Антифриз – что это такое?
Антифриз — это международное название автомобильных охлаждающих жидкостей. Слово antifreeze означает «антифриз».
Все антифризы имеют гликолевую основу: этиленгликоль или пропиленгликоль и пакет присадок.
Этиленгликоль — двухатомный спирт. Чистый этиленгликоль представляет собой маслянистую жидкость со сладким вкусом, с температурой кипения около +200 °C и температурой замерзания -12,3 °C. Этиленгликоль является сильнодействующим ядом. Смертельная доза для человека составляет всего 200-300 граммов (кстати, она нейтрализуется этиловым спиртом).
Состав концентрата антифриза примерно следующий:
- 90% — этиленгликоль;
- 5-7% — добавки;
- 3-5% — вода.
Обратите внимание, что концентраты антифриза состоят из этиленгликоля и 3-5% дистиллированной воды. Другими словами, при содержании около 95 процентов все антифризы одинаковы. Все дело в присадках: эти 5-7 процентов определяют, будет ли ваш двигатель работать безотказно или станет любимцем мастерских.
Давайте разберемся, в чем разница, но сделать это будет нелегко. Ни одна другая жидкость, используемая в автомобиле, не вызывает такой путаницы, как классификация антифриза. На сегодняшний день не существует единого стандарта, которому соответствовали бы все антифризы.
Каждая страна производит охлаждающие жидкости в соответствии со своими национальными стандартами, зачастую очень устаревшими. Ниже перечислены их наиболее распространенные варианты:
- ГОСТ 28084-89 (Россия)
- BS 6580: 1992 (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)
- SAE J 1034 (США)
- ASTM D 3306 (США)
- ONORM V5123 (Австрия)
- AFNOR NF R15-601 (Франция)
- CUNA NC956 16 (Италия)
- JIS K2234 (Япония)
- G-11 (Швеция)
Виды антифриза
В настоящее время существует два основных типа антифриза — углесиликатный и силикатный. Второй тип используется в старых автомобилях. Наиболее известным представителем этого класса агентов является антифриз. Силикатный антифриз имеет ряд недостатков, поэтому его не используют в иностранных автомобилях.
Для новых иностранных автомобилей предпочтительнее использовать антифриз без силикатов на основе этиленгликоля. Добавки, содержащиеся в рецептуре продукта, осаждаются на корродированных участках только во время эксплуатации автомобиля. Это стало возможным благодаря включению органических компонентов. В этом случае двигатель полностью охлаждается.
Силикатные сорта на основе этиленгликоля покрывают всю внутреннюю поверхность труб неорганическими компонентами. Это эффективно предотвращает коррозию, но снижает холодопроизводительность системы.
Антифриз G11
Антифриз марки G11 производится по традиционной технологии. (Также известен как силикатный антифриз). В этих антифризах в качестве добавок для защиты от коррозии используются неорганические вещества или их комбинации:
- Силикаты;
- Фосфаты;
- Бораты;
- Нитриты;
- Амины;
- Нитраты.
Силикатные присадки, содержащиеся в антифризе G11, покрывают всю внутреннюю поверхность системы охлаждения защитным слоем, подобным накипи на стенках чайника. Этот слой защищает систему от повреждений. И это хорошо.
Но это значительно снижает теплоотдачу. И это не очень хорошо. Кроме того, этот слой со временем начнет крошиться и раскалываться из-за перепадов температуры и вибраций. И это тоже нехорошо. По этой причине вы должны помнить о необходимости замены такого антифриза не реже одного раза в два года. Но это еще не все. Отвалившиеся кусочки слоя антифриза подхватываются потоком охлаждающей жидкости и начинают работать как абразив, разрушая все на своем пути.
Антифриз, изготовленный по обычной (силикатной) технологии, маркируется на канистрах следующей надписью:
- G11
- Обычные охлаждающие жидкости
- Обычные охлаждающие жидкости
- IAT (технология неорганических кислот)
Однако иногда можно найти силикатные охлаждающие жидкости, которые вообще не имеют обозначения класса на упаковке.
Антифриз G12, G12+ и G12++
Антифриз класса G12 — это следующий шаг в развитии охлаждающих жидкостей. Производители решили устранить недостатки силикатной технологии путем освоения технологии органических кислот.
Карбоновые кислоты используются в качестве антикоррозионных присадок в антифризе G12. Отсюда второе название этих антифризов — карбоксилатные. Их отличительной особенностью является то, что карбоксилатные присадки не образуют защитный слой по всей поверхности системы охлаждения, а начинают действовать только в местах коррозии и образуют защитные слои толщиной не более одного микрона.
Все недостатки силикатной технологии были превращены в преимущества:
- Очень высокая теплоотдача.
- В системе охлаждения ничего не крошится и не портится, не происходит истирания.
- Срок службы антифриза увеличивается до трех-пяти лет. Также пять лет — если вы промыли и просушили систему и долили заводской антифриз, и три года — если что-то из этого списка было подделано и концентрат был разбавлен самостоятельно.
Но у антифриза G12 есть недостаток — карбоксилатные присадки начинают действовать только после начала процесса коррозии. То есть, они начинают «лечить» только тогда, когда «болезнь» уже проявилась, и ничего не было сделано для ее предотвращения.
Карбоксилатные антифризы имеют следующие обозначения:
- G12
- Карбоксилатные хладагенты
- ОАТ (технология органических кислот)
Чтобы устранить основной недостаток, производители охлаждающих жидкостей сделали полшага назад и объединили силикатные и карбоксилатные технологии. Это привело к разработке антифриза марки G12+ (гибридная технология).
Гибридный антифриз содержит не только органические (карбоксилатные), но и неорганические присадки. Европейцы, например, используют силикаты, американцы — нитриты, а японцы предпочитают фосфаты.
Антифризы G12+ называются следующими терминами:
- Гибридные хладагенты
- HOAT (гибридная технология органических кислот)
Антифриз G12++ стал доступен в 2008 году. Это новый тип охлаждающей жидкости, в которой органическая основа сочетается с небольшим количеством минеральных добавок.
Антифризы G12, G12+, G12++ являются разновидностью технологии органических кислот. Сделав полшага назад (в сторону силикатных добавок), технологи медленно начали двигаться вперед, играя с комбинациями минералов. Эта технология называется лобридными охлаждающими жидкостями и обозначается как
- Лобридные охлаждающие жидкости
- охлаждающие жидкости SOAT
А венцом современных охлаждающих жидкостей является марка G13.
Антифриз G13
Антифриз класса G13 появился в 2012 году. Они принципиально отличаются от всех предыдущих тем, что вместо ядовитой этиленгликолевой основы имеют безвредную и экологически чистую пропиленгликолевую основу.
На этом различия заканчиваются. Технологически антифриз G13 эквивалентен антифризу G12++ на основе этиленгликоля и не имеет сегодня никаких преимуществ (кроме экологической чистоты).
Состав антифриза
Антифриз на основе гликоля имеет специфический состав. От этого зависят их основные характеристики. В чистом виде этиленгликоль выглядит как маслянистое вещество. Температура замерзания -13 °C, а температура кипения +197 °C. Этиленгликоль — очень плотное вещество. Этиленгликоль является сильнодействующим пищевым ядом. Вещество токсично, особенно в конце срока службы. Использованный антифриз на основе этиленгликоля, состав которого был загрязнен тяжелыми металлами во время использования, необходимо утилизировать надлежащим образом.
При смешивании с водой температура замерзания может быть значительно снижена (до -70ºС при соотношении 1:2 воды и этиленгликоля). В качестве добавок могут использоваться как органические, так и неорганические компоненты. Первый вариант предпочтительнее. Ингибиторы коррозии сегодня бывают 4 типов: карбоксилатные, обычные, органические и гибридные. Из-за различных компонентов, входящих в состав антифриза, нельзя смешивать разные марки этих продуктов. В противном случае они будут вступать в конфликт друг с другом, снижая эффективность вещества.
Буферные присадки:
Добавки или химические вещества, такие как фосфаты, бораты или соли органических кислот.
Эффект заключается в поддержании правильного уровня pH, нейтрализуя кислоты, попадающие в охлаждающую жидкость.
Ингибиторы коррозии:
Добавки или химикаты — нитраты, силикаты, меркаптобензотиазол (защитная добавка для желтых металлов), толилтриазол (защитная добавка для желтых металлов), соли органических кислот.
Эффект заключается в предотвращении коррозии различных металлов системы охлаждения.
Антикавитационные присадки:
Добавки или химикаты — нитриты и молибдаты.
Преимущества и эффект — особенно эффективен при кавитации чугуна, защита от коррозии.
Пеногасители:
Добавки или химические вещества — полигликоли и силиконы.
Эффект заключается в предотвращении образования стойкой пены, которая может привести к проблемам с теплоотдачей/коррозией.
Контроль отложений и окалины:
Добавки или химические вещества — фосфонаты и водорастворимые полимеры, такие как полиакрилаты.
Действие — Предотвращает образование накипи или отложений на поверхности теплообмена.
Антиобрастание:
Добавки или химикаты — ПАВы / низкопенящиеся моющие средства.
Эффект заключается в предотвращении накопления нефтепродуктов и примесей, которые блокируют теплопередачу и способствуют коррозии.
Типы антифризов для отопления
Антифризы для отопления основаны на водных растворах этиленгликоля и пропиленгликоля. В чистом виде эти соединения достаточно агрессивны в системах отопления. Однако существуют специальные добавки для защиты от коррозии, вспенивания, образования накипи и повреждения отдельных компонентов сети и арматуры.
Эти добавки значительно повышают термостойкость, которая обеспечивается в диапазоне температур от — 70 до + 110 °C. Термическая деградация отсутствует даже при температурах + 165 — + 175 °C.
Антифриз в системе отопления нормально реагирует с материалами, используемыми в теплосетях:
- резина
- эластомеры;
- пластик.
Этиленгликолевые антифризы
Обычно имеющиеся в продаже бытовые антифризы для систем отопления основаны на этиленгликоле.
Они выпускаются в следующих формулах:
- температура замерзания — 30 °C;
- температура замерзания — 65 °C.
Заполнение системы отопления антифризом начинается с приготовления раствора. Необходимо разбавить его водой. Цена этиленгликоля невысока, поэтому антифриз на его основе обычно не очень дорогой.
Существенным недостатком этиленгликоля является его высокая токсичность, как при контакте с телом, так и при вдыхании паров. Смертельная доза этого вещества для человека составляет 250 мл.
Этот недостаток ограничивает использование антифриза на основе этиленгликоля в двухконтурных сетях централизованного теплоснабжения, где теплоноситель может попасть в контур горячей воды. Поэтому использование такого антифриза ограничено одноконтурными системами отопления.
Пропиленгликолевые антифризы
В конце прошлого века нетоксичные антифризы на основе пропиленгликоля поступили на рынки западных стран. Преимуществом этих антифризов является их безвредность.
Это качество наиболее важно для двухконтурных систем отопления. Эти антифризы появились и на нашем рынке. Инструкция позволяет использовать их при температуре до — 35 °C.
Пропиленгликоль является утвержденной пищевой добавкой E1520, которая часто используется в кондитерских изделиях в качестве агента, который помогает смягчить, удержать влагу и диспергировать вещество.
Триэтиленгликолевые антифризы
При высоких рабочих температурах (до 180°C) используются антифризы на основе триэтиленгликоля. Это вещество характеризуется высокой температурной стабильностью. Однако такие охлаждающие жидкости не подходят для общего использования. Триэтиленгликолевый антифриз обычно используется в специальных системах отопления с радиаторами, также рассчитанными на высокие температуры.
Цвет антифриза
Изначально антифриз на основе этиленгликоля, цвет которого можно увидеть на производстве, выглядит как прозрачное вещество. Он имеет только специфический запах. Независимо от марки, антифриз бесцветен. Для того чтобы определить его качество, в него добавляют красители. Водители и автомеханики имеют привычку классифицировать качество продукта по его цвету. Существует три класса антифризов.
- Класс G11 включает синие и зеленые продукты. Это самые недорогие типы антифриза. Они содержат этиленгликоль и силикатные добавки. Срок службы этих антифризов составляет примерно 30 000 км.
- К классу G12 относятся вещества красного и розового типов. Они отличаются более высоким качеством. Они состоят из этиленгликоля и органических добавок. Срок службы таких веществ может достигать 150 000-200 000 км. Однако их стоимость значительно выше.
- Существует также третий класс — G13. В дополнение к ингредиентам, упомянутым в предыдущем разделе, этот класс содержит пропиленгликоль. Окраска таких продуктов в основном характеризуется оранжевыми и желтыми тонами.
Гибридные
Недорогой сине-зеленый антифриз является гибридом. В дополнение к синтетическим добавкам добавляются органические:
- фосфаты,
- силикаты,
- нитриты.
Кроме того, в антифриз добавляют антикоррозийные, антипенные и антишламовые свойства.
Наиболее распространенными в нашей стране являются гибридные охлаждающие жидкости. G11+ содержит улучшенный набор присадок. Срок службы таких охлаждающих жидкостей составляет от 3 до 5 лет.
Лучшими в этом классе являются бытовые антифризы Felix Prolonger G11, Sintec Euro и CoolStream Hybrid Extra.
Карбоксилатные
Карбоксилатные антифризы — это красные антифризы средней ценовой категории. Они содержат присадки на основе карбоновых кислот, которые улучшают теплоотдачу и устраняют коррозию в системе охлаждения.
Срок службы этих охлаждающих жидкостей составляет более 5 лет. Они часто используются в системе охлаждения двигателей иномарок с большим пробегом. G12+ содержит расширенный пакет добавок.
Наиболее популярными в этом классе являются Sintec LUX G12, Luxe G12+ Antifreeze Long Life и FELIX Carbox G12+.
Лобридные
Антифриз Lobrid был впервые представлен в 2008 году. Это высокоэффективная охлаждающая жидкость на основе эфир-пропиленгликоля с новым сбалансированным составом органических и минеральных присадок.
Эта охлаждающая жидкость не ядовита и менее вредна для окружающей среды, чем этиленгликолевый антифриз.
- Срок их службы составляет более 5 лет.
- Их состав подходит для большинства современных двигателей, включая двигатели с турбонаддувом.
- Их цвет бывает розовым и фиолетовым.
Охлаждающие жидкости с лобридным антифризом используются реже, чем охлаждающие жидкости первых двух классов — в основном из-за их стоимости. Но за ними будущее.
Это Sintec UNLIMITED G12++ и CoolStream G13.
Тосолы
Тосолы (А 40, А 40М) — наиболее распространенные в России традиционные антифризы, в которых в качестве присадок используются только неорганические вещества и их смеси.
Тосолы были разработаны в Советском Союзе для охлаждения чугунных двигателей отечественного производства. Они постепенно теряют свою популярность из-за низких эксплуатационных характеристик по сравнению с антифризом.
- Температура замерзания антифриза составляет 40°C, в то время как температура замерзания современных антифризов составляет 42-45°C.
- Температура кипения антифриза достигает + 120-130 °C, а тонера — +105-108 °C.
Пакет присадок в антифризе минимален и имеет тенденцию к более частому вспениванию. Поэтому он не подходит для использования в современных приводах иномарок и новых отечественных моделей автомобилей.
Срок службы сухой охлаждающей жидкости не превышает 2 лет и подлежит замене через каждые 60 000 км пробега. Современные антифризы позволяют автомобилям работать без проблем при пробеге 100-120 000 км.
Наиболее проверенными антифризами являются жидкости Felix, Detroil и Tosol A-40 от компании Himlux.
Система маркировки
Любой антифриз на основе этиленгликоля для алюминиевых радиаторов, а также для систем охлаждения тяжелых условий эксплуатации содержит красители. Это не влияет на технические характеристики вещества. Выбор цвета зависит от прихоти производителя. Не существует общепринятого стандарта для маркировки или добавления красителей.
Приведенная выше маркировка, на которую чаще всего обращают внимание водители и автомеханики, раньше применялась для охлаждающей жидкости VW, произведенной в Германии. Эти продукты были очень популярны. Однако теперь даже сам Volkswagen изменил спецификацию. Сегодня этот известный производитель выпускает 3 основных класса антифризов на органической основе. Им предшествуют символы G12++, G12++ и G13. Поэтому перед покупкой антифриза для системы охлаждения лучше обратить внимание на рекомендации производителя автомобиля, а также на состав самого расходного материала. Единой маркировки для всех антифризов не существует.
Основные свойства антифризов
В процессе эксплуатации антифризы проявляют целый набор свойств. Они регулируются стандартами и одобрениями производителей транспортных средств. Следует отметить, что этиленгликоль является токсичным веществом. Он увеличивается по мере исчерпания срока службы. Существуют правила утилизации отработанных антифризов на основе этиленгликоля. Им приписываются различные негативные свойства. По этой причине при замене антифриза необходимо обратиться в специализированную организацию для его правильной утилизации.
Также важно учитывать поведение антифриза при вспенивании. Для местного антифриза этот показатель составляет 30 см³, для импортного — 150 см³. Смачиваемость антифризов в 2 раза выше, чем у воды. Поэтому они могут проникать даже в очень маленькие щели. Это объясняет их способность вытекать наружу даже при наличии микротрещин.
В чем преимущества и недостатки использования антифриза?
При выборе подходящего продукта стоит оперировать информацией о том, что входит в состав вещества. Дело в том, что антифриз — это жидкость, которая не замерзает при очень низких температурах. Многие растворы изготавливаются на основе этиленгликоля, а в состав добавляются специальные присадки для защиты отопительных контуров от негативного воздействия. Именно эти вещества обеспечивают стабильную работу автомобиля в течение длительного времени. Обычная вода не обладает такими свойствами, поэтому она не способна обеспечить полноценную защиту двигателя.
Несмотря на то, что антифриз способен длительное время поддерживать технические параметры, выступать в качестве охладителя и теплоотвода, этот продукт обладает некоторыми отрицательными характеристиками. Здесь следует обратить внимание на следующие параметры:
- Низкая теплоемкость;
- высокая теплоемкость; — для использования требуется специальное оборудование, например, насос. Антифриз имеет большую плотность, чем вода, поэтому состав должен автоматически диспергироваться;
- Высокая текучесть. Особое внимание в этом отношении следует уделить вам и радиаторным соединениям;
- Отдельные охлаждающие жидкости могут быть ядовитыми и вредными для здоровья человека. Здесь следует отметить, что токсичный антифриз категорически нельзя использовать в сочетании с горячей водой.
Несмотря на недостатки, антифриз гораздо лучше защищает алюминиевые двигатели от перегрева и продлевает срок их службы.
Этиленгликоль: состав и свойства
Этиленгликоль — это жидкость, которая не имеет цвета, но очень токсична. Он обладает хорошей способностью смешиваться с различными другими ингредиентами. Например, при соединении с водой этиленгликоль в антифризе защищает металлические детали от коррозии, внешних сил и предотвращает замерзание воды.
Это вещество используется в охлаждающих жидкостях. Сам по себе гликоль замерзает даже при -12 oC, но если его смешать с водой в определенных пропорциях, то точка замерзания повышается до -50 oC.
Однако не забывайте, что охлаждающую жидкость на основе этиленгликоля следует использовать с осторожностью — она не должна попадать на открытые участки кожи, и ее следует держать подальше от детей, поскольку она слишком токсична.
Также старайтесь контролировать соотношение воды и гликоля в растворах, так как вода имеет тенденцию испаряться быстрее, а слишком малое количество воды в смеси может привести к самопроизвольному взрыву химического вещества.
Этиленгликоль – токсичный двухатомный спирт
Химическая формула этого простого многоатомного спирта — C2H6O2 (альтернативно ее можно записать как BH-CH2-CH2-ON). Этиленгликоль имеет слегка сладковатый вкус, не имеет запаха и при очистке представляет собой слегка маслянистую, бесцветную, прозрачную жидкость.
Поскольку это токсичное соединение (по общепринятой классификации — третий класс опасности), следует избегать попадания этого вещества (в растворе и чистом виде) в организм человека. Основные химические и физические свойства 1,2-диоксиэтана:
- молярная масса — 62,068 г/моль;
- Оптический показатель преломления — 1,4318;
- Температура зажигания — 124 градуса (верхний предел) и 112 градусов (нижний предел);
- температура самовоспламенения — 380 °С;
- температура замерзания (100-процентный гликоль) — 22 °C;
- температура кипения — 197,3 °C;
- плотность 11,113 г/куб. см.
Пары описанного двухатомного спирта вспыхивают, когда его температура достигает 120 градусов. Еще раз напоминаем, что 1,2-этандиол имеет класс опасности 3. А это значит, что его предельно допустимые концентрации в атмосфере не могут превышать 5 миллиграмм/кубический метр. При попадании этиленгликоля в организм человека могут возникнуть необратимые негативные последствия, которые могут привести к смерти. Проглатывание 100 миллилитров или более гликоля может привести к летальному исходу.
Пары этого соединения менее токсичны. Поскольку этиленгликоль имеет относительно низкий коэффициент летучести, реальная опасность для человека возникает при систематическом вдыхании паров 1,2-этандиола. На возможность отравления парами (или туманом) данного соединения указывает кашель и раздражение слизистых оболочек. Если человек отравился гликолем, ему следует принять препарат, содержащий 4-метилпиразол (мощный антидот, ингибирующий фермент алкогольдегидрогеназу) или этанол (одноатомный этиловый спирт).
Применение гликоля в разных областях техники
Низкая стоимость этого полатомного спирта, его особые химические и физические свойства (плотность и другие) привели к его широкому использованию в различных областях техники.
Каждый автолюбитель знает, что обычная охлаждающая жидкость для его «железного коня» называется антифриз — этиленгликоль 60% + вода 40%. Температура замерзания этой смеси составляет -45 градусов. Очень трудно найти более подходящую жидкость для систем охлаждения автомобилей, даже с учетом высокого класса опасности 1,2-этандиола.
В автомобильном секторе этиленгликоль также используется в качестве отличной охлаждающей жидкости. Он также встречается в следующих приложениях:
- Органический синтез: химические свойства гликоля позволяют ему защищать изофорон и другие карбонильные группы, он используется как эффективный растворитель при повышенных температурах и как основной ингредиент в специальной авиационной жидкости, которая уменьшает явление гидратации горючих смесей для самолетов;
- растворение красящих соединений;
- производство нитрогликоля, мощного взрывчатого вещества на основе описанного нами соединения;
- газовая промышленность: гликоль предотвращает образование гидрата метана на трубах; он также поглощает избыточную влагу в трубопроводах.
Этиленгликоль также используется в качестве эффективного криопротектора. Он используется в производстве кремов для обуви, как важный компонент компьютерных охлаждающих жидкостей, в производстве 1,4-диоксина и различных типов конденсаторов.
Антифриз – охлаждающая жидкость на основе гликоля
Антифриз на основе гликоля используется в современных автомобилях для охлаждения двигателей. Его основным ингредиентом является этиленгликоль (существуют композиции с пропиленгликолем в качестве основного ингредиента). В качестве присадок используется дистиллированная вода и специальные добавки, придающие антифризу флуоресцентные, антикавитационные, антикоррозийные и антипенные свойства.
Главной особенностью антифризов является низкая точка замерзания. Кроме того, они имеют низкий коэффициент расширения при замерзании (на 1,5-3 процента ниже, чем у обычной воды). Кроме того, эта специальная охлаждающая жидкость на основе гликоля имеет высокую температуру кипения, что улучшает работу автомобиля в жаркую погоду.
В целом, преимущества охлаждающей жидкости для двигателя на основе гликоля и воды заключаются в следующем
- отсутствие вредных добавок (аминов, различных нитритов, неблагоприятных фосфатов);
- можно выбрать необходимую концентрацию антифриза для качественной защиты двигателя автомобиля от замерзания;
- стабильные параметры и свойства в течение всего срока службы
- совместимость с теми деталями системы охлаждения автомобиля, которые изготовлены из пластика или резины;
- высокие антифризные свойства.
Кроме того, современные антифризы защищают металлические сплавы и металлы, используемые в двигателях внутреннего сгорания, с помощью специальных ингибирующих присадок.
На что обратить внимание при выборе антифриза?
Во время использования антифриз не должен закипать или замерзать. Все эти препараты можно разделить на несколько групп в соответствии с международно признанной классификацией:
- G11 имеет синий или зеленый цвет. Они имеют самый короткий срок службы — всего 2 года;
- G12 окрашен в красный, розовый или фиолетовый цвет и имеет срок службы до пяти лет;
- G12+ являются разновидностью предыдущей группы с одной лишь особенностью — их можно смешивать с любой другой охлаждающей жидкостью.
- G13 — это современные охлаждающие жидкости на основе полипропиленгликоля. Они были введены в 2012 году.
При покупке обращайте внимание на внешний вид упаковки. Очень легко определить подделку по следующим критериям:
- Слишком низкая цена;
- Наличие осадочных пород;
- Резкий или неприятный запах;
- Значение pH отсутствует в описании;
- Упаковка низкого качества, видно, что она была напечатана в кустарных условиях.
Во время использования следует внимательно следить за состоянием жидкости. Если он изменит цвет, это свидетельствует о проблемах в системе охлаждения или о некачественном составе.
Обзор популярных марок
В нашей стране используются различные марки антифризов на основе этиленгликоля. Среди наиболее популярных — Felix, Alaska, Syntec, Long Life, Nord. Они характеризуются оптимальным соотношением цена/качество.
Представленные антифризы предназначены для суровых условий нашего климата. Широкий ассортимент продукции также позволяет водителям выбрать продукт, подходящий для двигателя их автомобиля. Представленные продукты эффективно противостоят коррозии и обеспечивают хорошие охлаждающие свойства радиатора.
Популярные сегодня в нашей стране продукты эффективно защищают системы двигателя от отложений, особенно в водяном насосе, моторном отсеке и каналах воздухозаборника.
1. SINTEC ULTRA G11
Готовый к использованию антифриз на основе моноэтиленгликоля и полезных присадок для улучшения качества охлаждающей жидкости.
Подходит для использования в системах охлаждения отечественных и зарубежных легковых, грузовых и других транспортных средств различной грузоподъемности.
Надежно защищает от ржавчины, коррозии и перегрева. Не повреждает трубы, прокладки и уплотнения. Оптимально подходит для многих марок автомобилей, включая BMW, Daimler-Chrysler, Cummins, DBL, Hyundai, Mazda, Ford, Opel, Mercedes-Benz, Toyota, Suzuki и другие.
Особенности:
- тип — гибридный;
- оттенок — красный/розовый;
- температура кипения/замерзания — 112 / -45 градусов Цельсия;
- омологации — FUZO KAMAZ Trucks Rus, UzDaewoo;
- страна производства — Россия;
- объем — 1 л;
- год выпуска — 2015.
Антифриз SINTEC ULTRA G11 нельзя смешивать с красным G12.
Стоимость — 160 рублей за 1 кг, 650 за 5 кг и 1160 за 10-килограммовую канистру.
Плюсы:
- Низкая цена при оптимальной производительности;
- Не замерзает даже при экстремально низких температурах;
- хорошо охлаждает двигатель;
- не перекипит;
- не масштабируется;
- хорошо переносит жару.
Недостатки:
- становится фиолетовым после промывки;
- не всегда доступны в магазине;
- наличие подделок на рынке.
2. SINTEC UNIVERSAL G11
Используется в легковых/грузовых автомобилях и других транспортных средствах, работающих в тяжелых условиях. Защищает систему от перегрева, ржавчины и отложений в системе.
Также смазывает внутренние детали и продлевает срок службы водяного насоса.
Не оказывает негативного влияния на уплотнения, прокладки и трубы. Подходит для многих марок автомобилей, включая Toyota, Kia, Mazda, Nissan, Chevrolet, Chrysler, Hyindai, Mitsubishi, Daewoo, LADA и другие.
Особенности:
- оттенок — синий/голубой;
- плотность при 20 0С — 1,075 г/см2;
- pH — 7,9;
- щелочность — 13,5, как указано выше;
- температура замерзания / кипения — -40 0C / +110 0C;
- типы допусков — FUZO KAMAZ Trucks Rus и UzDeu;
- объем — 1 кг (варианты — 5 кг, 10 кг);
- год выпуска — 2015;
- страна производства — Россия.
Состав включает этиленгликоль, люминофорный краситель, вспомогательные вещества и деминерализованную воду.
Покупка ОЖ в минимальной таре 1 л стоит от 164 рублей, 5 кг — от 624 р, 10 кг — 1140.
Преимущества:
- выдерживает работу при высоких температурах;
- оптимальное соотношение цена/качество;
- дешевле европейских аналогов;
- длительный срок службы;
- выдерживает сибирские морозы;
- доступность готовой продукции;
- хорошее охлаждение системы;
- не меняет своих свойств;
- одобрение производителя.
Конс:
- цветовая путаница;
- нельзя смешивать с антифризом.
SINTEC UNIVERSAL G11 находится практически на одном уровне с предыдущим брендом по цене и качеству, и неудивительно, ведь производитель один и тот же. Мы отдаем ему 2-е место в рейтинге только по одной причине — у первого бренда больше положительных отзывов.
3. Coolstream Hybrid Extra
Силикатная охлаждающая жидкость, одобренная многими популярными производителями, включая BMW, Opel, Fiat, Chrysler и другие.
Он отличается улучшенными характеристиками охлаждения, высокой стабильностью и сроком службы до трех лет. Подходит для легковых автомобилей, грузовиков и автобусов.
Особенности:
- оттенок — зеленый;
- температура замерзания / кипения -40 / 126 градусов Цельсия;
- Упаковка — 1, 5, 220 кг, концентрат 1,5 кг;
- одобрения — Audi, BMW, Fiat, Volvo, Gila, Ford, Rolls Royce и другие;
- год выпуска — 2017;
- страна производства — Россия.
Стоимость антифриза зависит от объема.
Стоимость литровой бутылки обойдется в 303 рубля. Пятилитровый — от 994 р.
Преимущества:
- доступная цена;
- Имеет одобрения почти всех производителей;
- Хорошо справляется с задачей охлаждения;
- Европейские добавки в рецептуре.
Недостатки:
- Более высокая цена;
- Потеря качества при смешивании с другими видами.
4. SINTEC EURO G11
Готовый к использованию антифриз последнего поколения, разработанный с использованием зарубежных ингибиторов коррозии и высококачественного моноэтиленгликоля.
Подходит для систем охлаждения российских и иностранных автомобилей, грузовиков и автобусов. Он защищает систему от коррозии, обеспечивает оптимальный тепловой режим.
Он имеет широкий диапазон рабочих температур, хорошо смазывает систему и не повреждает резиновые трубки и пластиковые компоненты.
Характеристики:
- оттенок — зеленый;
- водородный показатель — 7,9 рН;
- щелочность — 13,4, как указано выше;
- плотность (при 20 0С) — 1,075 г/см3;
- температура замерзания / кипения -40 / +110 0C;
- сезонность — любая;
- упаковка — 1, 3, 5, 10, 220 кг;
- Одобрение — грузовики DERWAYS, UzDAEWOO, FUZO KAMAZ;
- Страна-производитель — Россия;
- год выпуска — 2015.
Антифриз одобрен ведущими производителями, среди которых Daewoo, Lada, Nissan, Chrysler, Toyota, Opel, Mercedes, BMW, Audi, Kia, Hyundai и другие. Стоимость банки весом 1 кг составляет 200 рублей.
Преимущества:
- отсутствие горения паров;
- продается почти на всех заправочных станциях;
- соотношение цены и качества;
- хорошо работает даже зимой;
- полезные добавки;
- не перегревает двигатель;
- не выпадает в осадок;
- не выцветает с течением времени.
Недостатки:
- можно запутаться в жидких оттенках;
- поддельные;
- ограниченный срок службы;
- Не очень хорошие антикоррозионные свойства.
SINTEC EURO G11 неплохо себя зарекомендовал, за 6 лет на рынке он получил много положительных отзывов, но по антикоррозионным свойствам он все же уступает предыдущим маркам, хотя однозначно назвать его плохим нельзя. 4-е место в рейтинге.
5. ЛУКОЙЛ Green G11
Готовый к использованию антифриз на основе этиленгликоля, изготовленный по специальной технологии. Содержит присадки (силикаты и соли органических кислот), которые защищают систему и двигатель от коррозии.
Подходит для автомобилей, работающих при температуре не ниже -40 0C. Надежно защищает от замерзания, образования накипи и перегрева.
Оптимальное сочетание присадок увеличивает срок службы антифриза, снижает затраты на обслуживание/ремонт и повышает стабильность.
Используется в различных транспортных средствах: грузовиках, легковых автомобилях и автобусах.
Особенности:
- оттенок — зеленый;
- сезонность — любая;
- страна производства — Россия;
- температура замерзания / кипения -40 / 110 0C;
- плотность — 1,08 кг/м3;
- водородная экспонента — 8,2 рН;
- щелочность — 14,3 л;
- производственная упаковка — 1, 5, 10, 220 кг.
Антифриз полностью соответствует требованиям Ford ESD M97B49-A, ASTM D3306, SAE J 1034, ГОСТ 28084-89, MTU 5048, Volkswagen TL-774-C.
Стоимость одной бутылки объемом 1 литр составляет 229 рублей, 5 кг — от 660 рублей, 10 кг — от 960 рублей.
Плюсы:
- проверенный бренд;
- доступная цена и относительно высокое качество;
- Эффективная защита от коррозии;
- поддерживается многими производителями;
- применимо ко всем типам транспортных средств;
- двигатель не перегревается.
Конс:
- Относительно короткий срок службы.
Как сделать антифриз своими руками
Антифриз с присадками стоит довольно дорого, поэтому не всегда устраивает потребителей. Однако не стоит отчаиваться. Состав можно приготовить самостоятельно. Самостоятельное решение даже лучше, чем промышленное.
Он имеет меньшую вязкость и меньшую ликвидность, поэтому не оказывает сильного разрушающего воздействия на стыки и швы в системе отопления. Кроме того, использование самодельных смесей наносит гораздо меньше вреда резиновым уплотнителям, которые необходимы для монтажа отопления.
Для приготовления раствора возьмите 40-процентный этиловый спирт и очищенную воду. Лучше брать жесткую воду, так как в сочетании с этанолом она предотвращает образование накипи и отложений внутри системы. Осадок можно легко удалить, промыв отопительный контур под давлением.
Процентное содержание спирта не должно превышать 30 %, тогда спирт не будет испаряться и теплоноситель будет вести себя как вода. Это означает, что температура кипения также будет такой же, как у воды. Если теплоноситель нагрет до 85-90oC, кипения не происходит, что не приводит к образованию большого количества пара.
И одна из самых важных особенностей такой смеси заключается в том, что этанол предотвращает замерзание воды. Это означает, что зимой, во время аварийных ситуаций или обычных отключений отопления, нет опасности обморожения системы.
В каких пропорциях смешивать воду и спирт для антифриза
Процентное содержание этанола в составе должно быть пропорционально температуре за окном.
Температура воздуха | % алкоголя |
— 10,6 | 20,3 |
— 23,6 | 33,8 |
— 28,7 | 39,0 |
— 33,9 | 46,3 |
Кроме того, стоит помнить, что в литре 96% безводного этанола содержится всего 960 мл. Соответственно, чтобы сделать раствор из 30% этанола, нужно 96/30=3,2, что означает, что на 1 литр этанола нужно взять 3,2 литра воды. Благодаря таким пропорциям антифриз не замерзает при температуре до -20o C.
Неспециализированные сведения о незамерзающих теплоносителях
Антифриз для автономных систем отопления основан на водном растворе этиленгликоля или водном растворе пропиленгликоля.
В дополнение к этим ингредиентам в растворы добавляется ряд добавок. Цель — избежать вспенивания теплоносителя в системе и предотвратить коррозионные процессы в отопительном оборудовании.
Кроме того, использование специальных присадок гарантирует, что антифриз не разрушает резиновые и полимерные уплотнения, которые в большом количестве используются при строительстве систем отопления.
В настоящее время на отечественном рынке представлен широкий ассортимент теплоносителей, которые отличаются торговой маркой производителя, возможностью работы в различных системах и, конечно же, ценой. Большой популярностью пользуется продукция таких брендов, как «Энергос Люкс», «Энергос Универсал», «Термагент» и «Диксис».
Сразу напомним, что цена российских и зарубежных соединений существенно отличается. Вопрос в том, почему продукты, предназначенные для одних и тех же задач, могут стоить дороже или дешевле?
В большинстве случаев эти продукты продаются в двух вариантах:
- модификации, предназначенные для работы при температуре до — 30 °C;
- модификации, предназначенные для работы при температуре до — 65 °C.
Использование этиленгликоля позволяет производителю снизить стоимость готового продукта. Но выбирая недорогую охлаждающую жидкость из этиленгликоля, необходимо понимать, что она токсична.
Например, смертельная доза этиленгликоля составляет 100 мл. Другими словами, если система протекает, если соединения разрываются, то, скорее всего, произойдет утечка, опасная для здоровья человека. Чтобы обнаружить утечку на ранней стадии, антифриз, изготовленный из этиленгликоля, обычно окрашивают в красный цвет.
Специфика применения антифриза с различными типами отопительных радиаторов
Можно ли использовать антифриз на основе этиленгликоля для алюминиевых радиаторов и радиаторов из других металлов?
Актуально: свойства совместимости охлаждающей жидкости и радиатора указаны производителем на канистре. Перед приобретением изделия внимательно ознакомьтесь с инструкцией и параметрами совместимости изделия с используемым отопительным оборудованием.
Различные типы радиаторов по-разному реагируют на использование антифриза.
Рассмотрим реакцию различных металлов на охлаждающую жидкость.
- Алюминий может образовывать несколько электролитов, если в системе, заполненной антифризом, используются бронзовые трубы или латунные запорные клапаны;
- Чугун никак не реагирует на охлаждающую жидкость антифриз, при условии, что резиновые уплотнения между секциями заменены на полимерные;
- Сталь в системах низкого давления никак не реагирует на антифриз, но необходимо устанавливать большие аккумуляторы;
- При использовании антифриза в биметалле повышается вероятность электролитического испарения между стальными, алюминиевыми и латунными фитингами.
Чтобы система отопления работала долго без регулярного ремонта, стоит заменить чугунные трубопроводы от котла до радиаторов на полипропиленовые трубы и полимерную запорную арматуру.
Соединительная арматура должна быть изготовлена из химически стойкого металла. Оптимальным выбором являются фитинги из стали.
Какие конкретно параметры необходимо учесть при выборе антифриза
При выборе антифриза следует обратить внимание на следующие характеристики:
- Количество продукта в канистре;
- Концентрация антифриза при использовании;
- Состояние соединений в системе;
- Тепловая мощность отопительного оборудования;
- Мощность циркуляционного насоса.
Почему при выборе следует обращать внимание на количество, а не на вес?
Плотность воды больше, чем у большинства антифризов для систем отопления. В результате для автономной системы объемом 100 литров вам потребуется залить 110 литров антифриза.
В большинстве случаев антифриз не подается в систему в чистом виде. Он разбавляется водой в соотношении 3 к 1. Поэтому перед использованием системы ознакомьтесь с инструкцией по приготовлению и концентрацией, рекомендованной производителем.
Почему так важно знать состояние соединений в автономной системе? Если отопление в вашем доме работает уже давно, необходимо проверить состояние соединений, в частности, прокладок и фитингов.
Фактом является то, что большинство прокладок на основе полимерных материалов разрушаются (процесс деградации) после длительного контакта с жидкой средой. В то же время антифриз более жидкий, чем чистая вода, поэтому существует высокая вероятность протечек в случае нагрева воды с помощью специальных теплоносителей.
При планировании использования антифриза следует учитывать, что эта жидкая среда обладает меньшей теплоемкостью по сравнению с водой, поэтому требуются радиаторы огромных размеров. Кроме того, для обеспечения оптимальной циркуляции антифриза необходимо установить более примечательные циркуляционные насосы.
Обстоятельства чтобы не покупать незамерзающие теплоносители
Казалось бы, отопление радиаторов под антифризную жидкость приспособлено, использование такой жидкости обеспечивает простоту и удобство эксплуатации системы отопления.
Почему многие соотечественники предпочитают, как и раньше, использовать обычную воду?
- Во-первых, цена воды копеечная, а цена спецсредств высокая, когда речь идет об обогреве помещений загородного дома площадью более 100 м?
- Во-вторых, если по той или иной причине в системе произошла утечка, легко долить воду своими руками и перезапустить котел;
- В-третьих, не стоит забывать, что большинство антифризов на отечественном рынке, в случае утечки, представляют собой значительный риск с точки зрения токсичности;
- В-четвертых, многие производители котлов отказывают в гарантийном ремонте, если в системе циркулировал антифриз;
- В-пятых, использование антифриза в зданиях постоянного проживания не оправдано.