить вопрос и убедиться в его значимости или незначительности.

28 ноября 2016, 14:39

Людмила, вообще-то, да, ставится в один ряд. Но я не против лозоходства, точно так же, как и методов определения уровня грунтовых вод по обилию насекомых или растениям. Профессиональные гадалки действительно могут предсказать «что было, что будет», если заплатить за их услуги: они умеют считывать людей. Многие сами готовы открыться, делясь даже очень личной информацией.
И я уверена, что некоторые случаи «помощи» от экранов 90-х действительно помогали, хотя это, скорее всего, эффект плацебо.
Каждый вправе выбирать способ любой деятельности, который не противоречит закону, в том числе и выбор метода нахождения уровня грунтовых вод — самостоятельно или при помощи специалистов.

28 ноября 2016, 15:00

Это как я своему бывшему шефу сказала: «Это у меня в гороскопе написано!» — он чуть не упал со стула и начал вспоминать мое математическое образование… Я тогда и добавила, что иногда, когда нужно принять решение, где не хватает информации и времени на сбор данных — я подкидываю монетку, и довольно часто это дает с хорошими результатами.

28 ноября 2016, 17:56

Людмила, кажется, вы приводите в противоречие сами себя: чем же гадание по внутренностям черного петуха отличается от других методов? «… если я не разбираюсь в чем-то, не изучала это и не обладаю навыками, то не вправе высказывать свои суждения. Нужно внимательно изучить тему, чтобы понять, полезна она или нет» — выходит, вы в курсе петушиных потрохов, знакомы с этим и полагаете, что это не имеет смысла?
Мы формируем свое мнение о ходе полезности или бесполезности, основываясь на своих предпочтениях, как и с книгами — для нас наиболее ценными и увлекательными являются те произведения, которые отражают мысли, схожие с нашими.
В данной ситуации лозоходство кажется для вас приемлемым, а гадание по внутренностям — это суеверие. На мой взгляд, и то, и другое является заблуждением одного и того же порядка. Мне кажется, если бы мы попытались обсудить с теми, кто разбирается в гадании по внутренним органам домашних птиц, нас бы обеих просто освистали.
Катя (EkaterinaFedorovich) совершенно правильно заметила, что важен конечный результат, а не способом, которым копатель колодца добивается своей цели.
Со своей стороны, я лишь против того, чтобы поиск воды с использованием деревянной палочки включали в стоимость работ — предпочла бы оплатить более понятный метод для определения места колодца.
Также мне не нравится, что в наше время, когда интернет больше напоминает свалку информации, появляется много ресурсов, в которых предлагают простые способы найти воду на своем участке, используя рамки из проволоки или лозу, а затем делятся рекомендациями, как вручную выкопать колодец. Есть даже сайт с таким названием, где, в духе «как просто», рассказывается, как приготовить салат с рыбой и как диагностировать шизофрению.

28 ноября 2016, 16:42

Мы не занимались поиском воды. Нас интересовала труба под землей. Результат был стопроцентным, если труба металлическая и имеет диаметр не менее 10 см — рамка реагировала как на газовую, так и на водопроводную трубы. А колодец я выкопал там, где было удобно, основываясь на том, что в соседних колодцах присутствовала вода.

27 ноября 2016, 21:46
Г-образные проволоки и есть РАМКА
24 ноября 2016, 17:31

Возможно, рамки помогают сосредоточиться, как, скажем, четки во время молитвы.
Тем не менее, я, как скептически настроенный практик, считаю (на своем опыте), что этому может быть несколько иное объяснение. Например, знакомый сантехник, который ремонтирует котлы, как-то рассказывал о случае: ему вечером позвонил человек, у которого котел сломался зимой — семья мерзнет. Просит помочь — готов заплатить любые деньги. Сантехник озвучивает цену вызова, уточняет, что окончательная сумма зависит от сложности работы и необходимых деталей. Человек соглашается. Он доехал, проехав сто десять километров. Оказалось, дело пустяковое — сгорел предохранитель. Он заменил его, и вся работа заняла у него всего 15 минут. Когда он сообщил клиенту итоговую цену — стоимость вызова, цена предохранителя и работа — заказчик был в шоке: «Ты потратил 15 минут, почему я должен платить такие деньги?». С тех пор, если подобные ситуации повторяются, знакомый выставляет счет, как за полноценную работу: «работает» не менее полутора часов. Это он называет «симуляцией бурной деятельности».

24 ноября 2016, 17:35

На мой взгляд, в случае с колодцами большинство мастеров (судя по людям, я уже говорила о их индивидуальности) сразу озвучивают цену по телефону, которая не меняется (4000 за кольцо, работа + кольцо), а сроки зависят от сложности. У нас работа была завершена за два дня, рыли с рассвета до заката.

27 декабря 2020, 00:48

Я верю в лозоходство. Когда мы получили наш садовый участок, мы решили начать с колодца. Мы первыми в нашем товариществе решили его копать. У тещи был знакомый хирург, который занимался лозоходством. Мы пригласили его, чтобы он нашел водоносную жилу. С помощью ивовой лозы он отметил четыре места с водой на нашем участке в шесть соток. Он даже дал мне возможность пройтись с лозой, и в тех местах, где он указал на бурение, действительно происходила «реакция» лозы. Бурили мы в августе. Бурильщик тоже проверил наличие водоносной жилы, только он использовал два согнутых в форме буквы «г» электрода. Места поиска совпали, и мы пробурили ближе к планируемому месту строительства домика. Вода появилась на глубине шести железобетонных колец (6 метров) и, как раз, у нас было 7 колец — установили шесть в землю и одно сверху. На следующий день уровень воды достиг одного кольца.

27 декабря 2020, 13:33
Вера — дело интимное
28 декабря 2020, 23:11

Вера может быть разной: одни верят в Бога, другие — нет. В школьные годы (в тем более ранних классах) верили Хрущёву Н. С., что к 1980 году будем жить при коммунизме. А лозоходство, биорамки и маятники — это несколько иное, и только у немногих получается, у тех, кто не утратил связь с живой природой.

29 декабря 2020, 00:39

На мой взгляд, это и есть вера. Вы верите, а я — нет. Как в вопросе о Боге: одни верят в Отца, Сына и Святого духа, другие — что Бога, кроме Аллаха, нет, а третьи — в Просветленного. Есть и атеисты с агностиками. Те, кто, как вы говорите, «сохранили связь с живой природой», действительно могут предсказать наличие воды — они наблюдательны и знают о природе больше, чем остальные. Это связано с их умением обращать внимание на детали, которые другие упускают, и склонностью к анализу. Если полагать, что ветка ивы может служить каким-то барометром, который реагирует на влажность воздуха, это может быть логично: прутик сгибается и показывает, будет ли солнце или дождь. Но это происходит не мгновенно, а в течение времени — как минимум нескольких часов. Поэтому, на мой взгляд, для поиска воды на участке этот способ не слишком уместен — он слишком медленный и неясно, какую воду он указывает: подземную или дождевую. А вот как рамка из проволоки или два электрода показывают «сохраненную связь с живой природой» — это для меня остается загадкой. Почему бы не использовать шаманский бубен или лапку черной курицы, как другие артефакты в «демонстрации близости с природой» во время своих профессиональных обязанностей перед толпой верующих?

15 марта 2022, 05:46

Вера, безусловно, личное дело каждого, но не стоит отрицать то, чего сам не умеешь. Если я не владею строительством самолетов, это не значит, что каждый построенный самолет — это 13% случайности. То же самое касается вырытых колодцев и труб, нанесенных на топографические планы. Для работы с рамками ( лозой) тоже нужны навыки и правильное обращение, чтобы рамка заработала. Мой дедушка (из соседнего города) указал как точное место, так и глубину залегания водяной жилы (10 метров) с помощью вишневой ветки. И вера тут не играет роли — это исключительно многолетний опыт моего дедушки. Вероятность верного обнаружения воды на его практике составляет не 13%, а 100%, иначе о нем не знало бы так много людей, и он не был бы рекомендован. Он начинал с опыта своего учителя! Каждый из нас в свое время чему-то учился! И ребята с буровыми машинами тоже не начинают без разбора бурить 70-80 метровые водяные скважины — сначала они тщательно исследуют участок с рамками в руках, а только потом приступают к бурению. То же самое можно сказать и о профессиональных топографах — все знают, что такое топографический план земельного участка, и у каждого в документах на землю он есть. Открою страшную тайну — 90% всех подземных трубопроводов, нанесенных на ваши топографические планы, искали именно с помощью рамок шарлатаны с высшим геодезическим образованием. Я изначально не хотела ничего писать, понимая, что каждый останется при своем мнении, но просто не смогла молчать, услышав громкие слова о шарлатанстве… И еще: геометрическое нивелирование без вырытой ямы, хотя бы до верхнего уровня грунтовых вод (и это при условии, что УГВ располагается не ниже длины нивелирной рейки высоты установки нивелира), абсолютно не поможет. А если яму уже вырыли, то проще измерять ее простой рулеткой… В конечном итоге, нивелирование не является подходящим способом определения уровня грунтовых вод… Все сказанное — это не умаляет достоинств начала статьи.

15 марта 2022, 10:54

Вы действительно думаете, что в учебных заведениях готовят профессиональных топографов и буровиков с помощью рамок? И что геологи ищут нефть при помощи лозы? У меня для вас еще один вопрос: есть ли у вас на вашем участке много трубопроводов? Если да, то каких? У меня, например, нет ни одного трубопровода, кроме того, что мой муж проложил от колодца до дома. На самом деле, трубопроводы (а это: газ, магистральная канализация, водоснабжение, электрические кабели) не появляются в земле сами по себе — это же не природное явление, их создают люди. И, создавая, они наносят их на карты. Более того, проектировщики, обладающие специальными знаниями, разрабатывают планы с учетом различных геодезических факторов, включая топографические и гидрологические схемы. Поэтому не нужно никаких поисков с помощью приборов, лозы или шаманских ритуалов — они уже указаны на специальных картах, где указаны глубина, особенности закладки, конструкция трубопроводов и используемые материалы. Все трубопроводы и коммуникации имеют охранную зону, где нельзя проводить никакие работы или устанавливать жилые и дачные участки. Что же касается понятия «топографический план земельного участка» для дачи, то у меня есть кадастровый план, как это и положено по современным законам при оформлении собственности на землю. Но для получения топографического плана нужно делать специальный заказ. И вы действительно полагаете, что полосатая нивелирная рейка нужна для измерения глубины ямок? Когда вы идете к врачу, вы рассчитываете на то, что он будет ставить диагноз, используя научные методы и оборудование типа томографов, МРТ или УЗИ? Или вы ожидаете, что он будет ходить вокруг вас с бубном, произнося заклинания и махая, например, сушеной лапкой зайца? Что касается дедушки из соседнего города, вы сами написали — у него значительный опыт, основанный на многолетних наблюдениях наличия воды и ее примерной глубины залегания. А вишневая ветка — это просто часть ритуала. Возможно, она нужна ему, а может, для таких любителей, как вы. Вам же, без ветки, будет сложно поверить. Вот тут мне вспомнился пример, который, хоть и не совсем в тему, наглядно иллюстрирует. В многоквартирном доме застройщик установил индивидуальные котлы для отопления и горячего водоснабжения. Котлы фазозависимые, то есть, вилку нужно вставлять в определенном положении, иначе они не работают. У местного сантехника был постоянный заработок: его вызывали, когда котел не работал. Он приходил, переворачивал вилку и получал за это 500 рублей за «ремонт» котла. Прежде чем сделать это, он с умным видом нажимал на кнопки и даже открывал крышку, тыкая отверткой, чтобы произвести впечатление на клиентов о «сложности» работы.

15 марта 2022, 12:00

О нет! Я не считаю, я точно ЗНАЮ, чему учат профессиональных топографов в учебных заведениях! Чему обучают буровиков, не знаю, но предполагаю, что программы отличаются не сильно. Лучше бы учили работать с рамками! Первая фраза, которую вы слышите, приходя на работу после института: «Забудь весь бред, который ты учил эти пять лет!» С рамками действительно учат находить те самые «долбанные трубы» уже на производстве. Конечно, есть и более современные трассоискатели, но двадцать лет назад никто не слышал о таких чудесах, и рамки были нашим единственным инструментом!

Что касается «специальных карт», вы настолько наивны, что верите в их достоверность, или хотя бы актуальность? Последние действительно хорошие «специальные карты» были составлены в советское время, когда проводились масштабные изыскания и стройки. С тех пор многое изменилось, и много чего не отображено на этих же картах. Если Вася Пупкин решил протянуть трубу через улицу, ему совершенно не интересно, какие там специальные карты или какие институты! А топографы и кадастровики, находя те самые «пупкинские» трубы, снова применяют рамки и наносят их на «специальные карты».

Топографический план вместе с съемкой обычно служит основой для создания кадастрового плана вашего дачного участка. В документах должна присутствовать ситуационная схема расположения участка — это кусочек того самого топографического плана.

Что касается нивелирной рейки, я не думаю, я точно знаю, для чего она нужна и как ее используют. А вы? Из института помню, как пользоваться кипрегелем, мензулой и теодолитом, а сейчас уверенно работаю с электронными тахеометрами и GNSS наборами.

Теперь расскажу вам секрет по поводу трубопроводов — у меня их как минимум три: газовый, водопроводный и канализационный. Газ проходит по воздуху, остальные находятся под землей. У вас не так? А есть четвертая труба, лежащая под самыми воротами — водопровод, всего в 30 см от них. Если бы не топоплан участка и рамки, я бы сидела без воды и восстанавливала трубу.

Что касается геологов, которые занимаются поиском нефти, у них достаточно другой бюджет и инструменты, чем у дачников, и вряд ли они приедут к кому-то на дачу, чтобы определить, где вырыть колодец.

Если взглянуть на все изложенное, то можно повторить то, что я уже говорила ранее — каждый останется при своем мнении.

p.s. А наши врачи, даже с самым современным оборудованием, ставят диагнозы по звездам, и только при наличии врача! Не знаю, как у вас, но у нас с ними большие проблемы.

15 марта 2022, 13:38

«Я не думаю, я ЗНАЮ, чему учат профессиональных топографов» — вы профессиональный топограф? Или вы преподаватель в вузе, где готовят топографов? Не могли бы вы назвать свою Альма-Матер?
«При помощи рамок учат находить трубы» — а зачем их искать?
«Но двадцать лет назад никто не знал о подобных чудесах» — в 2000 году уже был интернет, в том числе и в России. Они что, никому не были известны?
«Вы верите в их правдивость и актуальность?» — Да, вы знаете, я достаточно «наивна», чтобы верить. Частью моей профессиональной деятельности было составление таких «специальных» карт (правда, в меньшем масштабе — не градостроительных, а более локальных). Без строительного плана, включая «специальную карту», невозможно обойтись, даже при прокладке трубопроводов. «Глобальные изыскания и стройки» продолжаются и сегодня, а не только в советское время. Можете сами проверить, что строят сейчас www.xn—-ctbbicca6c3afg9o.xn--p1acf
Время, кстати, не такое «махровое», как вы пытаетесь представить — большинство построенного в это время функционирует и по сей день. Просто выйдите на улицу и посмотрите. И не так уж давно это время кончилось — я сама родилась еще в Советском Союзе.
«если Вася Пупкин хочет протянуть трубу через улицу» — да, Вася Пупкин — чудесная личность, точно такая же, как Пушкин — столько всего натворил: куда ни плюнь — Пушкин знает, а Вася Пупкин делал. И да, именно он использует рамки для поиска труб.
«У вас все иначе?» — да, совершенно иначе. У нас нет газа, электричество — СИП от столба напротив. Водопровода и канализации тоже нет. Вода в доме — из колодца, выкопанного мужем, без рамки. Мы знаем, где находится труба от колодца, но для подстраховки она тоже указана на «специальной карте», которую, кстати, я и рисовала.
«А если бы не топоплан и рамки — сидела бы без воды» — если у вас был план, зачем вам искать трубу с рамкой? Любые коммуникации проложены не только по планам, но и с учетом логики, которую можно следовать, даже если «специальные карты» утеряны. Например, водопроводная труба проходит от подстанции вдоль улицы и вне охранной зоны. А как у вас делал Вася Пупкин?
«А врачи, даже с самым современным оборудованием, ставят диагнозы по звездам. Не знаю, как у вас, а у нас с этим проблема.» Честь врачам, которые способны, как доктор Хаус, ставить диагнозы только исходя из своей интуиции, запаха мочи и других косвенных признаков. Но вы не ответили на вопрос — когда вы идете к врачу, хотите ли вы, чтобы он использовал УЗИ и МРТ, или предпочли бы бубен, зайчью лапку и порошок из лягушки?
Кадастровый план — это не часть топографического. Это схема границ участка и объектов недвижимости. Для кадастрового плана неважно, плоский участок или холмистый, где расположено строение. На кадастровом плане не отображаются отметки рельефа, типы почвы, гидрологические объекты или растительность. Вам, как специалисту, должно быть это известно. Геодезические инструменты — будь то кипрегель или GNSS комплект, необходимы кадастровому инженеру для привязки границ участка и объектов недвижимости к местности. Небольшие детали вроде рельефа и типов почвы важны для строительных планов, в том числе и для трубопроводов, если, конечно, не Васи Пупкина делают.

Здравствуйте снова! :-) Интересно, за наш флуда нас не забанят? :-)
Давайте начинать! :-)
Я работаю инженером в области землеустройства и кадастра, получив образование в Харьковском национальном аграрном университете имени В.В. Докучаева. У меня опыт преподавания совокупно десять лет на кафедре землеустройства в Константиновском техникуме Луганского национального аграрного университета. К сожалению, вне зависимости от желания рядового преподавателя, невозможно внести изменения в учебный план или программу дисциплины. Поэтому студенты до сих пор изучают старинные теодолиты и мензулы, а современные технологии рассматриваются лишь поверхностно, чаще всего на бумажных примерах или по недорогим образцам, так как большинство учебных заведений не располагают средствами для закупки дорогого оборудования.
В настоящее время я работаю инженером-геодезистом в небольшой строительной компании, занимающейся возведением портов для угольных перевалок на Дальнем Востоке (возможно, вы слышали о Порте «Восточный»?).
В промежутках между учебой и настоящим временем я также работал в кадастровых учреждениях Донецкой области и геодезических организациях Приморского края.
Говоря о кадастровых планах, я не высказывала идею о том, что это просто кусок топографической карты. Мы обсуждали оформление кадастровых планов, в которые включается ситуационная схема, требующая подложку в виде топографического плана минимум 1:2000 для городов и 1:10000 для сельских территорий. В современных условиях предпочтение отдается ортофотопланам, но топопланы более надежны, так как именно на них данные о трубах и охранных зонах, которые следует учитывать при выделении земельных участков, обычно более явные.
Работа с картами и планами, которые я использовала, часто начиналась с 60-70 годов прошлого века. Значительная часть моей деятельности заключалась в актуализации старых карт, поскольку развитие подземных коммуникаций с тех пор значительно изменилось — где-то трубы закопали, где-то проложили новые, а где-то сдвинули.
Мой собственный топоплан и работа с забором — это отдельная история. Даже с готовым топопланом можно определить наличие трубы и её примерное расположение с точностью до одного метра (на плане масштаба 1:2000 1 мм соответствует 2 метрам на местности). Полмиллиметра, то есть 1 метр, я еще могу заметить, а точнее уже не получится. Кроме того, даже имея точные координаты трубы (что бывает редко), для их переноса на местность необходимо использовать дорогостоящие инструменты. В таких случаях рамка действительно помогает избежать использования такого оборудования. Конечно, добиться точности в миллиметры с её помощью невозможно, но не повредить действующую трубу — это вполне реально.
Согласно вашему комментарию о водопроводной трубе, которая проходит от подстанции вдоль улицы и вне охранной зоны дороги, полностью согласна! Но местоположение этой трубы относительно моих ворот остается неизвестным.
«В 2000 году уже был интернет». Да, это правда, интернет существовал, мы использовали его по карточкам, а модем издавал противные звуки, когда подключали. Мы наблюдали за началом эры электронной измерительной аппаратуры благодаря интернету, в то время как съемки проводились с использованием рамок и оптических теодолитов 2Т5К, а теодолитные ходы считались в чудесной dos-программе «Инвент» 95 года и проверялись на инженерных калькуляторах.
Что касается современных строительных проектов и планов — да, есть ответственные проектировщики, создающие великолепные генеральные планы застройки с учётом всех нюансов. Я искренне надеюсь, что вы именно один из них, однако мною видены случаи, когда в проекте имеется три входящих трубы в колодец и ни одной выходящей, или фундаменты, которые «плывут» в воздухе, или здания, врытые наполовину в землю — таких примеров предостаточно, а качественные проекты — это, увы, редкость. Чаще всего из трех пунктов «быстро, качественно, недорого» выбираются только «быстро» и «недорого».
Что касается вашего утверждения о «махровом времени», я полностью согласна — я тоже родилась в Советском Союзе. Но это было давно, сейчас 2022 год! Глобальные обследования проводились в 60-70 годах, и даже для топографии пять лет это немалый срок. Сегодня многие планы обновлены, однако все еще далеко не все.
Кроме того, на тему врачей — мне безразлично, как и что меня будут лечить, главное, чтобы лечение было эффективным. Если стоит выбор между опытным врачом и студентом с МРТ, я выберу опытного. А если специалист предложит оба варианта, я посоветую ему использовать те инструменты, которые ему удобнее.

16 марта 2022, 19:43

И вам привет! Забанят, если начнем слишком сильно отвлекаться или обмениваться резкими словесами.
Что касается Васи Пупкина, согласна с вами — это настоящая беда в различных сферах. Но, на мой взгляд, проблема заключается в том, что мы сами являемся тем самым Васей Пупкиным. Каждый на своем рабочем месте действует как Вася, а в свободное время — например, на даче. Например, в нашем сайте через каждый — раз возникает вопрос, как бы обойти закон и избежать последствий. Государство уже много лет продлевает «дачную амнистию» и настоятельно рекомендует владельцам земельных участков получить кадастровый паспорт. Тем не менее, у 90% дачников эти вопросы остаются неразрешенными, и зачастую это небезопасно как для них, так и для соседей. Но все равно продолжают искать Васю Пупкина и делать всё неправильно, включая ненадлежащее обозначение прокладываемых труб на планах, ведь у Васи нет лицензии, а его посоветовали «свая баба Бабариха» или ее знакомая. По новой норме, касающейся строительства туалетов и колодцев на дачных участках, теперь она вынесена под действие Санитарных норм, которые обязательны даже для частных застройщиков. Нельзя устраивать водозаборные колодцы через каждые 10-20 метров на небольших участках и устанавливать септики без дополнительной очистки. Пока не введут суровые штрафы, так всё и останется. Опять же будет Вася Пупкин, которого посоветовала какая-то соседка.
Что касается врачей: я не спорю — опытному врачу могут вовсе не понадобиться УЗИ и МРТ, хотя они, безусловно, упрощают диагностику. Однако нет никакой уверенности, что нормальный врач будет использовать методы с крысиными хвостиками или другими подручными средствами. Мы не считаем эффективные традиционные средства, вышеперечисленные способы к этому не относятся.
Говоря о рамке — она для меня является одним из примеров методов более чем странных и напоминает шаманские практики. Почему бы тогда не использовать магические кристаллы, карты Таро или тот волшебный шар, как в фильмах о Гарри Поттере, который показывает всё?
А вы, как человек, защищающий эффективность лозоходства (кстати, интересно, вы искали металлическую трубу на своем участке или современную — ПНД? Если это была стальная труба, может быть, металлоискатель был бы более подходящим инструментом, чем рамка?)
Но я отвлеклась: объясните мне физику данного процесса. Почему веточка или Г-образные проволочные части указывают на наличие воды, труб, клада или даже пропавших людей? Работа металлоискателя мне понятна. С принципом работы рентгеновского аппарата тоже всё более-менее понятно. Общие черты принципа эхолокации тоже ясны. А вот как работают проволочки? Не нужно говорить про «связь с природой». Особенно хотелось бы узнать о поисках грунтовых вод, учитывая, что при копке колодца или бурении скважины часто просто не попадают в подземный водоем. Это бывает редко, в большинстве случаев просто выкапывают колодец в земле, который под большими ожиданиями остается сухим и наполняется водой с течением времени. Грунтовые воды можно сравнить с губкой: представьте, что у вас есть губка для мытья посуды, которую вы положили на водонепроницаемую тарелку и начали поливать. Вода постепенно проникает в губку и, под действием тяжести, стекает вниз. Если налить много воды — губка переполняется, и она начинает вытекать на тарелку. Как лозоходец определяет воду, равномерно распределённую в грунте, как в губке? Да никак. Лозоходец просто знает физику. Он понимает, что дождь, попадая на поверхность земли, будет просачиваться в водопроницаемый грунт до водоупора. И затем по этому водоупору истекает в сторону понижений рельефа, где обычно находятся водоемы — реки, озера и пруды. Затем лозоходец смотрит на участок, определяет уклон земли и далее использует рамки. Для определения уклона можно использовать нивелир, гидроуровень или даже наблюдать за растениями, которые растут в низинах. А затем лозоходец просит с вас деньги за «связь с природой».

17 марта 2022, 05:48

Не совсем представляю, как именно функционируют рамки с точки зрения физики — магнитные поля, солнечные бури, и так далее. Честно говоря, мне не хватает знаний в этой области, так же как я не понимаю принцип работы телефона, но это не мешает мне ими пользоваться. Рамки реагируют лишь на активные трубопроводы, независимо от материала, из которого они изготовлены. Если труба есть, но внутри пусто, рамки не покажут никакой реакции. Интересно, что чем выше давление в трубе, тем активнее перекрещиваются рамки. При этом не нужно прилагать никаких усилий — они сами делают свою работу, свободно удерживаясь в руках, как будто в стакане. Если вы хорошо разбираетесь в физике, возможно, сможете узнать что-то новое, чего не знаю я. Что касается лозы, то мне также непонятно, как она работает, но факт остается фактом — она действует, хотя сама я не умею с ней обращаться. Если говорить о работе рамок, можно предположить, что дело в магнитном или электрическом поле, создаваемом трением воды о трубу или землю, по которой она течет, а вот физику функционирования лозы объяснить не решусь. Кстати, лозу всегда используют только свежесломанную — сухие ветки в этом деле не годятся. Может, сок дерева играет роль проводника?
Что касается связи с природой, это явно преувеличение, ведь моя связь с природой не такая уж сильная, но рамки работают прекрасно. Лозу я не пробовала, но полагаю, что принцип аналогичен.
Почему рамки, а не металлоискатель? Да просто металлоискателя у меня нет, зато имеется пара электродов, которые показывают не только металл.

Участок, на котором была пробурена скважина, расположен в Донецкой области — это территория Донецкого кряжа и степи. В нашем регионе водяные жилы далеко не всегда встречаются; часто бывает, что на участке вовсе не находят воду. Если копать колодец в произвольном месте, вероятность того, что он окажется сухим, составляет 90%. Поэтому люди передают друг другу контакты тех, кто умеет работать с рамками и лозой.
Что касается растений на ухоженном огороде, в условиях грамотной обработки трудно сделать какие-либо выводы — там растут цветы, картошка, помидоры и огурцы — что можно сказать по ним?

Почему я сомневаюсь в эффективности нивелиров?
1) Ближайшие водоемы к моему участку — речка и пруд — находятся на весьма значительном расстоянии. Река расположена примерно в километре, а пруд в трех-четырех километрах. При этом речка находится на высоте около 200 метров ниже моего участка, а пруд — на 50-70 метров выше. Скважина на участке имеет глубину 10 метров, и в данном контексте нивелир не сможет точно указать на уровень подземных вод. (К слову, участок находится на существенной возвышенности с довольно небольшим наклоном, и скважину пробурили не в самой низкой точке, а практически в центре, как показал мой дед с лозой, а потом подтвердили бурильщики с рамками.)
2) В данный момент мы осваиваем участок в Приморье. Река находится рядом, отделенная дамбой высотой три метра, за ней 200 метров сухой территории, а затем мой участок, на котором стоит 10-30 см воды, причем уровень этой воды на 1,5 метра выше уровня реки (мы проводили замеры). Возможно, это верховодка или источник, но точно не знаем — геологов еще не вызывали.
Что касается рамок, то для меня этот метод поиска подземных вод выглядит как нечто из области шаманских ритуалов. Если это так, почему бы не воспользоваться магическими кристаллами, картами Таро или хрустальным шаром, который хорошо знаком зрителям фильмов о Гарри Поттере? Было бы замечательно, если бы хрустальный шар работал, но, к сожалению, из всего перечисленного лишь рамки и трассоискатели действительно функционируют. Поскольку трассоискатели дороги и не так просто найти, остаются только рамки.
И есть еще одно замечание: если под участком, например, лежит подземный водоем типа озера, рамка, скорее всего, его не обнаружит… Она реагирует только на движущийся поток. Здесь есть о чем задуматься.

Электромагнитное излучение — это интересная тема. Однако, на мой взгляд, она не совсем подходит. По мнению специалистов, вода сама по себе излучает электромагнитные волны, но они малой и сверхмалой частоты — в диапазонах, которые не фиксируются даже обычными приборами, только сверхчувствительными. К тому же электромагнитное излучение от окружающих объектов, например, от линий электропередач, значительно сильнее, нежели от воды, даже если она находится на глубине полутора метров (глубина, на которой располагаются стандартные коммуникации). Даже человек сам по себе «фонирует» — излучает такие волны. Может, излучение самого человека воздействует на рамки? Ведь он гораздо ближе к «прибору», чем вода, находящаяся на глубине 10 метров.
Существуют георадиолокатары, которые предназначены для поиска труб и кабелей. Их принцип действия аналогичен эхолокатору: они излучают электромагнитный импульс, который затем регистрируется и интерпретируется на основе времени отклика. Однако, даже приняв во внимание гипотезу о влиянии электромагнитного излучения движущейся воды, стоит вновь отметить, что колодцы не располагаются на водяных жилах. Их не так много, и это касается не только Донецкой области, но и других регионов. Это, по моему мнению, скорее обывательская точка зрения. Колодцы служат для накопления воды, распределенной в почве. То есть, для копателей колодца важно выяснить, где акцентируется подземная вода, а не там, где она уже есть. Это касается всех колодцев. Конечно, в более влажных районах, как например в Псковской области, бывают случаи, когда грунтовые воды поднимаются на поверхность из-за большого количества осадков. Но колодцы копают даже в засушливых местах, таких как Сахара. Поэтому важно соблюдать элементарную логику и наблюдательность — не стоит копать колодец на вершине холма, поскольку по законам природы вода всегда стекает вниз, как по поверхности, так и под землей. Подземные воды ведут себя аналогично поверхностным — они скапливаются и текут в направлении уклона.

Видео:

3.2. Уровень залегания грунтовых вод

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности
Adblock
detector