Почему радиатор отопителя салона забивается
Все причины засорения связаны с охлаждающей жидкостью. Нормальный антифриз предназначен для предотвращения выпадения осадка или образования аномальной пленки на внутренних поверхностях системы охлаждения. Защитное покрытие не в счет, система рассчитана на его толщину и теплопроводность.
Но если долго не менять антифриз, он начинает разрушаться и теряет свои полезные свойства. Единственное, что не меняется, — это точка замерзания. Из защитного средства оно превращается в агрессивное, разрушая двигатель и образуя множество отложений, шлама и накипи.
Теплообменные трубки в радиаторе отопления имеют очень маленькую площадь потока. Речь идет о плоских каналах из тончайшего алюминия шириной от одного до двух миллиметров.
Такую трубку легко закупорить малейшим количеством посторонних веществ, которые массово образуются в результате старения антифриза. Состав отложений неоднороден — присутствуют плоды коррозии черных и цветных металлов, твердые органические вещества разложения основы антифриза, сложные вещества антифризных присадок.
Особым случаем является использование воды вместо антифриза. Современная система охлаждения совсем не рассчитана на это и сразу же начинает ржаветь. Вымыть его в таком случае просто нереально — по крайней мере, это очень трудоемко и долго.
Причины засорения радиатора печки
Многие начинающие водители не знают, что промыть отопитель в автомобиле можно, не снимая и не разбирая сам отопитель. И самое главное — вы можете сделать это своими руками. Основной причиной засорения радиатора отопителя является использование различных охлаждающих жидкостей. Такие смешанные составы приводят к образованию твердых частиц, которые осаждаются на стенках оборудования. Это является следствием коагуляции несовместимых химических соединений.
Жидкость вместе с твердыми частицами постоянно циркулирует по системе охлаждения и, на первый взгляд, может показаться, что она не наносит никакого вреда системе в целом. При включении вентиляции салона, настройке отопителя, разница температур между поступающим холодным воздухом и отопителем с горячей жидкостью вызывает прилипание частиц к стенкам отопительного оборудования.
Нагревательный элемент печи выполнен в виде сот, что способствует более быстрому коксованию. Это происходит постоянно, и наступает момент, когда мощность обогрева больше не нагревает салон автомобиля. В такие моменты возникает вопрос, как почистить радиатор печки, не снимая оборудования. В сервисном центре вам наверняка скажут, что чистка автомобильного отопителя в домашних условиях просто невозможна, так как вы можете повредить соединения и в итоге сломать соединительные детали оборудования. А такие действия приведут только к поломке. Однако до этого еще далеко. Если вы не будете соблюдать правила эксплуатации, работа отопителя вашего автомобиля станет абсолютно невозможной, и у вас не останется другого выбора, кроме как произвести его замену.
Как часто нужно проверять состояние и промывать радиатор
Автомобили, используемые более 2 лет, подвержены засорению и загрязнению деталей двигателя, включая радиатор. По этой причине эксперты рекомендуют проверять систему отопления и чистить детали каждые 2-3 года.
Грязь и пыль в радиатореГрязь и пыль в радиаторе следует учитывать в условиях, в которых эксплуатируется автомобиль. Грязь и пыль могут потребовать более частого обслуживания.
Периодичность обслуживания отопителя
Большую часть времени антифриз в системе охлаждения работает при температуре 80-95 градусов Цельсия. На внутренних поверхностях металлических труб, контактирующих с наружным воздухом, постепенно накапливаются отложения. Площадь поперечного сечения труб с теплоносителем уменьшается, и интенсивность теплопередачи снижается.
Причины отложений, которые мешают радиаторам вырабатывать достаточное количество тепла:
- несвоевременная замена старой охлаждающей жидкости, присадки которой потеряли свои рабочие свойства и начали выпадать в осадок;
- использование водопроводной и дистиллированной воды вместо антифриза приводит к повышенному отложению солей (накипи);
- заполнение фальшивой охлаждающей жидкостью;
- циркулирующие в системе мелкие частицы, которые засоряют трубки радиатора — металлические опилки, ржавчина, кусочки герметика и резины.
Оптимальный интервал для промывки радиатора отопления — один раз в 2-3 года. Операция выполняется одновременно с заменой антифриза — система сливается, заполняется дистиллированной водой и специальным очищающим средством и прогревается вместе с двигателем до рабочей температуры. Затем раствор удаляется, и через расширительный бачок впрыскивается новый антифриз.
Если вышеупомянутая профилактическая промывка не проводилась в течение многих лет, необходимо очистить радиатор от накипи и грязи, чтобы восстановить нормальный теплообмен. Чтобы избежать неудобного демонтажа салона, промойте отопитель, не снимая его с автомобиля, одним из двух описанных ниже способов.
Подготовка к капитальной промывке
Для очистки радиатора отопителя салона непосредственно на автомобиле вам понадобятся:
- моющее средство двух типов — щелочное и кислотное;
- Стандартный набор гаечных ключей, отверток и плоскогубцев, воронка;
- Водяной насос малой мощности (подойдет и бытовой циркулятор отопления, и электрический насос от грузовой «Газели»);
- Два шланга длиной 2 метра с зажимами;
- Дистиллированная вода в количестве 3 объемов системы охлаждения вашего автомобиля;
- Бутылка с горячей водой и ведро;
- Старые колготки из капрона или сложенной втрое марли.
Также подготовьте емкость для слива старой охлаждающей жидкости и необходимый объем свежей охлаждающей жидкости. Нередко водители промывают теплообменник отопителя, не сливая полностью воду из магистралей и рубашки двигателя, но тогда все примеси, содержащиеся в старом антифризе, устремляются обратно в чистый радиатор.
Эту работу легче выполнить в гараже, оборудованном смотровой ямой. Чтобы удалить отложения без снятия отопителя с автомобиля, слейте всю охлаждающую жидкость из двигателя следующим образом:
- Дайте двигателю остыть до комнатной температуры и поставьте под двигатель емкость с антифризом.
- Открутите гаечным ключом крышку на блоке цилиндров, а затем откройте крышку расширительного бачка.
- Когда вся охлаждающая жидкость будет слита, закрутите крышку обратно. Если основной радиатор имеет вторую заливную горловину, повторите операцию.
- Отсоедините трубопровод коллектора в самой высокой точке системы — у дроссельной заслонки или блока подогрева карбюратора.
На некоторых автомобилях слив затруднен из-за крышек, защищающих пространство под капотом от попадания пыли снизу. Есть 2 решения проблемы: снять крышки или использовать длинный шланг, установленный на горловине топливного бака при открученной крышке.
Порядок ведения работ
Чтобы очистить радиатор своими руками, необходимо найти и отсоединить 2 трубки, идущие из пространства под капотом внутри салона. Во-вторых, убедитесь, что кран отопителя, расположенный внутри салона, открыт. Затем соберите узел промывки, содержащий следующие компоненты:
- 2 шланга;
- водяной насос;
- фильтр для трусиков.
Назначение фильтра — предотвратить попадание частиц грязи и окалины в узел насоса, поэтому он должен быть установлен на конце шланга, выходящего из теплообменника. Подсоедините другую трубку к насосу, погруженному в ведро с промывочным раствором. Если вы используете насос или циркуляционный насос «Газели», то для подачи воды из ведра вам потребуется надеть короткий шланг со стороны всасывания.
Перед промывкой радиатора отопителя автомобиля подсоедините шланги импровизированного устройства к фитингам теплообменника. Следуйте инструкциям:
- Используя чайник, нагрейте воду в ведре до 70-85°C.
- Включите насос, вставив шланг возврата в ведро. Когда из него потечет ровная струя, добавьте в горячую воду Kret или аналогичное средство для очистки сливов (количество — не менее 1 литра).
- Промывайте нагреватель в течение 30 минут, периодически включая чайник. Не допускайте охлаждения или кипения раствора.
- Через полчаса остановите откачку и удалите мусор из фильтра. Затем поменяйте местами всасывающий и обратный шланги по желанию — переключите разъемы на машине или насосном агрегате.
- Начните качать снова. Обратная промывка радиатора отопления является обязательной и занимает 30 минут.
Плюсы и минусы каждого способа, возможные риски
Недостатки — если переборщить с кислотой, это может привести к довольно неприятным последствиям — со временем кислота может отжечь резиновые и пластиковые части установки. Лимонная кислота очень агрессивна, поэтому вы выполняете эту промывку радиатора на свой страх и риск.
Промывка радиатора отопления кока-колой:
Преимущества — низкая стоимость, скорость, высокая эффективность (Coca-Cola содержит так называемую ортофосфорную кислоту, которая эффективно борется с накипью).
Недостатками являются газы и сахара, содержащиеся в Coca-Cola. Сахар, содержащийся в кока-коле, может засорить радиатор, а повышенное газовое состояние может негативно повлиять на всю систему.
Как промыть радиатор печки без снятия с авто
Конечно, удобнее работать со снятым радиатором. Однако удалить его довольно сложно. Обычно он спрятан глубоко внутри торпеды, скрывая целый клубок проводов, оборудования и воздушных каналов на внутренней стороне кожуха двигателя.
Чтобы снять все это, потребуется много времени, а собрать все обратно без скрипов и других посторонних звуков довольно сложно.
Но в удалении нет принципиальной необходимости, если речь идет только о промывке, а не о замене. Патрубки радиатора выведены в моторный отсек и доступны для подключения системы промывки.
Необходимое оборудование
Вам понадобится набор простого и недорогого оборудования и расходных материалов:
- Емкость примерно для 10 литров ополаскивающей жидкости, по крайней мере, большое ведро;
- Обогреватель, которым может быть эффективная электрическая или газовая плита, чайник или горелка;
- соединительные шланги;
- Электрический насос, например, опциональный электрический насос отопителя салона для фургонов, используемый, в частности, в семействе «Газель»;
- Батарея питания и зарядное устройство, соединительные кабели и зажимы;
- простой крупноячеистый фильтр;
- вода и промывочное средство, в зависимости от материала радиатора и принятого решения.
Вам также понадобится набор инструментов и хомуты для крепления шлангов к патрубкам отопителя и насоса.
Разберитесь с сутью процесса
Принцип промывки нагревателей заключается в следующем. Радиатор отсоединяется от системы охлаждения, к нему подключаются насос и шланги. Химическое вещество растворяется и нагревается в отдельной емкости, а затем промывочная жидкость циркулирует через радиатор с помощью насоса. Таким образом, он растворяет и вымывает все накопившиеся загрязнения.
Чтобы загрязнения не возвращались внутрь, их собирают на выходе и удаляют с помощью импровизированного марлевого фильтра или старых капроновых колготок. Затем радиатор промывается чистой водой и устанавливаются оригинальные шланги системы охлаждения.
Снимите клеммы с аккумулятора
При снятии шлангов радиатора может потребоваться отсоединить несколько разъемов жгута проводов. Поэтому лучше всего отключить бортовое питание, сняв клеммы аккумулятора, чтобы избежать ошибок в системе управления. Сначала минусовая клемма, затем плюсовая.
Заранее убедитесь, что нагреватель установлен на максимальный нагрев. Если он управляется клапаном, то при закрытии он будет перекрывать поток жидкости и препятствовать промывке.
Слив охлаждающей жидкости
Если радиатор уже забит, нет необходимости повторно использовать антифриз или то, что было в системе вместо него. Жидкость сливается для утилизации в любую подходящую емкость в соответствии с процедурой замены антифриза для данного автомобиля. Где-то есть сливные краны, где-то нужно снять шланги в нижней части двигателя.
Жидкость обычно сливается отдельно из блока и радиатора. Для более полного осушения системы можно продуть ее сжатым воздухом. Если имеется кран радиатора, он должен быть открыт.
Приготовьте и подогрейте промывку
Для удаления грязи и накипи используются специализированные средства, химикаты для очистки сливов, каустическая сода и обычная лимонная кислота. Последний вариант является самым безопасным, но и самым эффективным.
Возьмите 5 — 6 литров воды и добавьте 150 — 200 г обычной лимонной кислоты, хорошо перемешайте и нагрейте раствор. Его можно подогреть с помощью чайника, на электрической плите или от газовой конфорки. Для достижения наилучших результатов температура воды должна быть не менее 75°C, а лучше близка к кипению.
Подключение шлангов к печке салона
Как правило, шланги радиатора отопителя прокладываются через крышку моторного отсека в двигатель, где они крепятся гибкими резиновыми шлангами к фитингам на головке или блоке цилиндров.
Выберите легкодоступное место, ослабьте хомуты, снимите шланги с фитингов и подсоедините к радиатору длинные технологические шланги, идущие к насосу и накопительному баку.
Один из патрубков радиатора — напорный патрубок, который используется для подачи рабочей жидкости в радиатор, другой — сливной патрубок. Необходимо сделать их переключаемыми, чтобы промывочная жидкость могла течь как в прямом, так и в обратном направлении.
Каким средством промывать отопитель
Большинство радиаторов отопления изготавливаются из алюминия и его сплавов. Это довольно хрупкий и активный металл, который спасает только постоянное наличие химически стойкого оксидного слоя на его поверхности.
Поэтому промывка таких нагревателей агрессивными щелочными растворами или кислотными неорганическими растворами высокой концентрации очень опасна. Тонкие стенки трубок сердцевины радиатора легко растворяются, после чего радиатор необходимо выбросить. Также требуется много времени, чтобы очистить салон или под капотом от едкого раствора.
Иногда все еще используются чистящие средства на основе щелочи, что связано с большим риском. Для минимизации потерь время промывки рабочим раствором было сокращено. Возможно, если радиатор дорогой, редкий и нет другого способа вернуть его к жизни, риск оправдан.
Осталось решить, что делать в случае полного проникновения химикатов в жилую комнату, и насколько надежен радиатор с наполовину съеденными трубками. В конце концов, он должен работать под давлением.
То же самое можно сказать и о растворах неорганических кислот: соляной, серной, уксусной и ортофосфорной. Только последние, и в низких концентрациях, могут быть действительно опробованы. Особенно если вам удастся найти старый алюминиевый радиатор, распилите его и потренируйтесь регулировать состав раствора.
Иногда используются самодельные моющие средства, но их эффективность невысока, поскольку они предназначены в основном для жирных отложений.
Раствор лимонной или молочной кислоты — лучший и самый безопасный вариант для начала, особенно первый, так как он более доступен. Раствор готовится в соотношении примерно 50-100 грамм порошкообразной лимонной кислоты на литр воды.
Подогрев промывки и запуск насоса
Все химические реакции протекают гораздо лучше и быстрее при высокой температуре. Поэтому жидкость для полоскания следует подогреть с вышеупомянутым бульоном, а в качестве закваски использовать воду.
Включение и выключение насоса и переключение шлангов спереди назад — это попытка механически вытряхнуть грязь внутри радиатора, чтобы смыть ее в сетчатый фильтр.
Когда вода станет заметно чище и осадок перестанет выходить, в чистую воду всыпают порошкообразную лимонную кислоту и раствор непрерывно нагревают.
Процедуры включения электронасоса и переключения шлангов на прямой и обратный поток повторяются несколько раз.
Вы ясно увидите загрязнения, выходящие из радиатора в виде отдельных кусочков, и раствор в промывочной жидкости. Промывка происходит медленно и занимает несколько часов.
Промывка радиатора чистой водой
В конце процесса, когда из нагревателя больше не будет выходить грязь, его следует тщательно промыть от остатков раствора обычной водой. Одинаково, в обоих направлениях.
Убедитесь, что из радиатора не выходит ничего, кроме чистой воды, а затем продуйте патрубки.
Нет смысла подключать промытый радиатор к грязной системе охлаждения, он тут же снова засорится. Ведь его трубки являются узким местом системы, и именно в них задерживается вся грязь.
Следует также промыть всю систему охлаждения автомобиля, а поскольку это не всегда возможно, стоит подумать об установке дополнительного фильтра перед входом жидкости в радиатор печки.
Заправка антифриза
Залейте антифриз в чистую систему в соответствии с инструкциями производителя. Марка жидкости должна соответствовать рекомендованной.
Не стоит спешить покупать дорогой качественный состав, так как для полной очистки грязи его, возможно, придется менять не один раз.
Состав должен отвечать всем требованиям, кроме прочности, такой вариант дешевле. Например, если рекомендован дорогой розовый антифриз с высоким межсервисным интервалом, просто долейте красный лобрид, а затем замените его на стандартный.
В любом случае, бегать с водой недопустимо. Не содержит антикоррозионных, моющих и диспергирующих добавок.
Удаление воздушной пробки
Это основная проблема, возникающая при заправке антифризом. Обратите внимание, что воздушные пробки всегда образуются в верхней части двигателя. Если там есть какие-либо соединения труб, их можно ослабить до того, как воздух выйдет и начнет образовываться жидкость.
Обычно пробки полностью выветриваются при движении на высоких оборотах и ударах двигателя. Поэтому при первом доливе антифриза будьте готовы и следите за его уровнем.
Пошаговая процедура
Самое простое, что можно сделать в домашних условиях, — не снимать радиатор перед его очисткой. Этот метод очистки системы охлаждения намного проще и не менее эффективен, чем метод удаления. Процесс состоит из тщательной промывки водой для удаления накопившейся грязи и заключительной промывки химическими средствами:
- Старый антифриз сливается.
- Горячая вода заливается в машину с помощью специальных шлангов с форсунками, а затем сливается. Этот процесс продолжается до тех пор, пока поток не станет максимально чистым.
- Залейте выбранную чистящую жидкость через шланг в охладитель до полного заполнения, а затем закройте оба шланга.
- Время замачивания состава составляет от получаса до 2 часов, в зависимости от выбранного раствора. Для специализированных чистящих средств обратитесь к инструкции по применению для оптимального срока действия.
- Затем раствор следует слить, а систему теплообмена промыть чистой водой.
- На последнем этапе необходимо долить свежий антифриз.
Внимание: в холодное время года лучше воспользоваться услугами профессионалов, так как не удаленные остатки антифриза могут замерзнуть и повредить радиатор.
Промывка радиатора печки, не снимая с автомобиля. Технология
В качестве основы мы будем использовать обычную пищевую соду. Он отлично подходит для борьбы с маслянистыми отложениями типа масляной пленки. Очистка пищевой содой является первой задачей, так как важно удалить любые намеки на маслянистый налет. В противном случае они не позволят очистить чешую.
Накипь после неудачной промывки радиатора.
Наиболее эффективной и безвредной кислотой для двигателя является лимонная кислота, которая продается в каждом магазине. Лимонная кислота удалит весь налет, который вы видите при промывке двигателя. В то же время кислота активирует поверхность металла и делает ее восприимчивой, в том числе и к кислороду.
Поэтому промывка системы водой после кислоты является вопиющей ошибкой, которая приводит к образованию очагов коррозии на металлических поверхностях.
Коррозии не избежать, даже если промыть радиатор и всю систему дистиллированной водой. Да, в нем минимальное количество минералов и солей, но кислород там все равно есть, а окисление незащищенного активного металла — прямой путь к коррозии.
Для полной очистки системы охлаждения от накипи и масляных отложений нам потребуется:
- Пачка пищевой соды.
- Лимонная кислота 200-300г.
- Бутилированная вода, не обязательно дистиллированная.
- Новый качественный антифриз.
- Время, приблизительно 5-6 часов.
Часто возникает вопрос, почему нельзя очистить радиатор, отсоединив его от системы охлаждения. Действительно, это быстрее и, возможно, проще. Однако рассматривать такой вариант можно только как временную меру, так как вся грязь и накипь из двигателя рано или поздно вернется в радиатор.
Теперь, когда мы все поняли, приступим к промывке, строго соблюдая процедуру и технологию.
Важно!!! Прогрев автомобиля и работу на холостом ходу следует проводить только на улице, чтобы избежать отравления выхлопными газами.
1. Сливаем старый антифриз
Наверное, каждый знает, как слить антифриз в любом автомобиле. Единственная сложность заключается в том, что мы должны постараться откачать как можно больше жидкости. Если в блоке цилиндров имеется отдельная пробка, слейте воду из нее, а также из радиатора. В системе не должно остаться абсолютно ничего.
2. Заливаем раствор воды и соды
Выключите все пробки и краны, разведите 200 г соды в 10 литрах воды. Рассчитайте пропорцию, исходя из объема системы охлаждения рассматриваемого двигателя. Обратите внимание, что и двигатель, и вода должны быть примерно одинаковой температуры (двигатель охлажден, вода около 20 градусов). Залейте раствор в систему.
3. Прогреваем двигатель 30 минут
Запустите двигатель и поработайте на низкой скорости около получаса. Это важно, поскольку если термостат не откроется, жидкость будет циркулировать только по малому кругу — блок цилиндров, головка, радиатор.
Чтобы быстрее прогреть двигатель, можно дать дополнительную нагрузку на генератор, включить освещение или другие потребители, но не включать отопитель, так как он будет отводить тепло от двигателя. Если двигатель дизельный, необходимо поддерживать обороты немного выше холостых, чтобы прогреть жидкость до открытия термостата.
4. Двигатель остывает, промывка водой
После 30 минут прогрева выключите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу в течение часа, чтобы дать газировке возможность работать с максимальной эффективностью. После 60 минут работы на холостом ходу смойте остатки грязи и залейте чистую воду.
Вода нужна для того, чтобы смыть остатки соды, поскольку она нейтрализует кислоту, которую мы будем вливать позже. Дайте двигателю поработать на воде в течение нескольких минут, а затем слейте воду.
5. Заливаем кислотный раствор
Когда остатки пищевой соды будут смыты водой, разведите 200 г лимонной кислоты в 10 литрах воды. Как и в первый раз, дайте машине поработать около 30 минут на холостом ходу при рабочей температуре. Затем выключите двигатель и дайте ему остыть в течение часа.
Цикл нагрев-охлаждение (30 минут нагрев и 1 час охлаждение) следует повторить 3-5 раз, насколько хватит терпения. За это время поверхность металла окончательно очищается от окалины и может активно взаимодействовать с кислородом.
6. Нейтрализуем кислоту содовым раствором
На этом этапе очень важно промыть двигатель раствором соды (50 г на 10 л), но ни в коем случае не водой. Мы действуем по той же схеме: запускаем двигатель, прогреваем его в течение 30 минут, затем сливаем раствор и сразу же доливаем свежий антифриз. После пищевой соды вы не можете промыть систему водой по вышеуказанной причине, залейте антифриз.
Описанный нами метод считается наиболее безопасным для двигателя и радиаторов и наиболее эффективным для полного удаления соли и жира из системы охлаждения. Даже самые дорогие смывающие средства вряд ли дадут лучший результат.
Следуя этим советам, вы сохраните систему охлаждения чистой, радиатор отопителя горячим, двигатель быстро прогреется в холодные дни, а в салоне будет тепло.
Чем это можно сделать
Прежде чем приступить к очистке радиатора, необходимо знать свойства материала, из которого он изготовлен. Щелочные очистители не подходят для алюминиевых теплообменников. Очищайте его концентрированной неразбавленной кислотой, так как использование воды может повредить антикоррозийную защиту поверхности.
Кислота может повредить медный или латунный радиатор. Такой материал хорошо чистить пищевой содой или другими щелочными соединениями.
Специальная химия
В магазинах представлен достаточно широкий ассортимент специализированных химикатов. Среди них:
- Феликс чистильщик;
- Radiator Flush Complete, безопасный универсальный очиститель;
- Для сильных загрязнений Radiator Flush 2×1 от российского производителя Lavr;
- Иностранное средство Hi-Gear.
Специалисты рекомендуют использовать специальное средствоЭлектролит для аккумуляторов (1.27), которое поможет очистить всю систему охлаждения.
Нет никаких проблем с его пропорциями, и он максимально безопасен для деталей автомобиля. Для достижения желаемого эффекта необходимо строго следовать инструкциям по применению чистящих средств.
Домашние способы
Среди подручных средств многие водители отдают предпочтение лимонной кислоте, бытовой химии типа «Антикипин», «Крет» или даже «Кока-Кола». Для медных радиаторов используется каустическая сода или любой щелочной раствор.
Использование домашних и подручных средств требует особой осторожности. Важно знать пропорции, в которых их следует разводить. Обычно они требуют добавления большого количества воды.
Если пятна не большие, может помочь лимонная кислота70%-ный уксус следует развести в 50 мл на ведро теплой воды, а лимонную кислоту — в 250 г на 10 л воды.
Cola или Fanta содержат много сахара, который может повредить двигатель, поэтому их следует использовать с осторожностью.
Необходимое оборудование простое: два шланга и контейнер.
Алюминиевые детали можно аккуратно и безопасно очистить сывороткой (600 г молочной кислоты, разведенной в 10 л воды) или сильно разведенной щавелевой кислотой.
Промывка радиатора печки лимонной кислотой
Лимонную кислоту можно использовать для очистки радиаторов из любого металла, как алюминия, так и меди. Также может существовать несколько пропорций и рецептов его использования. Первый — взять 20-40 граммов сухой кислоты и растворить ее в одном литре воды. Если радиатор сильно засорен, количество можно увеличить до 80…100 грамм на литр (пропорционально увеличьте объем промывочной смеси). Лучше всего проверить раствор кислоты с помощью лакмусовой бумаги — значение pH должно быть равно 3. Это оптимальный состав для очистки радиатора отопления.
Кислотный раствор можно использовать в соответствии с описанными выше методами, заливая его. Как вариант, залейте его вместо антифриза в автомобиль и запустите двигатель на 30-40 минут, дав ему поработать на холостом ходу или на ходу, затем оставьте на ночь. Затем слейте жидкость, если она очень грязная (с большим количеством осадка), процедуру следует повторить еще один или два раза. Затем промойте систему охлаждения обычной дистиллированной водой и добавьте новый антифриз.
Промывка уксусом
Уксусная кислота — еще одно доступное и эффективное средство для очистки как системы охлаждения в целом, так и радиатора отопителя в частности. Для приготовления чистящего раствора вам понадобится 500 мл столового уксуса, который необходимо растворить в 10 литрах кипяченой или дистиллированной воды. Остальная процедура аналогична промыванию лимонной кислотой. Это решение подходит для радиаторов, изготовленных как из меди, так и из алюминия.
Промывка сывороткой
Молочная кислота, содержащаяся в молочной сыворотке, отлично очищает отложения, ржавчину и грязь со стенок как алюминиевых, так и медных радиаторов. Однако чистую молочную кислоту трудно найти, поэтому проще использовать натуральную (это очень важно. ) молочную сыворотку.
Для очистки радиатора вам потребуется от 5 до 10 литров. Перед использованием его нужно процедить через фильтр несколько раз, чтобы удалить весь жир!
Чаще всего ее заливают в систему и катают около получаса, затем сливают и несколько раз промывают горячей дистиллированной водой, так как сыворотка содержит жир.
Промывка радиатора печки электролитом
Электролит аккумулятора также хорошо справляется с вымыванием различных отложений и скоплений. Практически любой электролит в подходящем объеме может быть использован. С его помощью можно чистить как медные, так и алюминиевые радиаторы (но не слишком долго!). При работе с электролитом всегда надевайте рабочую одежду, резиновые перчатки, респиратор и защитные очки.
После снятия радиатора в него заливается электролит и оставляется на несколько часов, чтобы произошла химическая реакция, растворяющая грязь и отложения. Затем его процеживают и промывают. Только в первый раз в используемую воду следует добавить небольшое количество пищевой соды (1 ч.л. на литр). А затем рекомендуется использовать циклический «прогон» воды по внутренней поверхности радиатора.
Промывка каустической содой
Каустическая сода является едкой щелочью и может иметь несколько названий — едкий натр, гидроксид натрия, каустическая сода. Его нельзя использовать для очистки алюминиевых радиаторов — только медных и только если радиатор был снят с автомобиля — так как он вреден для алюминиевых частей системы охлаждения.
Для очистки радиаторов используется 10%-ный раствор каустической соды. Для работы с этим раствором необходимы средства индивидуальной защиты, так как каустическая сода может вызвать химические ожоги при контакте с кожей. Полученный раствор перед использованием следует подогреть, затем перелить и оставить на несколько часов, после чего слить. При необходимости повторите процедуру два или три раза, пока вылитая жидкость не станет относительно прозрачной. По окончании работы не забудьте промыть кулер чистой кипяченой или дистиллированной водой.
Как промывать ортофосфорной кислотой
Ортофосфорная кислота, а точнее ее 85%-ный раствор, продающийся в специализированных магазинах, также подходит для очистки алюминиевых и медных радиаторов. Он используется на радиаторах, снятых с автомобиля. Вы должны использовать средства индивидуальной защиты, перчатки и респиратор.
Просто залейте кислоту в радиатор и оставьте ее там на несколько часов. По истечении этого времени хорошо промойте кипяченой или дистиллированной водой. Кислота не разъест металл, но растворит весь налет и ржавчину внутри.
Fanta
Аналогично предыдущему пункту. Однако здесь есть важное отличие. Дело в том, что в отличие от Coca-Cola, в которой используется ортофосфорная кислота, в Fanta используется лимонная кислота, которая обладает меньшим очищающим эффектом. Поэтому некоторые автовладельцы заливают его вместо антифриза для очистки системы охлаждения.
Что касается того, как долго вы должны ездить в таком состоянии, все зависит от того, насколько загрязнена система. Особенно если он не очень грязный и очистка проводится скорее в качестве профилактической меры, просто дайте двигателю поработать 30-40 минут на холостом ходу. Если вы хотите промыть старый грязный колодец, то можно поездить 1-2 дня, затем залить дистиллят в систему, проехать дальше, слить и посмотреть на ее состояние. Если дистиллят загрязнен, повторяйте процедуру до тех пор, пока система не станет чистой. Наконец, не забудьте промыть его водой и долить новый антифриз.
Эффективные средства для промывания печки
Теперь давайте посмотрим, что можно сделать для эффективной промывки каналов радиатора. Простая вода, вероятно, не поможет. Промывка радиатора плиты заключается в заполнении его средствами, способными разрушить образовавшийся и отложившийся на стенках налет. Такими агентами могут быть:
Чем не рекомендуется промывать систему охлаждения
Среди так называемых народных средств есть и такие, использование которых не рекомендуется, хотя некоторые автовладельцы до сих пор пользуются ими, и они даже помогают в некоторых случаях. Вот несколько примеров.
Coca-Cola
Использование кока-колы в качестве средства для очистки автомобилей
Некоторые автомобилисты используют кока-колу для очистки системы охлаждения от масла, эмульсии, накипи и ржавчины. Дело в том, что он содержит ортофосфорную кислоту, с помощью которой легко избавиться от вышеупомянутых загрязнений. Однако, помимо кислоты, эта жидкость также содержит много сахара и углекислого газа, что может привести к некоторым проблемам.
Если вы решили использовать колу в качестве очищающей жидкости, лучше предварительно выпустить из нее углекислый газ, чтобы он не повредил отдельные компоненты двигателя в процессе расширения. Что касается кокса, то после использования жидкости систему охлаждения следует тщательно промыть обычной водой.
Fairy
Некоторые водители для промывки системы охлаждения от масла используют популярный очиститель бытовой смазки Fairy или его аналоги. Однако его использование связано с рядом проблем. Во-первых, его формула разработана для борьбы с кухонным жиром, и он просто не может справиться с моторным маслом. Даже если кто-то попытается залить его в радиатор, ему придется заливать и «кипятить» двигатель несколько десятков раз.
Calgon и его аналоги
Calgon, Tiret и им подобные не рекомендуются для очистки радиаторов, поскольку их непосредственное назначение — удаление накипи на водопроводных трубах.
“Белизна”
Особенность «Белизны» в том, что она содержит гипохлорит натрия, который разъедает алюминий. И чем выше температура жидкости и рабочей поверхности, тем быстрее происходит коррозия (по экспоненциальному закону). Поэтому ни в коем случае не заливайте в систему различные пятновыводители, особенно содержащие хлор и хлорированные соединения (включая Mr Muscle).
Известный «Крот» основан на каустической соде. Поэтому его нельзя использовать на алюминиевых радиаторах и других поверхностях. Он подходит только для очистки медных радиаторов (особенно радиаторов печей), а его удаление после прогона такого очистителя приведет к гибели всех резиновых уплотнителей и прокладок.
Другие смеси
Некоторые водители используют для очистки смесь лимонной кислоты (25%), пищевой соды (50%) и уксуса (25%). Однако мы не рекомендуем делать то же самое, так как оно очень жесткое и разъедает резиновые и пластиковые детали.
Возможные риски использования промывок
Каждый металл сопротивляется определенным агрессивным веществам и беззащитен перед другими.
Мы уже упоминали об опасности мытья алюминиевых радиаторов сильными кислотами и щелочами, содержащимися в средствах для очистки сливов, но остается добавить, что медные радиаторы не выдерживают всего.
В частности, даже если медь остается целой, свинец, образующий припой, на который крепится медный радиатор, не любит некоторые кислоты. Структура может быть серьезно ослаблена.
Сама медь достаточно устойчива к воздействию кислоты, но проблема заключается в проникновении в раствор посторонних веществ. Возможно, медь начнет интенсивно окисляться, но оксид меди будет немедленно вымыт кислотой.
Это может привести к растворению всего радиатора. Поэтому, точно зная, какие металлы мешают смыву, можно заранее изучить проблему, выяснив, как они активно реагируют с тем или иным составом. Не забывая о таких нюансах, как материал припоя и подводящей трубы.
Профилактическая очистка «на ходу»
Этот метод рекомендуется применять, когда нет заморозков — летом, ранней весной или поздней осенью. Причина — заполнение системы охлаждения привода дистиллированной водой в течение нескольких дней. Ночные заморозки могут привести к растрескиванию трубок теплообменника из-за расширения льда. Промывку допустимо проводить зимой, если автомобиль припаркован в теплом гараже и не оставлен на улице на длительное время.
Как сделать эту промывку:
- Полностью слейте воду из системы охлаждения двигателя.
- Возьмите соответствующее количество дистиллята для объема системы. Нагрейте воду и растворите в ней 100-150 грамм лимонной кислоты.
- Залейте средство вместо антифриза, убедившись, что в нем нет воздушных карманов.
- Выдержите в воде с лимонной кислотой в течение 4-5 дней, затем процедите раствор. Заполните рубашку охлаждения двигателя и трубопроводную сеть новой маркой подходящего антифриза.
Предупреждение. Концентрация 100 грамм пищевой кислоты в 10 литрах воды считается довольно слабой — раствор не способен повредить детали или клетки радиатора.
Мытье «на бегу» — это профилактическая мера. Теплообменник с сильным накипеобразованием таким способом не очистить, потребуется более высокая концентрация кислоты и обратная промывка.
Полезные советы
- Не используйте воду, особенно сырую, в качестве охлаждающей жидкости. Обычная водопроводная вода содержит слишком много различных солей, которые со временем оседают на стенках радиатора.
- Не покупайте дешевые охлаждающие жидкости сомнительного происхождения. Неизвестно, какие вещества они содержат и как они будут «уживаться» с металлом радиатора.
- Своевременно заменяйте охлаждающую жидкость в соответствии с рекомендациями производителя.