Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум. Собственная дача Екатерины II

Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум. Собственная дача Екатерины II

Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум. Собственная дача Екатерины II

Сегодня мы уже третий день в Санкт-Петербурге.
Как и планировали, отправляемся в город Ломоносов, чтобы посетить дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум.
Накануне прошел дождь, утро выдалось пасмурным, прохладным и ветреным. По прогнозу на весь день ожидается дождь… Ничего, возьмем с собой дождевики.

Маршрут нам хорошо знаком: от станции метро Автово на маршрутном такси доходим до Ломоносова, проезжая Стрельну и Петергоф. Расстояние от Петербурга до Ломоносова составляет 52 километра.
Город Ломоносов раскинулся на южном берегу Финского залива, у устья реки Караста. Он был основан в 1710 году как загородная резиденция А.Д. Меншикова, а в 1780 году получил статус города. До 1948 года носил имя Ораниенбаум, но затем был переименован в честь выдающегося русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова, который неподалеку организовал усадьбу и вспомогательное производство цветного стекла и смальты.
Слово «Ораниенбаум» в немецком языке означает «апельсиновое дерево». Возможно, это название связано с тем, что в оранжереях Большого дворца Меншикова в то время выращивали апельсины… Кроме того, в окрестностях Ораниенбаума обнаружили неизвестную оранжерею с дикими апельсиновыми деревьями… По этой причине Петр Первый, со свойственной ему иронией, прозвал владения А.Д. Меншикова Ораниенбаумом.

Существует и другая версия происхождения названия — это заимствование от названия города Ораниенбаум, который находился в княжестве Анхальт в Германии и был назван в честь Луизы-Генриетты Оранской, дочери короля Вильгельма Третьего Оранского, которого почитал Петр Первый.

Мы прибыли в Ломоносов около десяти утра, и, учитывая неблагоприятные погодные условия, сначала решили осмотреть дворцово-парковый комплекс, а затем, если останется время, прогуляться по городу.

К сожалению, времени у нас не осталось… Из всех достопримечательностей удалось увидеть лишь две — Собор Архангела Михаила и Церковь Святого Спиридона Тримифунтского.

Собор Архангела Михаила был задуман как деревянная церковь на каменном фундаменте с деревянной колокольней. Строительство началось в 1865 году, а освещение прошло в декабре 1866 года. Церковь возводилась в память о великом князе Михаиле Павловиче, хозяине Ораниенбаума. В 1905-1907 годах к собору была добавлена каменная трехъярусная колокольня, которая не сочеталась с деревянным храмом, поэтому храм снесли, а на его месте возвели каменный собор, освященный в 1914 году.
В 1932 году храм закрыли, и его внутреннее убранство было уничтожено. Здание использовалось как склад.
В 1988 году храм вернули Русской православной церкви, реставрировали, и он вновь распахнул свои двери в 1992 году.

Церковь Святого Спиридона Тримифунтского была построена в 1838 году для лейб-гвардии Волынского полка, расквартированного в Ораниенбауме. Освящена во имя святого Спиридона Тримифунтского. Позже церковь передавалась различным воинским частям, которые размещались в городе. В 1895 году, пришедшая в упадок, церковь была снесена, и на ее месте в 1896 году возвели новую, более вместительную.
В 1930 году церковь закрыли, подвергли разорению, и она долгое время не использовалась по назначению, что привело к ее аварийному состоянию к началу 2000-х. С апреля 2002 года в ней возобновились богослужения. В марте 2008 года, из-за критического состояния, церковь была разобрана и вновь построена по проектам и документам 19 века.
Такой вид она представляла, когда мы искали вход в Ораниенбаум.

Поиск входа занял время, поскольку часть парка и его зданий находилась на реконструкции, а центральный вход был закрыт, при этом отсутствовали понятные указатели. Мы смогли оценить силу свежего ветра с Финского залива… Вот так выглядит южный берег.

Сначала я собиралась представить во втором посте все места, где мы посетили в этом дворцово-парковом ансамбле, но, увидев количество фотографий, решила разделить отчет на две части: первая — это Верхний парк и Собственная дача императрицы Екатерины II, а вторая — Нижний парк с Большим дворцом А.Д. Меншикова.
Так мы и осматривали Ораниенбаум.

Итак, начнем с Верхнего парка и Собственной дачи императрицы Екатерины II.
В 1750-х годах Екатерина II, будучи еще великой княгиней, приобрела участок земли в Ораниенбауме у князей Голицыных.
В 1757 году, согласно замыслу Екатерины, началось строительство Собственной дачи, однако из-за недостатка средств оно двигалось медленно. Лишь с 1762 года, когда Екатерина заняла русский престол, началось активное строительство нового архитектурного и паркового ансамбля, включающего Собственную дачу с Китайским дворцом, Каменным залом и Катальной горкой. Верхний парк Ораниенбаума занимает площадь в 162 гектара, состоящую из нескольких исторических частей.
На фотографии можно увидеть П-образный пруд.

Напротив него расположен Павильон Каменное Зало, построенный в середине 18 века для проведения праздников, концертов и маскарадов. Он также получал названия Новый дворец, Концертный и Маскарадный дворец. Первоначально это было прямоугольное каменное здание с двумя деревянными флигелями. В 1824 году произошло переустройство, и флигели были устранены, в результате чего строение стало выглядеть как «Каменное зало».
В главном зале можно найти сцену и кресла для публики. В настоящее время, как и более двухсот лет назад, в павильоне проводятся концерты и праздничные мероприятия.

Следующий павильон — Катальная горка, представляющая лишь небольшую часть когда-то огромного комплекса, известного как «Катальные горы».
Этот ансамбль состоял из павильона с Катальной горкой нежного голубого цвета, скатов и галерей, имитировавших ледяные зимние горы, которые традиционно строили для масленичных праздников. Гостям предоставлялись специальные коляски, оформленные в виде колесниц, гондол и животных. Эти развлечения продолжались до 1801 года. Однако, из-за нехватки средств на поддержание комплекса он пришел в упадок, и к середине 19 века в итоге был разобран. На сегодняшний день сохранился лишь павильон.

От Катальной горки мы направились в сторону Китайского дворца, двигаясь по аллее парка вдоль живописного луга.

Первоначально Верхний парк был оформлен в строгом регулярном стиле, однако во второй половине 18 века деревья и кустарники перестали обрезать, и аллеи утратили четкие границы, сменяясь пейзажным стилем. В нынешнем виде парк сохранился с середины 19 века.
В пути мы наткнулись на уютный домик для птиц.

Продолжая наш путь, мы наконец вышли к Китайскому дворцу.

Китайский дворец был построен в 1762-1768 годах. Первоначально он имел лишь один этаж, а в середине 19 века был добавлен второй и сооружена галерея, соединяющая две боковые части здания.

Дворец был создан для отдыха и досуга Екатерины II и ее свиты и стал летней резиденцией императрицы. Внутренние помещения не имели полноценного отопления, камин, находящийся в комнатах, не обеспечивал должного тепла, действительно топить его было нельзя, так как он служил лишь декоративным элементом. Поэтому, когда наступала ночь, гости Екатерины направлялись либо в Петергоф, либо оставались ночевать в Большом дворце Меншикова.

Залы дворца оформлены в восточном стиле и наполнены произведениями искусства, доставленными из Китая и Японии. В интерьере можно увидеть живопись и коллекции фарфора 18 века, привезенные с востока и из Европы, а также резную, позолоченную мебель, созданную русскими мастерами. Екатерина II называла этот дворец «шкатулкой с драгоценностями».
Уникальность дворца заключается в том, что там сохранились подлинные интерьеры 18 века, в отличие от других резиденций, которые были разрушены во время Великой Отечественной войны.
К сожалению, фотографировать внутри дворца запрещено, поэтому показать интерьеры я не могу.

В 1922 году в Китайском дворце начал свою работу музей для широкого доступа.
Во время Великой Отечественной войны Ораниенбаум не был оккупирован, из-за чего стал первым из пригородов Петербурга, открытых для посещения в послевоенное время.
С 2009 года в дворце ведется масштабная реставрация. Чтобы сохранить уникальные интерьеры, впервые за 250 лет здесь была установлена система отопления, а во всех обновленных залах появились специальные датчики для контроля температуры и влажности воздуха.

Напротив Китайского дворца располагается Китайский пруд. Первоначально он имел прямоугольную форму, но в середине 19 века его берега изменили, придав им плавные романтические очертания.

Китайский пруд украшен скульптурами, как на самом водоеме, так и на его берегах. Среди них можно увидеть «Аполлона Бельведерского»

и «Диану с ланью».

На пруду обитают утки и чайки, которые прекрасно взаимодействуют с людьми и не боятся их. Одна из уток вышла из пруда и уверенно направилась к входу в Китайский дворец. Возможно, она имела свои важные дела, или же пришло время поесть… Она немного прогулялась, покрякала и вернулась обратно к пруду, так как рядом не оказалось никого с угощениями для нее…

Чайки тоже не отстают: они устроили настоящую потасовку из-за кусочков корма, которые дети бросали в озеро.

По берегам пруда разбиты цветники и проложены прогулочные дорожки.

Это скамья, выточенная из ледникового камня во времена Екатерины II. На её боковой поверхности сохранилась едва различимая надпись: «Великой государыни императрицы Екатерины Алексеевны Собственного саду построена в 1762 года».
Скамья окружена пышными деревьями, а из самого валуна растёт ель. Это место пропитано давней историей… Кажется, будто императрица только что покинула это место, а где-то за причудливыми корнями ели слышатся её удаляющиеся шаги и шелест платья…

На западном берегу пруда, рядом с Китайским дворцом, расположена пергола, увитая зелёным виноградом.

Она образована 54 каменными столбами, вырастающими более чем на 2,5 метра, сложенными из пудостского камня, сверху они покрыты деревянными перекрытиями. Как сообщает Википедия, пудостский камень — это известковый туф, добываемый недалеко от посёлка Пудость в Гатчинском районе Ленинградской области.

Выходя из перголы, мы попадаем на пристань, которая обеспечивает доступ к пруду и оформлена мрамором.

Китайский дворец выглядит особенно живописно на фоне воды с противоположного берега.
Мы обошли пруд, следуя его контуру.

На нашем пути встретилась такая милая парочка. Они не обращали на нас никакого внимания и спокойно наслаждались прогулкой.

С противоположного берега видны пристань и пергола, которые создают гармоничную картину.

Кроме самого дворца, архитектурный ансамбль должен был включать Китайский пруд, Фрейлинский и Кофейный домики. Кофейный домик планировался недалеко от перголы, но в итоге не был построен, тогда как Фрейлинский домик, который возводился в 1760-х годах, перестроили в павильон «Китайская кухня» в середине 19 века.
В этом павильоне размещались все службы, занимающиеся приготовлением еды и хранением продуктов. На втором этаже находился обслуживающий персонал. В наши дни павильон используется под выставки, но, к сожалению, реставрация до него ещё не дошла, и его состояние оставляет желать лучшего.

Рядом с «Китайской кухней» был построен Ледник и винный погреб для хранения запасов.

На фото можно увидеть вековые дубы Верхнего парка.

Поляна с ирисами находится напротив «Китайской кухни».
В 2008 году в Ораниенбауме был открыт новый музей, посвященный истории дворцово-паркового ансамбля и его реставрации.

Такой прекрасный комплекс носит название Собственная дача Екатерины II. Отсюда мы направились к Большому дворцу А.Д. Меншикова и в Нижний парк, но об этом расскажем в следующий раз.

Архитектурные особенности строений

Рекомендуется обратить внимание на уникальные архитектурные элементы, характерные для построек, созданных при правлении русской императрицы. Каждый объект демонстрирует изысканность и разнообразие стилей, что делает их предметом глубокого изучения.

  • Стиль: Использование неоклассики и барокко. Применение этих стилей придает сооружениям утонченный вид.
  • Материалы: Основным строительным материалом служит белый камень и красный кирпич. Эти элементы обеспечивают прочность и привлекательность.
  • Декор: Архитектурные детали, такие как колонны, портики и карнизы, выполняются с высокой степенью проработки. Рекомендуется обратить внимание на орнаменты и фрески.

Рекомендуется изучить особенности планировки. Основные здания часто имеют симметричную форму, что создает гармонию и баланс в композиции.

  1. Фасады: Разнообразие форм и текстур. Фасады зачастую украшены скульптурными элементами, что подчеркивает статус зданий.
  2. Интерьеры: Роскошное убранство с использованием дорогих материалов. Рекомендуется ознакомиться с уникальными декоративными элементами, такими как лепнина и камины.

Также стоит отметить внимание к природным элементам в архитектуре. Здания, как правило, органично вписываются в окружающую среду, что создает единое целое с парком.

Посещение объекта позволяет увидеть не только архитектурные особенности, но и оценить, как они влияют на общую атмосферу. Рекомендуется изучать данный комплекс как пример сочетаемости архитектуры и природы.

Ландшафтный дизайн и садово-парковая композиция

Ландшафтный дизайн и садово-парковая композиция

Создание гармоничного пространства на территории загородного комплекса требует тщательной проработки каждого элемента. Оптимально применять принцип зональности, выделяя участки для отдыха, активного времяпрепровождения и естественной среды. Используйте дорожки для объединения различных зон. Они могут быть выполнены из природных материалов, усиливающих общую эстетику.

Разнообразие растительности подчеркнет оформление: правильный выбор деревьев, кустарников и цветочных композиций создает ощущение завершенного ландшафта. Наille не следует забывать о многослойности насаждений. Высокие деревья обеспечивают тень, низкие цветы привлекают внимание и создают цветовые акценты.

Использование водных элементов, таких как пруды или фонтаны, увеличивает визуальную привлекательность и становится центром притяжения взглядов. Важно, чтобы искусственные водоемы были органично вписаны в природный ландшафт и не нарушали его естественных форм. Окружающие растения должны подчеркивать их форму и создавать атмосферу спокойствия.

Создание открытых пространств для культурных мероприятий и отдыха также является немаловажным аспектом. Внедрение беседок, скамеек и площадок для барбекю сделает территорию более функциональной. Следует выбирать материалы, которые гармонично смотрятся в окружающей среде.

Подбор освещения имеет решающее значение для создания атмосферы. Используйте мягкий свет, чтобы выделить ключевые элементы: дорожки, водоемы или отдельные растения. Это придаст пространству уют и сделает его более привлекательным в вечерние часы.

Каждый элемент ландшафтного оформления должен поддерживать общую концепцию, сочетаясь с архитектурными формами постройки и создавая единую композицию. Важно помнить, что грамотный подход к оформлению дает пространству уникальность и делает его комфортным для жизнедеятельности.

Значение Ораниенбаума в культурной жизни России

Архитектурные сооружения включают в себя различные дворцы и павильоны, которые служат наглядным примером культурной политики императрицы. Ораниенбаум стал местом проведения культурных мероприятий, выставок и концертов, способствующих развитию художественных течений. Это позволяет современным артистам взаимодействовать с историческим наследием и обогащать свои творения.

Необходимо подчеркнуть, что данная местность привлекает не только туристов, но и ученых, занимающихся изучением архитектуры и садово-паркового искусства. Здесь проходят конференции, семинары и научные дискуссии, стимулируя обмен идеями и открытиями в области культуры и искусства.

Участие в культурных проектах, которые осуществляются на территории, помогает сохранить исторические памятники и поддерживать их в надлежащем состоянии. Это является важной составляющей национальной идентичности и образования, так как молодое поколение предается изучению и сохранению этого наследия.

Посетите это выдающееся место, чтобы не только насладиться природной красотой, но и прикоснуться к культурным сокровищам, которые олицетворяют величие и разнообразие российской истории. Участвуйте в экскурсиях и мероприятиях, чтобы убедиться в значимости этого объекта для всей страны.

Сохранение и реставрация объектов в современности

Сохранение и реставрация объектов в современности

Актуальные работы по поддержанию исторических памятников требуют применения современных материалов и технологий. Использование легких и долговечных композитов для восстановления элементов архитектуры позволяет сохранить историческую достоверность, избегая излишней нагрузки на старинные конструкции.

Важной частью реставрационных процессов является детальная документация. Создание 3D-моделей и использование лазерного сканирования помогает точно воспроизводить детали, что существенно облегчает работу реставраторов и архитекторов.

Необходима также регулярная оценка состояния объектов. Проведение периодических обследований с привлечением специалистов различных профилей позволяет выявить возможные угрозы и разработать планы профилактической обработки материалов от коррозии и воздействия окружающей среды.

Организация образовательных программ и мастер-классов по традиционным ремеслам способствует передаче навыков молодому поколению. Это позволит создать кадры, готовые работать в области реставрации и сохранить уникальные технологии для будущих поколений.

Систематизация волонтерских проектов и фондов, занимающихся сохранением культурного наследия, усилит общественный интерес к вопросам охраны памятников. Привлечение широкой аудитории способствует финансированию мероприятий и активной поддержке грамотного подхода к сохранению исторических объектов.

Экскурсии и посещение комплекса

Экскурсии и посещение комплекса

Для полноценного впечатления рекомендуется заранее приобрести билеты на экскурсию. Это позволит избежать очередей и обеспечить доступ к наиболее интересным объектам. Экскурсии проводятся по расписанию, которое можно уточнить на официальном сайте.

На выбор предлагаются различные маршруты. Можно выбрать общую экскурсию, охватывающую основные достопримечательности, или тематические туры, такие как прогулки по парку или изучение архитектуры. Гид предоставит подробные комментарии, что значительно обогатит восприятие.

Посетителям предоставляется возможность взять аудиогид, что дает свободу передвижения и осмотра в удобном темпе. Удобнее всего ориентироваться на местности с помощью карты, которую можно получить на входе.

Рекомендуется уделить время прогулкам по парке, насладиться его пейзажами и спокойствием. В теплое время года работают кафе, где можно отдохнуть за чашкой кофе или легким перекусом.

Обратите внимание на часы работы, так как они могут изменяться в зависимости от сезона. Летние месяцы предлагают более длинное время для посещения. Не забывайте о погоде и одевайтесь соответственно.

Перед посещением комплекса стоит ознакомиться с вопросами о правилах поведения и о запрете на фото в некоторых залах. Это обеспечит комфортное времяпрепровождение и избежание недоразумений с персоналом.

Фестивали и мероприятия в Ораниенбауме

Каждое лето в этом историческом комплексе проходят разнообразные события и праздники. Вот некоторые из них, которые стоит посетить:

  • Фестиваль барокко – проводится в июле, присоединяя исполнителей классической музыки и балета. Этот фестиваль привлекает внимание как любителей искусства, так и профессионалов.
  • День открытых дверей – обычно проводится в конце мая. В этот день все желающие могут бесплатно осмотреть все павильоны и парковые зоны, а также участвовать в мастер-классах и экскурсиях.
  • Крестный ход в честь Иверской иконы – происходит в первых числах сентября. Это культурное и религиозное мероприятие включает процессии, традиционные песни и благословение на будущий урожай.
  • Выставка цветов – организуется в августе, демонстрируя разнообразие растений и флористические композиции. Посетители могут приобрести экзотические растения и узнать секреты их ухода.

Специальные мероприятия проходят и в другие времена года:

  1. Зимний праздник – с декабрьской недели создаётся зимний рынок: ярмарка, мастер-классы по народным ремеслам, выступления артистов.
  2. Проект «Музыкальные вечера» – с апреля по октябрь, каждый месяц проходят концерты на свежем воздухе с участием местных исполнителей и приглашённых музыкантов.

Для получения актуальной информации о мероприятиях рекомендуется следить за официальным сайтом комплекса. Так вы не пропустите самые интересные события и сможете заранее забронировать билеты на концерты и мастер-классы.

Сравнение с другими историческими комплексами России

Комплекс в Ораниенбауме выделяется среди прочих резиденций Российской империи благодаря своему уникальному стилю и архитектурным решениям. В отличие от Петергофа, который знаменит своими каскадами и фонтанами, здесь царит более сдержанный, классический подход к благоустройству. Посетители ощущают атмосферу уединения, что делает его привлекательным для тех, кто ищет спокойствия и гармонии.

В отличие от Царского Села с его роскошными интерьерами и обилием золота, здесь преобладает простота и лаконичность. Внутренние помещения не столь обременены декором, акцент сделан на эстетике природы, что создает ощущение легкости и свободы. Подобный контраст можно наблюдать и в сравнениях с Екатерининским дворцом, где каждая деталь интерьера продумана до мелочей.

Комплекс Стиль архитектуры Территория Атмосфера
Ораниенбаум Классика Спокойная Уединение
Петергоф Барокко Живописная Праздничная
Царское Село Рококо Архитектурная Изысканная
Екатерининский дворец Барокко Разнообразная Роскошная

Каждый исторический комплекс имеет свою уникальность, но Ораниенбаум выделяется своей ориентацией на природную гармонию и минимализм в деталях. Посетителям стоит обратить внимание на этот аспект, чтобы полноценно оценить атмосферу данной резиденции, отличающейся от более громких и насыщенных своих собратьев.

Видео:

Весна в Санкт-Петербурге, часть 6: Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум | Oranienbaum Palace

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности
Adblock
detector